Использование мультипликационных фильмов для формирования социально приемлемого поведения у детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Иванова, Н. Д. Использование мультипликационных фильмов для формирования социально приемлемого поведения у детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи / Н. Д. Иванова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 5-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/328/14952/ (дата обращения: 17.10.2024).



Даная методическая разработка предназначена для специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи. Предложенная система занятий, способствует оптимизации их социального опыта.

Несформированность средств общения, эмоциональная незрелость и бедный поведенческий репертуар являются главными препятствиями формирования социально адекватного поведения у дошкольников старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (ТНР). Таким образом, необходимо создать условия для успешной социализации дошкольников с ТНР.

Для реализации данной задачи составлена программа по формированию социально приемлемого поведения у детей старшего дошкольного возраста с ТНР с использованием мультипликационных фильмов. Специально подобранные мультипликационные фильмы служат наглядным средством формирования правильных моральных оценок и социальной компетентности детей.

При составлении программы учитывались возрастные особенности развития психических процессов, речевого развития, моторной координации детей с речевой патологией.

Материал программы способствует актуализации детьми своего личностного опыта, индивидуальных особенностей, достижений, стремлений, формированию нравственных социальных отношений.

Программа состоит из 22 занятий.

Цель программы: социально-эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста с ТНР, формирование социальной компетентности.

Задачи:

  1. Формировать у детей умение выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;
  2. Развивать у детей способность к эмпатии;
  3. Способствовать осознанию детьми причинно-следственных связей между действиями и состоянием героев мультфильма;
  4. Развитие эффективного общения;
  5. Способствовать переносу детьми позитивного социального опыта в реальную жизнь;
  6. Развитие рефлексии.

Занятия с детьми проводятся с группой детей 4–6 человек. На занятиях применяются следующие технологии:

− просмотр мультипликационных фильмов

− психогимнастические упражнения;

− игры;

− беседы, дискуссии;

− проблемные ситуации;

− практические задания, этюды.

Структура занятия

− Ритуал встречи — эмоциональное объединение участников; создание положительного настроя на работу

− Просмотр мультфильма

− Беседы, обсуждение просмотренного м/ф, (прослушанного литературного произведения)

− Разыгрывание ситуаций из м/ф, литературного произведения

− Игры для актуализация личного опыта.

− Рефлексия — получение обратной связи.

− Ритуал прощания. Дети садятся в круг, высказывают пожелания на будущее, прощаются, настраиваются на дальнейшие контакты.

Ритуал встречи и прощания на протяжении всего курса остается неизменным.

В качестве примера, рассмотрим занятие с просмотром мультфильма «Можно и Нельзя» [2].

Цель занятия: закрепление представлений о безопасном поведении детей.

Задачи:

− Определение понятий «можно — нельзя»;

− Анализ опасных ситуаций, в которых может оказаться ребенок;

− Определение адекватных паттернов поведения.

Занятие начинается ритуалом приветствия, который создает положительный эмоциональный настрой, нацеливает на работу в группе, сплачивает участников. Затем педагог-психолог предлагает детям обсудить значение слов «можно» и «нельзя», спрашивает о ситуациях, в которых уместно их использовать, о важности и правильности их использования.

После беседы психолог предлагает вниманию детей просмотр мультипликационного фильма «Можно и Нельзя».

По окончании просмотра детям предлагается обсудить сюжет мультфильма, ситуации, в которые попадал герой мультфильма, их важность, значимость для него, альтернативные пути выхода из них.

Затем педагог-психолог предлагает детям разыграть ситуации из мультфильма, используя адекватные социально приемлемые паттерны поведения.

После с детьми проводится игра с мячом «Можно — нельзя» по принципу «Съедобное — несъедобное».

Занятие заканчивается подведением итогов и ритуалом прощания.

Таким образом, с помощью использования наглядных образов героев мультфильмов, дети учатся определять социально приемлемые способы поведения и применять в аналогичных жизненных ситуациях.

Предложенная система занятий, проводимых с детьми с ТНР, способствует оптимизации их социального опыта, расширяет поведенческий репертуар, развивает эмпатию.

Многолетний опыт использования данной системы занятий с дошкольниками старшего возраста с ТНР показал эффективность и значимость в развитии средств общения, эмоционального развития и социального благополучия воспитанников.

Литература:

  1. Вольковская Т. Н., Юсупова Г. Х., «Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи», М., «Книголюб», 2004
  2. Союзмультфильм, «Можно и Нельзя», 1964
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, занятие, предложенная система занятий, просмотр мультфильма, ритуал встречи, ритуал прощания, социальный опыт, старший дошкольный возраст, тяжелое нарушение речи.

Похожие статьи

Сенсорное развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

В статье затронут вопрос выбора игровой терапии для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Так же рассмотрены практический подход и действия педагога в работе с детьми, вопросы установления контакт...

Формирование представлений о мире профессий у дошкольников с задержкой психического развития через проектную деятельность «Юные художники-декораторы»

Статья содержит теоретический анализ состояния проблемы и практический опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Проект апробирован и успешно реализован в соответствии с требованиями к образовательному проц...

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ТНР, направленное на профилактику нарушений письменной речи

Разработка научно обоснованных комплексных технологий, направленных на профилактику нарушения формирования предпосылок письменной речи, на сегодняшний день отвечает потребностям современного дошкольного образования. В статье представлен игровой компл...

Образовательная среда как стимулирующий фактор развития связной речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Актуальным вопросом в дошкольном образовании детей с ТНР является создание условий для речевого развития, что даёт возможность социализации в обществе.

Индивидуализация обучения как эффективный фактор в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

На основе практического опыта — автора учителя — логопеда высшей квалификационной категории, работающего на логопедическом пункте при дошкольном образовательном учреждении, разработана система индивидуально — подгрупповых занятий по коррекции звукопр...

Дидактические игры на основе конструктора «Йохокуб» как средство коррекции и развития речи у детей с ОВЗ

Статья посвящена возможностям использования технологии «Йохокуб» в коррекционно-развивающем процессе с детьми, имеющими особые возможности здоровья. Предложена авторская дидактическая игра на основе конструктора Е. Н. Чуйковой для развития коммуникат...

Развитие пространственного мышления у детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием робота Bee-Boot

Статья посвящена развитию пространственного мышления у детей с ОВЗ с применением робота Bee-Boot, который прекрасно подходит в коррекционно-педагогической работе с детьми в дошкольном учреждении. Внешний вид робота привлекает своей красочностью, а та...

Игровая деятельность, направленная на развитие речи и навыков общения детей в младшем дошкольном возрасте

В статье рассмотрены цели и задачи работы по игровой деятельности, а так же показано, как через игру можно развивать навыки речевого общения дошкольников. Работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 105 «Ласточка» г. Дзержинск Нижегородской области. Ст...

Коррекция дислексии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

В данной статье представлены практические задания для коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников, осваивающих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Также материал может быть и...

Взаимодействие учителя-логопеда с участниками образовательного процесса в системе комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В статье описаны организация и содержание работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с расстройствами аутистического спектра. Автором представлен опыт взаимодействия участников образовательного процесса: учителя-логопеда...

Похожие статьи

Сенсорное развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

В статье затронут вопрос выбора игровой терапии для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Так же рассмотрены практический подход и действия педагога в работе с детьми, вопросы установления контакт...

Формирование представлений о мире профессий у дошкольников с задержкой психического развития через проектную деятельность «Юные художники-декораторы»

Статья содержит теоретический анализ состояния проблемы и практический опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Проект апробирован и успешно реализован в соответствии с требованиями к образовательному проц...

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ТНР, направленное на профилактику нарушений письменной речи

Разработка научно обоснованных комплексных технологий, направленных на профилактику нарушения формирования предпосылок письменной речи, на сегодняшний день отвечает потребностям современного дошкольного образования. В статье представлен игровой компл...

Образовательная среда как стимулирующий фактор развития связной речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Актуальным вопросом в дошкольном образовании детей с ТНР является создание условий для речевого развития, что даёт возможность социализации в обществе.

Индивидуализация обучения как эффективный фактор в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

На основе практического опыта — автора учителя — логопеда высшей квалификационной категории, работающего на логопедическом пункте при дошкольном образовательном учреждении, разработана система индивидуально — подгрупповых занятий по коррекции звукопр...

Дидактические игры на основе конструктора «Йохокуб» как средство коррекции и развития речи у детей с ОВЗ

Статья посвящена возможностям использования технологии «Йохокуб» в коррекционно-развивающем процессе с детьми, имеющими особые возможности здоровья. Предложена авторская дидактическая игра на основе конструктора Е. Н. Чуйковой для развития коммуникат...

Развитие пространственного мышления у детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием робота Bee-Boot

Статья посвящена развитию пространственного мышления у детей с ОВЗ с применением робота Bee-Boot, который прекрасно подходит в коррекционно-педагогической работе с детьми в дошкольном учреждении. Внешний вид робота привлекает своей красочностью, а та...

Игровая деятельность, направленная на развитие речи и навыков общения детей в младшем дошкольном возрасте

В статье рассмотрены цели и задачи работы по игровой деятельности, а так же показано, как через игру можно развивать навыки речевого общения дошкольников. Работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 105 «Ласточка» г. Дзержинск Нижегородской области. Ст...

Коррекция дислексии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

В данной статье представлены практические задания для коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников, осваивающих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Также материал может быть и...

Взаимодействие учителя-логопеда с участниками образовательного процесса в системе комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В статье описаны организация и содержание работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с расстройствами аутистического спектра. Автором представлен опыт взаимодействия участников образовательного процесса: учителя-логопеда...