Профессиональное самоопределение школьника в образовательном процессе
Авторы: Бочарникова Элеонора Александровна, Жигулина Ольга Владимировна, Муравьёва Светлана Павловна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 04.04.2019
Статья просмотрена: 846 раз
Библиографическое описание:
Бочарникова, Э. А. Профессиональное самоопределение школьника в образовательном процессе / Э. А. Бочарникова, О. В. Жигулина, С. П. Муравьёва. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/328/14999/ (дата обращения: 15.11.2024).
В данной статье рассмотрены проблемы профессионального самоопределения современных школьников, выделяются и описываются характерные особенности выбора профессии школьниками.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, направленность, мотивы.
Проблема подготовки молодежи к профессиональному самоопределению и профессиональной деятельности — одна из основных проблем, решение которой приобретает в настоящее время особую актуальность. Это не только социально-педагогическая проблема, но и экономическая составляющая развития современной цивилизации, основа научно-технического прогресса и жизнедеятельности государства, развития и самоутверждения личности. Сегодня деловой и профессиональный мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их воплощение в жизнь, способных успешно и эффективно реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в связи с поиском, планированием, выбором и устройством профессиональной карьеры.
Профориентационная работа является составной частью более широкого понятия — профессионального самоопределения, сущность которого хорошо изложена в следующем выражении: это процесс формирования отношения личности к себе как к субъекту в будущей профессиональной деятельности, что в перспективе поможет человеку адаптироваться в условиях рыночной экономики. Профессиональное самоопределение — это сложный процесс, имеющий свои особенности и этапы. Чем раньше он начинается, тем увереннее чувствует себя человек в профессиональном пространстве, тем легче протекает процесс выбора будущей профессии. Основная работа по профессиональному самоопределению проводится в школе и имеет определенную структуру.
Усиление личностного подхода в психологии и педагогике привело к обогащению научного языка понятиями, отражающими те аспекты сферы развития личности, которые ранее оставались за рамками психологического и педагогического анализа. к таким понятиям следует отнести понятие «самоопределение личности» или «личностное самоопределение», распространенное сегодня в психологической и педагогической литературе.
В психологических словарях, вышедших в последние годы, отсутствует определение понятия «профессиональное самоопределение». Оно указывается как один из видов «самоопределения личности». Понятия «личность» и «самоопределение» взаимосвязаны и взаимообусловлены процессом развития личности и становления профессионала. Современные представления о профессионально-личностном саморазвитии человека заложены в работах Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, Л. Н. Леонтьева, С. Л. рубинштейна, где личность рассматривается как субъект деятельности, личность сама формируется в деятельности и общении [2]. Вслед за А. В. Мудрик мы будем рассматривать личность как педагогическое понятие, как развивающуюся систему отношений школьника, с одной стороны, к миру и с миром, с другой — к себе и с самим собой [2].
В соответствии с выводами польского дидакта В. Оконя, самоопределение рассматривается в двух планах — профессиональном и личностном. Ученый считает, что в процессе обучения каждый школьник реализует личностные и предметные (профессиональные) цели обучения.
Под личностными целями понимаются цели развития собственных мотивов, способностей, рост умений самопознания; под предметными целями подразумеваются цели, которые определяют в конечном счете профессиональный интерес [1].
В разделении и дискретном исследовании профессионального и личностного самоопределения мы видим ограниченность такой позиции.
На основе анализа исследований мы будем рассматривать самоопределение как сложный многоступенчатый процесс развития человека, структурными элементами которого являются разные виды самоопределения — личностное, социальное, жизненное, профессиональное, нравственное, семейное, религиозное и др. В научной литературе описаны следующие разновидности самоопределения: жизненное, социально-личностное, социально-профессиональное, индивидуально-личностное, ценностно-смысловое, нравственное, эстетическое и др. нас будет интересовать, какое место эти виды самоопределения будут занимать в формировании профессионального самоопределения человека.
Проведенный нами анализ механизмов зарождения, становления, формирования самоопределения и профессионального самоопределения в возрастном аспекте необходимо рассматривать в трех основных направлениях: психологическая готовность, с позиций социологического подхода и в педагогическом смысле [1].
В психологии существуют разные мнения о завершении процесса профессионального самоопределения. Одно из них таково: профессиональное самоопределение человека начинается далеко в его детстве, когда в детской игре ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и проигрывает связанное с ним поведение. Заканчивается профессиональное самоопределение в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека. Второе звучит так: профессиональное самоопределение — процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.
Мы склонны ко второй точке зрения и попытаюсь объяснить свою приверженность ей на примере работы куратора с группой. Выше уже говорилось о том, что выпускники школ, делая выбор в пользу профессионального обучения, до конца далеко не уверенны в его правильности. И касается это не только девятиклассников, но и одиннадцатиклассников, которых можно условно разделить на 3 группы. Первая — те, кто не просто определился с будущей профессией, но связывает с ней всю свою жизнь. Эти ребята иногда по несколько раз пытаются поступить в конкретный вуз на конкретный факультет. Вторая группа — те, кто подает заявления в разные вузы на совершенно 12 разные факультеты и учится там, куда приняли [3]. Третья группа — это те выпускники, которые вообще не определились и не могут этого сделать даже после армии.
Мы считаем, что профессиональное самоопределение школьников должно быть основано не только на учете индивидуальных особенностей и особенностей профессии, но и на учете возможных изменений качеств человека и требований профессий, а также изменений в обществе. На основе этого мы выделяем следующие компоненты ситуации выбора профессии:
– общая и региональная структуры потребностей общества в кадрах;
– социальное макро- и микроокружение;
– совокупность содержательных и технологических особенностей различных видов профессиональной деятельности и выработанных в обществе оценочных отношений к ним;
– совокупность психологических, психофизиологических и иных особенностей самого человека;
– степень и направленность информированности субъекта выбора о мире профессий и структуре потребностей в кадрах.
Литература:
- Аверьянова С. Ю., Пилипенко Л. И. Профессиональное самоопределение старшеклассников в условиях целостного образовательного пространства «школа — дополнительное образование — вуз» / под общ. ред. В. Г. Гульчевской; Южный федеральный университет. — Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2013. — 252 с
- Болотова, Е. Л. Педагогу о профильном обучении [Текст]: учеб. пособие / Е. Л. Болотова, В. С. Рохлов. — М.: Изд-во УРАО, 2005. — 68 с.
- Черевко М. Н. Особенности профессионального самоопределения студентов педагогических специальностей вузов: на примере Хабаровского края. // Дисс. канд. соц. наук: 22.00.04. Хабаровск. 2011. 161 с.
Похожие статьи
Социально-психологические проблемы в вопросе профессионального самоопределения педагога
В статье рассматриваются основные подходы к изучению и определению профессионального самоопределения в отечественной и зарубежной науке, исследуется структура профессионального самоопределения и предлагается авторская интерпретация его компонентов.
Пути формирования ценностной самоориентации личности в сфере профессионального образования учащегося
В статье рассматривается вопрос формирования самоориентации личности и пути преодоления кризисов профессионального становления личности.
Творческое мышление в младшем школьном возрасте
В данной статье анализируется сущность творческого мышления, механизм творческого мышления и его критерии, специфика его в младшем школьном возрасте. Особое внимание уделяется условиям формирования творческого мышления учащихся.
Профессиональная траектория развития старшеклассников
В статье раскрываются особенности профессиональной траектории развития старшеклассников. В статье показано понятийное поле проблемы выбора профессиональной траектории развития, а именно: «профессиональный выбор», «профессиональное самоопределение».
Проблема детерминации профессионального самоопределения личности в психологии
В статье рассматриваются походы и этапы профессионального выбора молодых специалистов в зависимости от ряда факторов. А также процесс профессионального выбора рассматривается как сложный процесс охватывающий процесс самопознания и т.д.
Вопросы профессионального самоопределения в психологическом консультировании будущих педагогов
В данной статье рассматриваются вопросы выбора профессии и профессионального самоопределения современной молодежи на примере будущих педагогов. Приводятся результаты исследования профессиональных склонностей и предпочтений у студентов разных курсов о...
Педагогические условия удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников в системе школа-вуз
В статье рассматриваются результаты исследования по выявлению педагогиче-ских условий удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников как ключе-вой характеристики профессионального самоопределения личности. Актуализируется задача вузов по ...
Особенности профессионального самоопределения старших подростков с разным уровнем социального интеллекта
В статье представлены результаты эмпирического исследования описывающего особенностей профессиональное самоопределение старших подростков с разным уровнем социального интеллекта. Дана психологическая характеристика понятий «профессиональное самоопред...
Ценностные ориентации как основа профессионального самоопределения
Целью данной статьи является рассмотрение роли ценностных ориентаций в структуре профессионального самоопределения студентов. Актуальность рассматриваемой проблемы определяется наличием противостояния между современными социальными условиями, предъяв...
Проблема профессионального самоопределения старшеклассников
В данной статье рассмотрена проблема профессионального самоопределения обучающихся старших классов. Рассмотрены уровни профессионального самоопределения. Выявлены и представлены пути решения этой проблемы.
Похожие статьи
Социально-психологические проблемы в вопросе профессионального самоопределения педагога
В статье рассматриваются основные подходы к изучению и определению профессионального самоопределения в отечественной и зарубежной науке, исследуется структура профессионального самоопределения и предлагается авторская интерпретация его компонентов.
Пути формирования ценностной самоориентации личности в сфере профессионального образования учащегося
В статье рассматривается вопрос формирования самоориентации личности и пути преодоления кризисов профессионального становления личности.
Творческое мышление в младшем школьном возрасте
В данной статье анализируется сущность творческого мышления, механизм творческого мышления и его критерии, специфика его в младшем школьном возрасте. Особое внимание уделяется условиям формирования творческого мышления учащихся.
Профессиональная траектория развития старшеклассников
В статье раскрываются особенности профессиональной траектории развития старшеклассников. В статье показано понятийное поле проблемы выбора профессиональной траектории развития, а именно: «профессиональный выбор», «профессиональное самоопределение».
Проблема детерминации профессионального самоопределения личности в психологии
В статье рассматриваются походы и этапы профессионального выбора молодых специалистов в зависимости от ряда факторов. А также процесс профессионального выбора рассматривается как сложный процесс охватывающий процесс самопознания и т.д.
Вопросы профессионального самоопределения в психологическом консультировании будущих педагогов
В данной статье рассматриваются вопросы выбора профессии и профессионального самоопределения современной молодежи на примере будущих педагогов. Приводятся результаты исследования профессиональных склонностей и предпочтений у студентов разных курсов о...
Педагогические условия удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников в системе школа-вуз
В статье рассматриваются результаты исследования по выявлению педагогиче-ских условий удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников как ключе-вой характеристики профессионального самоопределения личности. Актуализируется задача вузов по ...
Особенности профессионального самоопределения старших подростков с разным уровнем социального интеллекта
В статье представлены результаты эмпирического исследования описывающего особенностей профессиональное самоопределение старших подростков с разным уровнем социального интеллекта. Дана психологическая характеристика понятий «профессиональное самоопред...
Ценностные ориентации как основа профессионального самоопределения
Целью данной статьи является рассмотрение роли ценностных ориентаций в структуре профессионального самоопределения студентов. Актуальность рассматриваемой проблемы определяется наличием противостояния между современными социальными условиями, предъяв...
Проблема профессионального самоопределения старшеклассников
В данной статье рассмотрена проблема профессионального самоопределения обучающихся старших классов. Рассмотрены уровни профессионального самоопределения. Выявлены и представлены пути решения этой проблемы.