Формирование глагольного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ӀӀӀ уровня | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Баранова, Л. В. Формирование глагольного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ӀӀӀ уровня / Л. В. Баранова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 29-31. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/328/14908/ (дата обращения: 16.10.2024).



В данной статье рассматриваются особенности глагольного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ӀӀӀ уровня. Представлена эффективная коррекционная работа по формированию глагольного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ӀӀӀ уровня.

Ключевые слова: дети с общим недоразвитием речи, глагольный словарь.

В настоящее время количество детей с речевыми патологиями заметно увеличивается. У детей нарушаются важнейшие элементы речи, такие как лексика, грамматика и фонетика. Но некоторые дети сталкиваются с нарушениями всех компонентов речи, а именно с общим недоразвитием речи. Лексика выступает тем главным несформированным элементом, который оказывает существенное влияние на развитие речи ребенка, поскольку значение непосредственно слова, по мнению Л. С. Выготского, является «единицей речевого мышления» [1].

В работах Л. Н. Ефименковой, Г. И. Жаренковой, Н. С. Жуковой, Р. И. Лалаевой, Р. Е. Левиной, Т. В. Тумановой, Л. Ф. Спировой и других, посвящённых изучению и исправлению общего недоразвития речи, содержатся данные о неполноценности протекания словообразовательных операций у этих детей. Дети с недоразвитием речи с трудом и в более позднем сроке овладевают навыками образования глаголов, что существенно обедняет возможности детей в использовании языковых средств.

Словарь — один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря — один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.

Активный словарь — это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет. В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях — ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями жизни ребенка.

Пассивный словарь — слова, которые говорящий понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадается по контексту. Если у взрослого в пассивный словарь чаще всего входят специальные термины, диалектизмы, архаизмы, то у ребенка — часть слов общеупотребительной лексики, более сложных по содержанию.

Развитие словаря влияет на всестороннее развитие ребенка. Эмоциональное развитие дошкольников, понимание ребенком эмоционального состояния других людей также зависят от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения. Развитие речи в дошкольном возрасте оказывает существенное влияние на психическое развитие ребёнка в целом.

Современные психологические исследования показали, что недоразвитие регулирующей функции речи является общей закономерностью аномального развития.

Научные исследования ряда психологов показали, что именно дошкольное детство является особенно сензитивным к усвоению речи. Следовательно, лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые годы жизни совершаться исключительно на родном языке.

Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное и правильное овладение ребенком речью. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.

Развитие речи — это целенаправленная и последовательная педагогическая работа. Речь является основным средством и формой самовыражения и коммуникации детей, она служит способом регуляции его поведения.

Исследование, направленное на изучение особенностей развития глагольного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ӀӀӀ уровня, проводилось в реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Солнечный» города Казани. В исследовании приняло участие 20 детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ӀӀӀ уровня.

Методика исследования основывается на методических разработках Волковой Г. А., Архиповой Е. Ф. (приемы обследования пассивного и активного словаря, дополнение к глаголу, приемы дифференцировки глаголов совершенного и несовершенного вида и глаголы образованные префиксальным способом), Жуковой Н. С. [3] (заимствован материал по обследованию различения мужского и женского рода глаголов прошедшего времени, материал по обследованию различения единственного и множественного числа глаголов, префиксальных изменений глагольных форм), Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В. [4] (приемы показ по называнию, а затем называние действий).

При оценке выполнения задания на выявление уровня развития глагольного словаря учитывается ряд показателей, характеризующий каждый уровень владения детьми глагольным словарём.

Высокий уровень — правильное, самостоятельное выполнение задания, без дополнительных разъяснений.

Средний уровень — ребёнок выполняет больше половины предложенных заданий без помощи.

Низкий уровень — ребёнок выполняем меньше половины предложенных заданий без помощи.

При обследовании глагольного словаря нами было выявлено, что активный и пассивный словарь детей беден, дети знают и используют в своей речи слова, которые им доступны и с которыми чаще всего встречаются в своей речи.

Речь детей бедна, не насыщена разнообразными глаголами. Подбор и называние близких слов-действий у детей находится на низком уровне, они с трудом подбирают нужные слова-действия, большинство детей заменяет названия действий близкими по ситуации и внешним признакам. Так же большие трудности у детей вызвало задание, на подбор дополнения к глаголу, т. к. у них отмечается несформированность лексики и семантических полей. При обследовании грамматических форм глаголов, а именно словообразования и словоизменения, дети допускали большое количество аграмматизмов. В образовании глаголов совершенного вида дети частично справились с заданием, но затруднялись в различении совершенного и несовершенного вида глаголов. Таким образом, по результатам нашего исследования нами определены основные тенденции в развитии глагольного словаря у старших дошкольников с ОНР III уровня, и мы планируем в формирующем эксперименте разработать коррекционную работу, направленную на формирование глагольного словаря. Такие дети нуждаются в специальном коррекционном обучении.

Для коррекционного обучения была отобрана экспериментальная группа детей из 12 человек дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ӀӀӀ уровня.

В результате формирующего эксперимента мы разработали картотеку игр и упражнений, а также перспективный план коррекционной работы по формированию глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, и внедрили в образовательный процесс.

Словарь ребёнка дошкольного возраста пополняется в процессе игры. Игр по расширению словарного запаса множество, бывают речевые — с мячом, а также с другими предметами и двигательно-словесные, предполагающие манипулирование руками и мыслительно-познавательную деятельность.

В формирующем эксперименте для формирования глагольного словаря мы использовали следующие игры:

  1. Глаголы движения:

– игра «что делают предметы?»,

– игра «кто как передвигается».

  1. Глаголы, обозначающие движения и крики:

– «кто как голос подаёт?»,

– «в зоопарке».

  1. Бытовые глаголы:

– «кто что делал, расскажи»,

– «найди подходящую картинку».

  1. Глаголы, связанные с процессами, происходящие в природе:

– «что происходит в природе».

  1. Глаголы, выражающие чувства людей:

– «скажи иначе»,

– «унылый и весёлый».

После проведения коррекционной работы мы провели контрольный эксперимент. У детей заметно улучшились показатели в развитии глагольного словаря. В пассивном словаре детей имеется большой объём слов — действий. Работа по обучению детей с общим недоразвитием речи способствовала развитию их глагольной лексики, решала задачи понимания устной речи, умения вслушиваться в речь, умения определять действия предмета.

Активный словарь детей стал богаче, дошкольники стали правильно употреблять слова-глаголы разной слоговой структуры, у них совершенствовались навыки общения, что выражалось в стремлении вступать в диалог с логопедом, с детьми по группе, дети стали активнее на занятиях, особенно по развитию речи. Дошкольники стали лучше выделять не только действия предметов. В играх также отражалась динамика развития глагольной лексики детей. Нередко можно было заметить такую ситуацию, когда ребёнок что-то рассказывал своей игрушке или составлял рассказ по созданному рисунку. Дети экспериментальной группы научились обозначать действия, совершаемые ими в бытовой, игровой, изобразительной деятельности.

Таким образом, данные результатов контрольного эксперимента позволяют нам считать эффективной приведенную нами коррекционно-логопедическую работу, в процессе которой мы развивали глагольный словарь старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, что значительно улучшило состояние речи в целом.

Литература:

  1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн.для воспитателя дет.сада. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1991. — 160 с.
  2. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Собр. соч. — М., 1982. — Т. 6. Выготский Л. С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. — 1972. — № 2. — 114с.
  3. Жукова, Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.- метод.пособие. / Жукова Н. С. — М.: Соц.-полит, журн., 1994. — 96 с.
  4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи
  5. Чистякова И. А. «33 игры для развития глагольного словаря. дошкольников». Издательство «Каро». С.-Петербург, 2005г.
Основные термины (генерируются автоматически): глагольный словарь, общее недоразвитие речи, ребенок, дошкольный возраст, III, уровень, коррекционная работа, пассивный словарь, развитие речи, формирующий эксперимент.

Похожие статьи

Особенности развития словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассмотрены результаты диагностики словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи. В ходе анализа были выделены типичные особенности словарного запаса данной категории детей. Полученные данные могут быть полезны специалистам, ос...

Специфика формирования навыка словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе логопедического сопровождения

Статья посвящена вопросу формирования навыка словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. В ходе экспериментального изучения выявлена специфика формирования навыка словообразования имен существительных у де...

Взаимодействие специалистов ДОУ в процессе формирования навыка словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья посвящена вопросу взаимодействия специалистов дошкольного учреждения в системе работы при формировании навыка словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе логопедического сопровождения.

Арт-терапия в работе по коррекции коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье проанализированы особенности развития коммуникативных навыков детей с общим недоразвитием речи посредством методов арт-терапии. Раскрыты возможности методов арт-терапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющих общее недо...

Особенности словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье описывается процесс формирования словообразования в онтогенезе, последовательность усвоения языковых схем и моделей детьми. Рассматриваются специфические особенности развития речи и высших психических функций детей с общим недоразвити...

Изучение связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи по результатам констатирующего эксперимента

В данной статье изучена характеристика связной речи детей с нормальным речевым развитием и ее особенности у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи. В результате сделали выводы, что дети с речевым недоразвитием испытывают затруднения в пос...

Особенности формирования фразовой речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье представлены результаты исследования особенностей формирования фразовой речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Материалы исследования позволяют оценить количественные и качественные характеристики сформированности фразовой речи у до...

Анализ методов и приемов работы по формированию функционального базиса чтения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Статья посвящена анализу методов и приемов работы по формированию функционального базиса чтения дошкольников с общим недоразвитием речи.

Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

В статье представлены результаты экспериментального изучения формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. А так же доказывается необходимость разработки и внедрении в общую систе...

Особенности согласования прилагательных и существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ІІІ уровня

В статье изложены результаты исследования по теме «Особенности согласования прилагательных и существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ІІІ уровня». В ходе исследования были использованы 3 методики выявления особ...

Похожие статьи

Особенности развития словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассмотрены результаты диагностики словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи. В ходе анализа были выделены типичные особенности словарного запаса данной категории детей. Полученные данные могут быть полезны специалистам, ос...

Специфика формирования навыка словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе логопедического сопровождения

Статья посвящена вопросу формирования навыка словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. В ходе экспериментального изучения выявлена специфика формирования навыка словообразования имен существительных у де...

Взаимодействие специалистов ДОУ в процессе формирования навыка словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья посвящена вопросу взаимодействия специалистов дошкольного учреждения в системе работы при формировании навыка словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе логопедического сопровождения.

Арт-терапия в работе по коррекции коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье проанализированы особенности развития коммуникативных навыков детей с общим недоразвитием речи посредством методов арт-терапии. Раскрыты возможности методов арт-терапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющих общее недо...

Особенности словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье описывается процесс формирования словообразования в онтогенезе, последовательность усвоения языковых схем и моделей детьми. Рассматриваются специфические особенности развития речи и высших психических функций детей с общим недоразвити...

Изучение связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи по результатам констатирующего эксперимента

В данной статье изучена характеристика связной речи детей с нормальным речевым развитием и ее особенности у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи. В результате сделали выводы, что дети с речевым недоразвитием испытывают затруднения в пос...

Особенности формирования фразовой речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье представлены результаты исследования особенностей формирования фразовой речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Материалы исследования позволяют оценить количественные и качественные характеристики сформированности фразовой речи у до...

Анализ методов и приемов работы по формированию функционального базиса чтения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Статья посвящена анализу методов и приемов работы по формированию функционального базиса чтения дошкольников с общим недоразвитием речи.

Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

В статье представлены результаты экспериментального изучения формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. А так же доказывается необходимость разработки и внедрении в общую систе...

Особенности согласования прилагательных и существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ІІІ уровня

В статье изложены результаты исследования по теме «Особенности согласования прилагательных и существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ІІІ уровня». В ходе исследования были использованы 3 методики выявления особ...