Роль личности педагога в образовательном процессе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Степанова, Н. А. Роль личности педагога в образовательном процессе / Н. А. Степанова, О. С. Немтинова, О. Н. Андреева, А. А. Степанова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 37-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/328/14924/ (дата обращения: 18.12.2024).



Если воспитатель окажется глух и нем к законным требованиям времени, то он сам лишит свою школу жизненной силы

К. Д. Ушинский

Современная парадигма образования предполагает переосмысление задач всей системы образования, как общего среднего, так и профессионального. Без этого любые реформы и инновации будут носить заведомо бессистемный, локальный и фрагментарный характер. Можно с уверенностью говорить о том, что новые тенденции в определении характера и роли развития системы образования носят глобальный, философский характер и совпадают не только на уровне стран европейского, но и всего мирового сообщества.

Более ста лет назад один из самых знаменитых натуралистов своего времени Томас Хаксли определил образование как изучение правил игры под названием «жизнь». Образование, согласно этим правилам, означало умение жить по законам природы, а природа, в свою очередь, включала в его представлении и человека в его взаимоотношениях с другими людьми, с живой и неживой средой обитания.

Томас Хаксли остроумно заметил, что если бы будущее благополучие ребенка зависело от умения играть в шахматы, то вряд ли нашлись бы родители, которые допустили бы, чтобы ребенок вырос, так и не научившись отличить слона от пешки. Метафора Хаксли вполне применима к современным требованиям в образовании, где основное правило — научить учиться, научить быть готовым к условиям быстро меняющегося мира.

Необходимость развития умения учиться в корне меняет характер взаимоотношений между преподавателем и студентом, позволяет по-новому взглянуть на оптимизацию учебного процесса и переосмыслить существующие методы преподавания тех или иных дисциплин.

Well begun is half done — гласит английская пословица. Ведущая роль, конечно же, отводится преподавателю. Профессионализм и мастерство всегда связывали его со способностью учить. Сегодня обучающая деятельность, как и все в этом мире, претерпела значительные изменения.

Среди множества видов деятельности преподавателя обучающая, бесспорно, является ведущей. Неслучайно слово «учитель» в своем исходном значении — это тот, кто учит, преподает. В условиях высоких темпов развития науки, технологий, информационных потоков обучающая деятельность претерпела серьезные изменения по сравнению с тем, как она выглядела даже десятилетие назад.

Во-первых, преподаватель перестал быть для учащихся единственным источником новых знаний. Сегодня у него появилось множество помощников и конкурентов — компьютер, телевидение, интернет, информационно насыщенная среда.

Во-вторых, в обществе изменилось представление о целях и результатах обучения. Образованность сегодня уже не сводится к способности воспроизвести усвоенные знания и тем более не отожествляется с «многознанием» или эрудицией, а предполагает компетентность во многих областях. Это умение выбрать из массива знаний такое, которое поможет провести самостоятельное исследование и решить задачи и, соответственно, добыть недостающие знания, и умение оценить экологические, социальные, нравственные последствия технологических проектов, которые создаются на основе изучаемой науки, т. е сделать то, что специалисты называют сегодня гуманитарной экспертизой.

Нетрудно предположить, что раз качественно изменяется продукт обучения, то и сама деятельность обучения претерпевает существенные изменения. Организаторская функция преподавателя в процессе обучения начинает превалировать над информационно-сообщающей.

Иными словами, какова культура общества, таков и способ освоения ее. Если современной культуре присущи интенсивность, жизнь на основе достижения науки, информационная насыщенность, креативность в решении задач, то эти черты присущи и процессу введения человека в мир культуры — обучения.

Для того чтобы овладеть деятельностью обучения на профессиональном уровне, преподаватель и сам должен быть профессионалом своего дела.

Коммуникативная и дидактическая компетентность преподавателя проявляется в целом ряде характеристик его деятельности. Учитель — это организатор педагогического процесса, постоянно находящийся во взаимодействии с учащимися, коллегами. Все это накладывает на него огромную ответственность, к нему предъявляются большие требования.

Успешного учителя отличает умение создавать ситуацию общения на уроке и вне его — т. е строить отношения на основе эмпатии.

Достижение нового качества работы педагога, обозначаемого понятием компетентности, обеспечивается усвоением ориентировочной основы профессионально-педагогической деятельности (ориентировкой на компетентностный тип педагогических решений, владением опытом проектирования и реализации высокоэффективных педагогических технологий). Компетентность педагога достигается за счет сформированности в его сознании целостного образа этой деятельности, благодаря которому обеспечивается выполнение системообразующих педагогических действий, базовыми среди которых являются следующие три:

− проектирование содержания образовательного процесса на основе соотнесения образовательного стандарта и реальной ситуации развития обучаемых.

− реализация различных моделей усвоения социокультурного опыта — воспроизведение, действие по ориентировке, сотворчество, переживание и извлечение «живого» знания, рефлексии собственного опыта и построение жизненных диспозиций.

− постановку учащихся в позицию субъектов образовательного процесса с ориентацией на наиболее полное проявление субъектности с учетом данной возрастной и социальной ситуации развития участников процесса.

Расхождение между новыми профессиональными функциями педагогов и традиционной моделью их подготовки (кризис идентичности) особенно остро ощущается в тех случаях, когда новые сферы и задачи профессионально-педагогической деятельности не поддержаны соответствующей научной и содержательно-методической базой.

Современному педагогу необходимы:

− ориентировка в быстро меняющемся мире и тех измерениях, которые происходят в образовании, в его новых приоритетах;

− представление о реконструкции преподаваемой им образовательной области в направлении ключевых компетенций;

− реальные навыки применения проектных, компьютерных и коммуникационных технологий;

− ориентация на ученика с характерной для него избирательностью, желанием получить неформальную подготовку к жизненной карьере;

− усвоение современной методологической культуры, эрудиция, «незацикленность» на своем предмете.

− разработка собственной системы преподавания, которая сделает его конкурентоспособным на рынке образовательных услуг.

Говоря о решающем значении учителя для любого педагогического успеха, мы не располагаем исследованиями, в которых достаточно ясно давался ответ на вопрос: в чем состоит вклад учителя в педагогический процесс? Под вкладом понимается роль, функция, которую выполняет личностно-профессиональная сфера учителя, мир его реальности. Совершенно ясно, что многообразие «педагогических реальностей» обусловлено именно активной позицией педагога, поскольку инструкции, идущие извне — стандарты, «технологии», как правило, общие для всех.

Субъективная педагогическая реальность — это:

1. Идеальная форма существования в сознании педагога педагогических задач и средств их решения;

2. Проект педагогической системы, реализующей его авторский замысел;

3. Система профессиональной и личностной рефлексии педагога.

Ценность этого понятии состоит в его важных методологических функциях:

объяснительной — указывает на истоки педагогических успехов и неудач;

проектно-управленческой — выявляет условия проектирования педагогических систем;

образовательной любой элемент содержания образования должен пройти через субъективную педагогическую реальность педагога, обогатиться ею, приобрести форму, в которой он может быть усвоен;

Специфика педагогической деятельности, ее уникальная цель, состоит в творении мира другого человека, в создании другой субъективной реальности. В действительности педагог для ученика не просто одно из условий его развития наряду с другими. Именно он и является самим основанием возникновения субъективности ученика. Эта целостность существует как ключевая идея, замысел педагогической системы. С этой позиции понятно знаменитое изречение К. Д. Ушинского: «Передается не опыт, а мысль, выведенная из опыта».

Как субъект коммуникативной деятельности педагог постоянно совершает разнообразные действия. С помощью педагогической коммуникации в образовательном пространстве создается среда с заданными характеристиками отношений и взаимодействий. Коммуникативная деятельность педагога направлена на передачу учебной информации, воссоздание педагогических отношений, обеспечение взаимодействия «сознаний» и «психик» участников педагогического процесса.

Известно три основных вида мотивов коммуникативной деятельности педагога:

− деловые;

− познавательные;

− личностные.

Коммуникативная деятельность педагога может выступать частью педагогического общения, обеспечивая его информационную основу, но может оставаться и вполне самостоятельным видом профессиональной активности.

Основная миссия педагога как субъекта коммуникативной деятельности — использование и создание информационных потоков, управление ими в границах образовательного пространства.

Основная составляющая деятельности педагог — общение, поэтому устная речь — важный элемент профессионального мастерства. Все словесные методы обучения базируются на речи педагога. Не подлежит сомнению, что культура речи очень важна для педагога.

И устная, письменная речь педагога должна соответствовать определенным требованиям:

− Первое требование — это правильность речи.

− Вторым требованием к речи педагога является ее богатство.

− Третье — точность иясность.

Четвертое — краткость илаконичность.

Пятое — эмоциональность речи. Эмоциональность— это не «украшение», анеобходимый рабочий элемент.

Шестое — использование лексических средств изобразительности.

В формировании мастерства речи педагога важное значение имеет речевая техника. Бедность звуковысотного диапазона речи педагога приводит к монотонному звучанию, обеднению звуковой палитры, ослаблению педагогического воздействия речи.

А. С. Макаренко неслучайно связывал высокий уровень педагогического мастерства с совершенным владением голосовыми средствами. Он считал, что настоящим мастером можно стать лишь тогда, когда научишься произносить фразу «Иди сюда» с 15–20 звуковыми оттенками.

Резюмируя вышеизложенное. Профессиональная компетентность педагога может быть определена как способность приводить свой образ жизни, сердцевину которого составляет профессиональный труд, в соответствие с образом мира как целостной и системно-смысловой действительностью, представляющей собой мир, в котором он живет и действует.

На основании того, что профессиональное образование дает возможность управлять образованием будущего, развиваем способности быстро и четко реагировать на потребности постоянно меняющегося рынка, в мировой системе профессиональной подготовки реализуется тезис о том, что современный специалист обязательно должен обладать рядом профессионально-личностных качеств, объединенных понятием «формулы качества». Японские исследователи в эту формулу включают нравственность, интеллект, мастерство, совершенство.

По мнению Лестера Туроу знание и профессионализм сегодня становятся единственным источником долговременного устойчивого конкурентного преимущества, поскольку все остальное выпадает из уравнения конкуренции; но знание может быть использовано только через квалификацию индивидов.

Профессиональная компетентность педагога — это сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых личностных качеств, обуславливающее готовность педагога к актуальному выполнению педагогической деятельности. При этом педагогический профессионализм связан, прежде всего, с высоким уровнем самореализации индивидуальных особенностей, с индивидуальным почерком, индивидуальным стилем деятельности.

Литература:

  1. Колесникова И. А. Коммуникативная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. А. Колесникова; под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2007.-336с.
  2. Занина Л. В., Меньшикова Н. П. Основы педагогического мастерства. / Серия «Учебники, учебные пособия». — Ростов н /Д: Феникс, 2003.-288с.
  3. Сериков В. В. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Сериков: под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесникова. — М.: Издательский центр «Академия», 2008.-256с.
  4. Осмоловская И. М. Словесные методы обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2008.-172с.
  5. Коджаспирова Г. М. Педагогика: Учебник.- М.: Гардарики, 2004.-528с.
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная деятельность педагога, педагогический процесс, педагогическая деятельность, умение, требование, субъективная педагогическая реальность, речь педагога, профессионально-педагогическая деятельность, профессиональная компетентность педагога, педагогическая система, знание, педагог, обучающая деятельность, образовательный процесс, образовательное пространство, меняющийся мир, коммуникативная деятельность.