Методы и приемы формирования невербальных средств коммуникации у детей с ментальными нарушениями развития в условиях ЦССВ
Автор: Санжиева Зинаида Ивановна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
Дата публикации: 06.04.2019
Статья просмотрена: 132 раза
Библиографическое описание:
Санжиева, З. И. Методы и приемы формирования невербальных средств коммуникации у детей с ментальными нарушениями развития в условиях ЦССВ / З. И. Санжиева. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/328/14947/ (дата обращения: 19.12.2024).
Использование альтернативных средств коммуникации часто встречается в коррекционной педагогике, т. к. эти средства открывают дополнительные возможности реабилитации детей. Многие системы подобного рода получили название «невербальные». Давайте вспомним, что с такими системами мы сталкиваемся довольно часто в повседневной жизни.
Например, находясь на улице, мы с вами становимся участниками транспортно-пешеходных отношений, которые регулируются дорожными знаками.
Обратив внимание на знак, мы долго не думаем, не придумываем разнообразные выводы, а просто автоматически сбавляем скорость. Такая знаковая система понятна всем людям, даже говорящим на разных языках.
Попытки использовать разнообразные пути реабилитации детей с ментальными нарушениями развития натолкнули на мысль применения «невербальных» средств коммуникации в тех случаях, когда речевая реабилитация затруднена или невозможна. Начиная с 60-х годов, западные педагоги стали разрабатывать системы альтернативной коммуникации. Все эти системы основаны на общей идеологии. Кратко её можно сформулировать следующим образом:
- Вместо формирования устной речи у ребенка предлагается заменить несформированную речь коммуникацией с помощью изображений. Например, неговорящий ребенок хочет выразить свою мысль, может использовать карточку с определенным изображением. Педагог может ответить с помощью карточки, но это не обязательно в том случае, если ребенок понимает обращенную речь.
- Набор изображений может быть использован как знаковая система, которая определяет потребность «неговорящего» ребенка. Такая система помогает педагогу избавиться от трудных попыток сформулировать минимальный уровень речевых умений.
- Существует мнение, что возможность использования системы, основанной на изображениях, позволит увеличить интеллектуальные возможности развития ребенка, в какой мере он способен овладеть речью.
Из существующих систем коммуникации, на мой взгляд, более простой является система пиктограмм. Традиционный набор включает в себя комплект карточек 3х3 до 10х10 см. Контрастность и достаточно большой размер изображения создают более благоприятные условия для восприятия символов. Для обучения коммуникации при помощи пиктограмм необходимо развитие зрительного восприятия на уровне двух лет.
Набор карточек включает обозначения предметов, действий с ними. Например: слово «горячий» изображается как язык пламени, «холодный» — как сосулька. Над каждым рисунком крупными буквами написано слово, что создает дополнительные возможности для обучения ребенка чтению.
Процесс обучения коммуникации с помощью метода пиктограмм носит постепенный, накопительный характер. Обучение начинается с более простых и больших по размеру карточек, обозначающих наиболее часто используемые ребенком предметы и совершаемые действия. Чтобы облегчить понимание символов, вместе с определенной карточкой мы демонстрируем предмет, который она обозначает.
Часто бывает так, что ребенок испытывает большие трудности при усвоении этой системы коммуникации, обучение начинаем с демонстрации реальных фотографий близких ребенку людей. Таким образом, обучение становится для ребенка эмоционально окрашенным, что является дополнительным стимулом для усвоения символов.
В работе с детьми с ментальными нарушениями развития так же используем элементы жестового языка. В настоящее время использование элементов жестового языка находит все большее применение в коррекционной работе с детьми, страдающими синдромом раннего детского аутизма и синдромом Дауна. Как утверждает Джереми Барнс, учредитель благотворительного фонда «Даунсайд ап», жестовый язык может стать мостиком, который поможет детям с синдромом Дауна перейти к общению с помощью речи. Поскольку моторное развитие и зрительное восприятие у детей с синдромом Дауна часто бывают достаточно хорошими, понимание жестов для них оказывается более легкой задачей по сравнению с пониманием и произнесением звуков речи. Правильное применение жестового языка в работе с детьми с синдромом Дауна позволяют сформировать коммуникативные навыки, развить представления о языке в тот промежуток времени, когда ребенок еще не готов заговорить.
Тем не менее, нельзя не отметить, что использование описанных методов в практике нашей работы с детьми показало, что с положительными моментами имеется ряд существенных ограничений, что послужило толчком к разработке интегративной методики, включающей элементы описанных методов.
В рамках данной коммуникационной методики, замещающей естественный язык, сочетание жестового языка, пиктограмм, фотографий позволяет организовать знаковую поддержку, адекватную его потенциальным возможностям.
Конечно, использование «невербальных» средств коммуникации не подменяет собой полноценную реабилитацию детей с ментальными нарушениями развития, однако в значительной степени облегчает решение целого ряда задач.
Разработка методов применения альтернативных средств коммуникации в работе с детьми с ментальными нарушениями развития находится в самом начале и требует серьезных исследований в области коррекционной педагогики.
Однако многие педагоги и мы в том числе, используем в своей работе именно эти методики невербального общения.
Литература:
- Дружинин В. Н. «Психология общих способностей» «Питер», 2000г.
- «Как учить и развивать умственно отсталых детей» К.Грюневальд, С.-П., «Петербург ХХ1»,1994г.
- Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. «Формирование мотивации учения», М., «Просвещение», 1990г.
- Министерство труда и социального развития РФ. Государственный доклад: О положении детей в российской Федерации 2002г.
- «Методики оказания социально-психологической помощи семье и детям» под редакцией Н. Г. Осуховой, М., «Просвещение», 2002г.