Искусство игры на деревянных ложках как средство приобщения детей к традиционной народной культуре
Автор: Савина Юлия Викторовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 04.04.2019
Статья просмотрена: 1661 раз
Библиографическое описание:
Савина, Ю. В. Искусство игры на деревянных ложках как средство приобщения детей к традиционной народной культуре / Ю. В. Савина. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/328/14981/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье рассматривается приобщения детей дошкольного возраста к русской народной музыке, культуре по средствам игры на деревянных ложках.
Ключевые слова: музыкальное воспитание, народная музыка, традиции, деревянные ложки, ритм, темп, музицирование.
Константин Дмитриевич Ушинский когда-то высказал очень интересную фразу: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он выступал за то, что воспитание должно соответствовать русской традиционной системе, категорически отвергая преобразование национальной школы под влиянием Запада. Для него казалось недопустимым использование и копирование западных подходов в воспитании наших детей. Особенно явно эта тенденция просматривалась в дошкольном музыкальном воспитании. Поэтому следуя традициям наших предков, народным инструментам, в особенности ложкам, должна отводиться важная роль. Данная проблема очень чётко и ярко отражена в работах Дмитрия Анатольевича Рытова. В своей исследовательской работе он говорит о том, что, опираясь на традиции нашей инструментальной музыки, раскрываются большие возможности в воспитании детей, в их творческой деятельности. Ведь наша жизнь наполнена многообразием музыкальных жанров. Перед нашими детьми открыт большой выбор музыкальных жанров, направлений. Тем временем музыка обесценивается, не вызывает никаких эмоций у подрастающего поколения, не говоря уже о взрослых состоявшихся людях. Мы разучились понимать, слушать музыку. Если при начальном музыкальном воспитании детей опираться на традиционную народную музыку, то данную ситуацию можно изменить. Рытов считает, что «русская ложка» способна помочь в решении этих проблем. Он внёс огромный вклад в педагогику, разработав музыкально-игровую энциклопедию, где доказал, что ложка является незаменимым средством элементарного музицирования.
Сергей Алексеевич Тучков так же занимался проблемой изучения русских ложек. Он относит ложки к «инструментальным музыкальным орудиям», которые издают звук при соприкосновении друг с другом, сравнивая ложки с барабаном, бубном. А Николай Иванович Привалов впервые использовал ложки в ансамбле. Именно тогда впервые ложки прозвучали в исполнении студента Александра Александровича Брянцева. После чего ложки стали использовать в оркестре и даже в сольных партиях.
Невозможно определить, когда появились русские ложки и стали использоваться как музыкальный инструмент, но ложки были и остаются незаменимым, исконно русским инструментом с ярким и уникальным тембром. Звучание ложек вызывает неизменный восторг у слушателей. Ложки являются одним из самых древних, но известных музыкальных инструментов, это самовыражение русского народа и отражение русской души.
Возрождение интереса к игре на деревянных ложках прослеживается из года в год. Повсюду возникают всё новые и новые ансамбли ложкарей. Ложки используются в народных и фольклорных ансамблях, оркестрах, хорах. Всё чаще инструментальные коллективы стали использовать деревянные ложки в сольных партиях.
В 2015 году на базе МБДОУ «Детский сад № 27» города Химки был создан детский фольклорный ансамбль «Ладо», в котором с удовольствием занимаются дети разных национальностей и этносов. Мы поём русские народные песни, играем на русских народных инструментах, особой популярностью у нас пользуется ансамбль ложкарей. Независимо от национальности мы все полюбили ложки, простой русский инструмент. Идея создания ансамбля возникла не случайно. На занятиях мы обратили внимание на то, что у большинства детей плохо развит ритмический слух и решили с помощью деревянных ложек попытаться улучшить или исправить данный показатель.
В своей работе, Д. А. Рытов писал, если напрягать органы слуха вначале лишь для восприятия и повторения различных ритмов, дети так же получают представление о тембре, темпе, динамике. А так как у каждого ударного инструмента есть сила звучания, свой уникальный тембр, который появляется в зависимости от породы дерева, влажности обрабатываемой древесины, величины резонатора, технологии изготовления и т. п., у ребёнка появляется желание самостоятельно анализировать. Мы стали изучать работы Рыкова и других педагогов, которые развивали тему приобщения детей к игре на русских деревянных ложках, их теоретическую и практическую составляющую. А так как с помощью игры на ложках можно решить множество задач, эта работа захватывала нас всё больше.
В состав музыкального занятия входят различные виды деятельности. Занятие можно начать с попевки, с упражнений для развития мелкой моторики (пальчиковой гимнастики), слушания музыки, игры на ложках, музыкально-ритмических движений, всё зависит от того, какую цель мы поставили на занятии. Но нельзя забывать, что игра должна быть неотъемлемой частью этого процесса, что использование звучащих жестов и пальчиковой гимнастики успокаивает и настраивает детей на занятие. Важно не забывать, что каждый ребёнок индивидуален, необходимо учитывать его психологические и физиологические особенности и способности. На первом этапе на занятиях мы знакомились с ложками, рассказывали детям, какую роль ложки играли в жизни наших предков. Им было интересно узнать, из чего мастерят ложки, для чего они предназначены. Мы на практике познавали как образуется звук, учились определять свойства звука, учились правильно держать две ложки. Так осуществлялось накопление начального музыкального опыта, приобщение к русскому народному фольклору, знакомство с простейшими приемами звукоизвлечения во время игры на деревянных ложках. Со временем задания усложнялись. Кроме потешек, дети простукивали на ложках мелодии народных песен, совместно с родителями участвовали в театральных постановках и озвучивании русских народных сказок.
В начальном этапе важно учить детей точно воспроизводить ритм. Для этого необходимо прохлопывать ритмический рисунок ладошками, а затем уже на ложках. При игре на ложках дети должны учиться согласовывать свои движения с движениями других детей, одновременно вступать, заканчивать, не опережать и не отставать от других. Дети с помощью ложек проявляют свои музыкальные способности. Не владея музыкальной грамотой, ребёнок с помощью ложки может выплеснуть свои эмоции, исполнить мелодию песни, показать себя в музицировании
Дети, для которых игра на ложках стала одним из самых любимых занятий, стали участниками ансамбля ложкарей «Ладо». Сейчас в нашем ансамбле звучат: ложки, трещотки, рубель, колотушки, колокольчики, бубен, свистульки, бубенцы и другие музыкальные инструменты. Ансамбль «Ладо» принимает активное участие в различных праздниках, досугах, развлечениях и конкурсах.
Большую роль в успешном обучении детей игре на ложках играет помощь родителей. Родители являются не только сторонними слушателями, но и участниками процесса, овладевают мастерством игры на ложках, а также вносят свой вклад в изготовление музыкальных инструментов. Чтобы у детей творческий процесс проходил непрерывно, навыки закреплялись и развивались, материал обязательно повторяется во время домашнего музицирования.
Обучение игре на деревянных ложках оказывает большую помощь в музыкальном воспитании детей, а это в свою очередь способствует сохранению русских народных традиций, культуры. Мы стараемся сохранить традиции нашего народа, а вместе с тем сохранить в детской душе то национальное богатство, которое нам передали предки.
Литература:
- Бычков В. Н. Музыкальные инструменты. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. — 176c.
- Вертков К. А. Русские народные музыкальные инструменты. — Л.: Музыка, 1975. — 280 с.
- Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка. М.: Просвещение, 1968
- Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм — СПб., 2005.
- Привалов Н. И. Биографические сведения. РНБ, отдел рукописей, ф.615, оп.1, № 1.
- Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. М: Просвещение: Владос, 1994.
- Рытов Д. А. Русская ложка: музыкально-игровая энциклопедия: учебно-методическое пособие. — СПб: Композитор, 2011.
- Рытов Д. А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей, 2001 г. Тютюнникова. «Бим! Бам! Бом!», — Санкт-Петербург, 2003.
- Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. Изд-во педагогических наук РСФСР. Москва. Ленинград. 1947.
- Тучков С. А. Записки. СПб.: 1906. — С.12.
- Ушинский К. Д. Книга о Народном воспитании. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
- Янова Е. А. «В гостях у деревянной ложки». Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 3. — С. 59–62.
Ключевые слова
традиции, темп, ритм, музыкальное воспитание, народная музыка, деревянные ложки, музицированиеПохожие статьи
Приобщение детей к истокам русского народного творчества в процессе обучения игре на деревянных ложках
Статья посвящена значению традиционной русской народной музыки в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста. В тексте идёт речь о способах приобщения детей дошкольного возраста к истокам русского народного творчества. Рассматривается опыт Д.А....
Филармония в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре
В статье рассматривается проблема привлечения школьников к музыкальной культуре средствами школьной филармонии. Подчеркивается важность классических произведений и эмоциональная восприимчивость на музыку. Рассматривается специфика формирования интере...
Этапы построения занятия по народной хореографии у учащихся фольклорных отделений детской школы искусств
В статье дается характеристика основных этапов построения занятия, по народно-бытовой хореографии у учащихся ДШИ. Данная разработка создана на основе личного опыта, а так же с использованием теоретических и практических разработок выдающихся преподав...
Вокальная работа с одарёнными детьми дошкольного возраста
В статье рассматривается процесс музыкального развития одаренных детей, указываются этапы занятия, способствующие приобретению у одаренных дошкольников вокальных навыков. Автор раскрывает методические приемы, используемые на музыкальных занятиях в пр...
Развитие вокальных навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
В статье рассматриваются проблемы, посвященные коррекционной работе по формированию и развитию вокальных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи. Автор раскрывает методические приемы, используемые на музыкальных занятиях в процессе развития певче...
Музыкальная игра как средство развития творческих способностей дошкольников
В статье рассматриваются проблемы, посвященные значению музыкальной игры как средству развития творческих способностей дошкольников. Автор обозначает основные виды музыкальных игр и исследует их влияние на развитие творческих навыков детей дошкольног...
Приобщение детей дошкольного возраста к русским народным традициям через театрализованную деятельность и устное народное творчество
В статье представлен опыт работы по приобщению детей дошкольного возраста к русским народным традициям средствами театрализованной деятельности и устного народного творчества.
Исполнительское дыхание на духовом инструменте
В статье рассматривается вопрос занятий педагога с учащимся в процессе работы над исполнительским дыханием, представлены психолого-педагогические принципы взаимодействия. Проведен анализ исполнительского мастерства как основы успешного начала образов...
Развитие эмоционального интеллекта у обучающихся на духовом инструменте венова
Статья посвящена проблеме развития эмоционального интеллекта в рамках дополнительного образования в классе духовых инструментов на основе освоения материалов на новом музыкальном инструменте венова. Были выявлены факторы развития эмоционального интел...
Техника вращений в народном танце
В данной статье рассматривается техника вращений в народном танце, ее основные принципы и методы выполнения. Статья будет полезна как профессиональным танцорам, так и любителям народного танца, желающим улучшить свою технику и выразительность движени...
Похожие статьи
Приобщение детей к истокам русского народного творчества в процессе обучения игре на деревянных ложках
Статья посвящена значению традиционной русской народной музыки в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста. В тексте идёт речь о способах приобщения детей дошкольного возраста к истокам русского народного творчества. Рассматривается опыт Д.А....
Филармония в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре
В статье рассматривается проблема привлечения школьников к музыкальной культуре средствами школьной филармонии. Подчеркивается важность классических произведений и эмоциональная восприимчивость на музыку. Рассматривается специфика формирования интере...
Этапы построения занятия по народной хореографии у учащихся фольклорных отделений детской школы искусств
В статье дается характеристика основных этапов построения занятия, по народно-бытовой хореографии у учащихся ДШИ. Данная разработка создана на основе личного опыта, а так же с использованием теоретических и практических разработок выдающихся преподав...
Вокальная работа с одарёнными детьми дошкольного возраста
В статье рассматривается процесс музыкального развития одаренных детей, указываются этапы занятия, способствующие приобретению у одаренных дошкольников вокальных навыков. Автор раскрывает методические приемы, используемые на музыкальных занятиях в пр...
Развитие вокальных навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
В статье рассматриваются проблемы, посвященные коррекционной работе по формированию и развитию вокальных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи. Автор раскрывает методические приемы, используемые на музыкальных занятиях в процессе развития певче...
Музыкальная игра как средство развития творческих способностей дошкольников
В статье рассматриваются проблемы, посвященные значению музыкальной игры как средству развития творческих способностей дошкольников. Автор обозначает основные виды музыкальных игр и исследует их влияние на развитие творческих навыков детей дошкольног...
Приобщение детей дошкольного возраста к русским народным традициям через театрализованную деятельность и устное народное творчество
В статье представлен опыт работы по приобщению детей дошкольного возраста к русским народным традициям средствами театрализованной деятельности и устного народного творчества.
Исполнительское дыхание на духовом инструменте
В статье рассматривается вопрос занятий педагога с учащимся в процессе работы над исполнительским дыханием, представлены психолого-педагогические принципы взаимодействия. Проведен анализ исполнительского мастерства как основы успешного начала образов...
Развитие эмоционального интеллекта у обучающихся на духовом инструменте венова
Статья посвящена проблеме развития эмоционального интеллекта в рамках дополнительного образования в классе духовых инструментов на основе освоения материалов на новом музыкальном инструменте венова. Были выявлены факторы развития эмоционального интел...
Техника вращений в народном танце
В данной статье рассматривается техника вращений в народном танце, ее основные принципы и методы выполнения. Статья будет полезна как профессиональным танцорам, так и любителям народного танца, желающим улучшить свою технику и выразительность движени...