Сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся в технологии смешанного обучения
Автор: Кошелева Светлана Николаевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 07.04.2019
Статья просмотрена: 358 раз
Библиографическое описание:
Кошелева, С. Н. Сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся в технологии смешанного обучения / С. Н. Кошелева. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/328/15001/ (дата обращения: 15.11.2024).
Смешанное обучение является вариантом работы с обучающимися в рамках проектно-исследовательской деятельности. Правильное и полноценное применение технологии смешанного обучения позволяет формировать ценные качества личности, развивать музыкально-творческие способности обучающихся.
Ключевые слова: смешанное обучение, проектно-исследовательская деятельность, групповая работа, социальные сети, виртуальные ресурсы.
Современная школа готовит школьников к жизни в мире. Его будущее крайне неопределенно. И мы не можем предугадать, какой будет глобальная обстановка даже через десять лет. Какие технологии будут открыты, как изменятся рынок труда и экономика. Поэтому так важно и необходимо развивать у современных школьников компетенции, которые позволили бы им успешно адаптироваться к быстро изменяющемуся миру и достигнуть в этих непростых условиях своих личных целей.
Основой реализации новых образовательных стандартов является системно-деятельностный подход. Он базируется на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям, а также способствует формированию универсальных учебных действий. Именно такой подход реализуем мы — учителя музыки через современные образовательные технологии. Уметь ставить цель, решать самостоятельно поставленные задач, нести личную ответственность за результат школьники учатся в рамках проектно-исследовательской деятельности. Данная технология широко используется педагогами на различных предметах.
В данной статье представлен авторский опыт проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности в рамках технологии смешанного обучения.
Смешанное обучение — это один из трендов современного образования. Термин «смешанное обучение» — это дословный перевод английских слов blended learning. Основные принципы смешанного обучения применялись ещё в 60-х годах XX века в корпоративном и высшем образовании. Но сам термин был использован впервые в 1999 году. В этот период американский Интерактивный Учебный Центр начал выпуск программного обеспечения, которое предназначалось для преподавания через Интернет. Смешанное обучение, в отличие от других технологий, конкретного авторства не имеет и складывалось во многом спонтанно. Существуют разные определения смешанного обучения.
− Статья «Справочник смешанного обучения» (Bonk, 2006): «Смешанное обучение — это система обучения, основанная на сочетании очного обучения (обучения лицом-к-лицу) и обучения компьютерными средствами».
− Институт Клейтона Кристенсена (Christensen) даёт более узкое и определение: «Смешанное обучение — это образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя (лицом-к-лицу) с онлайн-обучением и предполагающий элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн».
Таким образом, технологию смешанного обучения можно рассматривать как технологию синергетическую, которая позволяет более эффективно использовать преимущества как очного, так и электронного обучения. Использование цифровых образовательных ресурсов — это неотъемлемая и важная составляющая смешанного обучения.
Актуальность применения этой технологии объясняется стремительным развитием современных информационно-коммуникационных технологий во всех областях человеческой деятельности, в том числе и в сфере образования, необходимостью индивидуализации обучения, выстраивания индивидуальной образовательной траектории школьника. И еще есть одна важная причина — современный ученик — это ребенок поколения Z. Это те, кто родился с «кнопкой на пальце» — цифровое поколение, дети высоких технологий, живущие в виртуальном пространстве, как рыба в воде.
Смешанное обучение, как и любая другая технология, безусловно, требует времени и дополнительных усилий со стороны учителя. Внедрение смешанного обучения в образовательный процесс приводит к ряду изменений в самоопределении и способах деятельности ученика и учителя. Ученик обретает пространство свободы и ответственности, в котором он учится делать осознанный выбор и отвечать за его последствия. Учитель начинает функционировать в новых для себя ролях, в частности, уходит от роли транслятора к роли тьютора. Ключевым инструментом педагога становится учебная среда, в которой стираются границы между средой классной комнаты и онлайн-средой.
Проектно-исследовательской деятельностью с учениками на уроках музыки и во внеурочной деятельности я начинаю заниматься еще в начальной школе, но более серьезно, конечно, этим занимаемся в среднем звене. И здесь можно говорить об опыте, как групповых, так и индивидуальных проектов.
Поскольку школа, где я работаю, самая большая в городе Смоленске, то часть работы исследований обучающихся я перевела в онлайн среду. Почему это актуально? Дети очень перегружены: у них очень много уроков, очень много дополнительных занятий до или после уроков. В данной ситуации на помощь мне пришла виртуальная среда. Именно в виртуальной среде мы обсуждаем с учениками темы для проектов, готовимся к исследованиям, обсуждаем результаты работы, пишем текстовую часть.
Пока ученики находятся «В Контакте», лучшей площадки для обучения и получения результатов придумать сложно. Я поделюсь опытом, как с помощью социальной сети «В Контакте» сделать работу над исследовательскими проектами более качественной, более плодотворной, более удобной и замотивировать ребят заниматься этим не только в школе, но и дома, какие можно использовать еще виртуальные ресурсы.
Вся работа состоит из нескольких этапов.
I этап— подготовительная работа.
Для начала нужно организовать виртуальное обучающее пространство. Это может быть группа «В Контакте», в которой выкладываются материалы, ведется текущая работа, обсуждаются результаты. А может быть беседа, в которую пригласить только 2–3 учеников. И таких бесед может быть много. В зависимости от того, сколько учитель ведет групп или индивидуальных проектов.
Второй шаг — это подготовка методических материалов. Создается качественная навигация с помощью «меню». Размещаются различные документы. Например, рекомендации ученикам «Как успешно выполнить проект», «Требования к оформлению работы, презентации», «Критерии оценивания исследовательской или проектной работы». Для того, чтобы не приходилось объяснять многократно один и тот же материал разным ученикам, записывается плейлист и размещаются различные обучалки. Там же и ссылки на конкурсы и конференции, в которых ребята смогли бы принять участие в будущем.
II этап— основной.
Это — постановка цели, гипотезы, планирование работы в различных виртуальных ресурсах. Если работа ведется в группе, то удобнее всего работать над целью и задачами в Google-документах. Планируются задачи, учитель выясняет: кто и что сделал, а также какие вопросы возникли у учеников. Далее собственно сопровождение исследования в процессе реализации. На этом этапе большая часть работы проводится в рамках школы и кабинета. Поскольку предмет музыка творческий, то вся практическая составляющая проводится в классе: инсценировка, игра на одном или нескольких инструментах, исполнение песен, игра в детском оркестре, постановка сцен из опер или мюзиклов, изготовление каких-то элементов костюмов, музыкальных инструментов, составление презентации, видеофильма, газеты, рекламного буклета. Оформление результатовтакже лучше проводить в Google-документах. Работа может выполняться как в синхронном, так и в асинхронном режиме. Вся история правок в документе сохраняется автоматически.
III этап— заключительный.
Это — рефлексия образовательных результатов. На этом этапе учитель обсуждает с обучающимися в группе: что удалось сделать, чего удалось добиться, куда двигаться дальше. Возможно, ребята захотят продолжить работу над этим проектом в следующем году. Для того чтобы понять, что получилось и что не получилось, проводится опрос. Можно создать анкету, причем, как для группы, так и индивидуальную. Индивидуальная анкета поможет учителю больше узнать о коммуникативных способностях учеников. Желательно задать вопросы о комфортности работы в группе, об объеме выполненных работ каждым учеником. Это позволит подбирать группы для исследований в будущих проектах.
Работу над проектами можно проводить не только «В Контакте» с обучающимися. Есть много других социальных сетей и есть много других виртуальных ресурсов, при помощи которых можно выполнять проекты. Это выбор самого педагога и его учеников.
Смешанное обучение, как и любая другая инновационная технология, требует времени и дополнительных усилий со стороны учителя музыки. В отличие от классно-урочной системы, где основное время затрачивается на формирование учебных навыков и установление дисциплины, при использовании смешанного обучения основной упор делается на формирование навыков самостоятельной работы, групповой работы, взаимопомощи и коммуникативных компетенций. При правильном и полноценном применении смешанное обучение работает на формирование ценных качеств личности. А также позволяет развивать музыкально-творческие способности обучающихся, выстраивать индивидуальную траекторию их развития. Смешанное обучение, несомненно, представляет собой прогрессивную образовательную технологию, имеющую широкие перспективы для использования и дальнейшего развития.
Литература:
- Кондакова М. Л. Латыпова Е. В. Смешанное обучение: ведущие образовательные технологии современности // Вестник образования. 29 мая 2013.
- Долгова Т. В. От нового учебника к новой педагогике (презентация) [Электронный ресурс]. URL: https://edu.tatar.ru/upload/images/files/4_ %20Долгова %20презентация %20для %20Казани %20final.pptx
- Сергеева, Г. П. Освоение технологий преподавания предмета [Текст]/ Г. П. Сергеева. — Москва: музыка,2013г.
Ключевые слова
социальные сети, смешанное обучение, групповая работа, проектно-исследовательская деятельность, виртуальные ресурсыПохожие статьи
Внеаудиторная работа как фактор повышения мотивации изучения китайского языка на примере Корпуса переводчиков ARIS
В статье описывается процесс формирования иноязычной коммуникативной компетентности студентов языкового вуза в процессе участия в работе корпуса переводчиков «ARIS» Дальневосточного федерального университета. Корпус переводчиков является важной соста...
Интерактивные формы профессионально ориентированного иноязычного обучения в вузе как способ активизации коммуникативных компетенций студентов
В статье рассматриваются наиболее перспективные формы обучения иностранному языку в процессе вузовской подготовки специалистов, которые способствуют развитию коммуникативных навыков студентов.
Активные методы формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции
В данной статье автор рассматривает современные методы формирования профессиональной коммуникативной компетенции у студентов гуманитарных направлений в процессе обучения иностранному языку. Автор полагает, что активные формы повышения мотивации спосо...
Информационно-коммуникационные образовательные технологии в реализации проектной деятельности
В ходе данного исследования автор рассматривает теоретические аспекты и современные требования к образовательному процессу, с учетом использования информационно-коммуникационных образовательных технологий в реализации проектной деятельности,
Роль проектной деятельности в социализации детей с ОВЗ
В статье прослеживается связь между влиянием проектной технологии на социализацию детей с ОВЗ, приводятся примеры краткосрочных и долгосрочных проектов, выполненных ученицей 4 класса совместно с родителями и старшеклассниками МБОУ «СОШ № 15» г.Калуги...
Взаимодействие семьи и ДОУ как условие повышения качества дошкольного образования в условиях дистанционной работы
В статье представлен опыт взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в условиях самоизоляции.
Конвергенция личностно-ориентированных и групповых образовательных технологий при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов-бакалавров направления подготовки «Прикладная математика и информатика»
Статья посвящена вопросам организации современного образовательного процесса в вузе посредством личностно-ориентированного подхода, что является наиболее эффективным при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Рассмотрены ос...
Методика внеаудиторного обучения китайскому языку на примере лингвистического клуба «ARIS»
В статье описывается процесс формирования иноязычной коммуникативной компетентности студентов языкового вуза в процессе участия в работе лингвистического клуба на примере клуба «ARIS» Дальневосточного федерального университета. Языковой клуб является...
Влияние работы в группах на познавательную активность школьников в учебном процессе
Статья посвящена эффективным формам и методам работы учащихся в группах для активизации интереса к учебно-познавательной деятельности. Описаны стратегии повышения мотивации: индивидуальный подход, групповые формы обучения. Подчеркивается значимость д...
Профориентация дошкольников через проектную деятельность
Одним из перспективных методов, способствующих развитию представлений о профессиях, труде взрослых, является метод проектной деятельности. В процессе проектной деятельности воспитатель создает благоприятный психологический климат в группе и осуществл...
Похожие статьи
Внеаудиторная работа как фактор повышения мотивации изучения китайского языка на примере Корпуса переводчиков ARIS
В статье описывается процесс формирования иноязычной коммуникативной компетентности студентов языкового вуза в процессе участия в работе корпуса переводчиков «ARIS» Дальневосточного федерального университета. Корпус переводчиков является важной соста...
Интерактивные формы профессионально ориентированного иноязычного обучения в вузе как способ активизации коммуникативных компетенций студентов
В статье рассматриваются наиболее перспективные формы обучения иностранному языку в процессе вузовской подготовки специалистов, которые способствуют развитию коммуникативных навыков студентов.
Активные методы формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции
В данной статье автор рассматривает современные методы формирования профессиональной коммуникативной компетенции у студентов гуманитарных направлений в процессе обучения иностранному языку. Автор полагает, что активные формы повышения мотивации спосо...
Информационно-коммуникационные образовательные технологии в реализации проектной деятельности
В ходе данного исследования автор рассматривает теоретические аспекты и современные требования к образовательному процессу, с учетом использования информационно-коммуникационных образовательных технологий в реализации проектной деятельности,
Роль проектной деятельности в социализации детей с ОВЗ
В статье прослеживается связь между влиянием проектной технологии на социализацию детей с ОВЗ, приводятся примеры краткосрочных и долгосрочных проектов, выполненных ученицей 4 класса совместно с родителями и старшеклассниками МБОУ «СОШ № 15» г.Калуги...
Взаимодействие семьи и ДОУ как условие повышения качества дошкольного образования в условиях дистанционной работы
В статье представлен опыт взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в условиях самоизоляции.
Конвергенция личностно-ориентированных и групповых образовательных технологий при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов-бакалавров направления подготовки «Прикладная математика и информатика»
Статья посвящена вопросам организации современного образовательного процесса в вузе посредством личностно-ориентированного подхода, что является наиболее эффективным при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Рассмотрены ос...
Методика внеаудиторного обучения китайскому языку на примере лингвистического клуба «ARIS»
В статье описывается процесс формирования иноязычной коммуникативной компетентности студентов языкового вуза в процессе участия в работе лингвистического клуба на примере клуба «ARIS» Дальневосточного федерального университета. Языковой клуб является...
Влияние работы в группах на познавательную активность школьников в учебном процессе
Статья посвящена эффективным формам и методам работы учащихся в группах для активизации интереса к учебно-познавательной деятельности. Описаны стратегии повышения мотивации: индивидуальный подход, групповые формы обучения. Подчеркивается значимость д...
Профориентация дошкольников через проектную деятельность
Одним из перспективных методов, способствующих развитию представлений о профессиях, труде взрослых, является метод проектной деятельности. В процессе проектной деятельности воспитатель создает благоприятный психологический климат в группе и осуществл...