Путешествие в страну «Играйку» и город «Речевичок»
Автор: Кондейкина Светлана Александровна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
Дата публикации: 02.04.2019
Статья просмотрена: 50 раз
Библиографическое описание:
Кондейкина, С. А. Путешествие в страну «Играйку» и город «Речевичок» / С. А. Кондейкина. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/328/14955/ (дата обращения: 15.11.2024).
Значительное место в процессе развития речи занимают игры. Статья адресована родителям детей старшего дошкольного возраста с нарушениями в умственном развитии. В статье кратко рассматриваются особенности речевого развития детей 6 лет с нарушением интеллекта, а также предлагается ряд игр для развития речи данной категории детей.
Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с игрой — и он усвоит их на лету.
К. Д. Ушинский
На основе диалогической речи происходит активное овладение грамматическим строем родного языка.
Д. Б. Эльконин
Достоинство игровых методов и приемов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Организуя жизнь детей в игровой форме, логопед последовательно развивает речевую активность и инициативу.
Нарушения речи у данной категории детей носят системный характер: отмечается нарушение всех ее сторон: смысловой, грамматической, звуковой, а также ограниченностью и бедностью словаря. Ребенок с нарушениями интеллекта отстает в развитии речи уже с первых месяцев жизни — с младенчества. В дальнейшем это отставание еще более прогрессирует. В результате к началу дошкольного возраста у него оказываются несформированными такие предпосылки речевого развития, как предметная деятельность, отсутствует интерес к окружающему, недостаточно проявляются эмоции, не сформирован фонематический слух, плохо развит артикуляционный аппарат. К концу дошкольного возраста их активный словарь беден. Фразы односложны. Дети не могут передать элементарное связное содержание. Пассивный словарь также значительно меньше по объему, чем в норме. Они не понимают конструкций с отрицанием, инструкций, состоящих из двух-трех слов, им трудно поддерживать беседу, так как они не всегда достаточно хорошо понимают вопросы собеседника.
Ребенок с нарушением интеллекта долго не различает звуки речи, не дифференцирует слова, произносимые окружающими. У детей отмечается ограничение понимания обращенной речи, привязанность к ситуации и оторванность от деятельности. У большинства детей с нарушениями интеллекта первые слова в активной речи появляются после двух лет. Пассивный словарь преобладает над активным. Длительное время сохраняется ситуативное значение слова. Нарушения фонематического слуха и замедленность восприятия приводят к тому, что речь понимается неточно или искаженно. В речи детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдается большое количество грамматических искажений. Дети допускают ошибки при согласовании числительных с существительными (одна стол). Особенно труден средний род имен существительных и согласование с числительными (один яблоко). Для правильного и своевременного включения речи в процесс общения необходимо, чтобы на первых этапах ознакомления с предметом, качеством, свойством научить ребенка выделять эти свойства из других предметов, узнавать и воспринимать их, а уж потом дать слово. Именно в игре формируются произвольные формы общения детей с окружающими людьми. Без специального обучения не развивается способность регулировать деятельность с помощью речи. Речь ребенка с нарушениями интеллекта не может служить ни средством общения, ни средством передачи ребенку общественного опыта. Она также не может принять на себя функцию регуляции его действий.
Далее в статье предложены игры по развитию речи детей с нарушением интеллекта.
Знакомимся сцветом предмета
«Найди цветок для бабочки». Оборудование. Четыре крупных выполненных из картона цветка (красный, синий, желтый, белый), 4 плоскостные фигурки бабочек такой же окраски, как и цветы.
Ход игры. Положите на стол цветы четырех цветов и покажите бабочек, объясните, что бабочки хотят найти свои цветы — сесть на такой цветок, чтобы их было не видно, и никто не смог их поймать. Нужно помочь бабочкам спрятаться. Рассмотрите бабочек, обращая внимание ребенка на то, что цвет бабочки и цветка совпадают («такой же»), бабочку не видно — она спряталась.
«Кто скорее свернет ленту?»
Оборудование. Две ленты, закрепленные одним концом на палочках: одна из них длинная (50 см), а другая короткая (20 см); ленты одинаковой ширины и одного цвета.
Ход игры. Предложите ребенку научиться свертывать ленту, покажите, как это делать, дайте попробовать. Затем поиграйте в игру «Кто скорее свернет ленту». Возьмите длинную ленту, а ребенку в руки дайте короткую попросите посмотреть, кто первый свернет свою ленту. Побеждает тот, у кого лента короче. После этого положите ленты на столе так, чтобы разница их длин была хорошо видна ребенку, но ничего не говорите. Затем меняйтесь лентами. Называйте ленты «короткая», «длинная» и обобщите действия ребенка: «Короткая лента свертывается быстро, а длинная медленно».
Учимся понимать иупотреблять простые предлоги, ориентироваться впространстве.
«Внизу-наверху».
Оборудование. Два мяча, две куклы, два мишки, кукольный стул, детский стул, большой стул, стол.
Ход игры. Перед ребенком ставятся стулья: кукольный, детский, большой и стол, один мяч кладется на пол, другой на кукольный стул. Укажите на лежащий на полу мяч и спросите: «Где этот мяч? внизу? наверху?» Если ребенок не может ответить, говорите: «Этот мяч внизу». Тот же вопрос задается относительно мяча на стуле. Мячи перекладываются, и вопросы повторяются. Затем мяч перекладывается с кукольного стула на большой стул и т. д.
Основным условием, при котором можно добиться успеха, является регулярность взанятиях. Необходимо заниматься с ребенком каждый день, но не утомлять его, особенно на первом этапе коррекционной работы. Гораздо больше пользы принесут ежедневные занятия по 15–20 минут в день, чем 2–3 раза в неделю по 1 часу.
Литература:
- Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. — М.: Просвещение, 2005. — 272 с.
2. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя. — М.: «БУК-МАСТЕР», 1993.– 191 с: ил.
Похожие статьи
Игровая деятельность, направленная на развитие речи и навыков общения детей в младшем дошкольном возрасте
В статье рассмотрены цели и задачи работы по игровой деятельности, а так же показано, как через игру можно развивать навыки речевого общения дошкольников. Работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 105 «Ласточка» г. Дзержинск Нижегородской области. Ст...
Исследование представлений о развитии музыкальных способностей у детей с нарушением зрения
В статье особое место уделяется проблеме музыки и развития игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте. Результаты проведённого интервью с дошкольников, посвящённого выявлению представлений детей 6–7 лет о предпочтениях что им больше нрави...
Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений математического содержания
В данной статье рассказывается о том, какую роль играют дидактические игры и упражнения математического содержания в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста, описывается разнообразие дидактических игр, которые используются с...
Сенсорное развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
В статье затронут вопрос выбора игровой терапии для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Так же рассмотрены практический подход и действия педагога в работе с детьми, вопросы установления контакт...
Особенности памяти у дошкольников, имеющих нарушения зрения
В данной статье речь идет о дошкольниках, которые имеют нарушение зрения. Подробно рассмотрен такой познавательный процесс, как память. Память играет большую роль в жизни человека, а также в сохранении его индивидуально — личностных характеристик. У ...
Экскурсии как средство ознакомления с окружающим миром дошкольников с нарушением слуха
В статье ставится задача рассмотреть влияние экскурсий на ознакомление детей с нарушениями слуха с окружающей средой. В результате исследования было выявлено, что экскурсия — самый эффективный вид деятельности по ознакомлению с окружающим миром. Необ...
Двигательная сказка как средство развития моторной памяти у детей с тяжёлыми нарушениями речи
В статье говорится о связи речи и моторной памяти как актуальной проблеме при подготовке детей к школе, раскрываются особенности технологии двигательная сказка при работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.
Целесообразность и условия обучения чтению детей старшего дошкольного возраста
В статье ставится задача рассмотреть вопрос о необходимости обучения чтению ребенка — дошкольника, все «за» и «против». Рассмотрен психологический аспект данной проблемы. Методы и приемы обучения. Делается вывод, что навык письма и чтения, приобретен...
Влияние техник рисования на развитие воображения в дошкольном возрасте
В статье рассматривается вопрос о влиянии на развитие воображения ребенка старшего дошкольного возраста разнообразных техник рисования. Приводятся методы и результаты экспериментального исследования проблемы. Также представлен и проиллюстрирован ряд ...
Сборник дидактических игр о числах и цифрах для детей раннего и дошкольного возраста
В сборнике представлены дидактические игры для детей младшего школьного возраста с нарушением развития интеллекта. Игры направлены на развитие математического мышления, совершенствования работы высших психических функций, сенсорного развития, мелкой ...
Похожие статьи
Игровая деятельность, направленная на развитие речи и навыков общения детей в младшем дошкольном возрасте
В статье рассмотрены цели и задачи работы по игровой деятельности, а так же показано, как через игру можно развивать навыки речевого общения дошкольников. Работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 105 «Ласточка» г. Дзержинск Нижегородской области. Ст...
Исследование представлений о развитии музыкальных способностей у детей с нарушением зрения
В статье особое место уделяется проблеме музыки и развития игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте. Результаты проведённого интервью с дошкольников, посвящённого выявлению представлений детей 6–7 лет о предпочтениях что им больше нрави...
Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений математического содержания
В данной статье рассказывается о том, какую роль играют дидактические игры и упражнения математического содержания в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста, описывается разнообразие дидактических игр, которые используются с...
Сенсорное развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
В статье затронут вопрос выбора игровой терапии для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Так же рассмотрены практический подход и действия педагога в работе с детьми, вопросы установления контакт...
Особенности памяти у дошкольников, имеющих нарушения зрения
В данной статье речь идет о дошкольниках, которые имеют нарушение зрения. Подробно рассмотрен такой познавательный процесс, как память. Память играет большую роль в жизни человека, а также в сохранении его индивидуально — личностных характеристик. У ...
Экскурсии как средство ознакомления с окружающим миром дошкольников с нарушением слуха
В статье ставится задача рассмотреть влияние экскурсий на ознакомление детей с нарушениями слуха с окружающей средой. В результате исследования было выявлено, что экскурсия — самый эффективный вид деятельности по ознакомлению с окружающим миром. Необ...
Двигательная сказка как средство развития моторной памяти у детей с тяжёлыми нарушениями речи
В статье говорится о связи речи и моторной памяти как актуальной проблеме при подготовке детей к школе, раскрываются особенности технологии двигательная сказка при работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.
Целесообразность и условия обучения чтению детей старшего дошкольного возраста
В статье ставится задача рассмотреть вопрос о необходимости обучения чтению ребенка — дошкольника, все «за» и «против». Рассмотрен психологический аспект данной проблемы. Методы и приемы обучения. Делается вывод, что навык письма и чтения, приобретен...
Влияние техник рисования на развитие воображения в дошкольном возрасте
В статье рассматривается вопрос о влиянии на развитие воображения ребенка старшего дошкольного возраста разнообразных техник рисования. Приводятся методы и результаты экспериментального исследования проблемы. Также представлен и проиллюстрирован ряд ...
Сборник дидактических игр о числах и цифрах для детей раннего и дошкольного возраста
В сборнике представлены дидактические игры для детей младшего школьного возраста с нарушением развития интеллекта. Игры направлены на развитие математического мышления, совершенствования работы высших психических функций, сенсорного развития, мелкой ...