Виртуальная экскурсия в мир музыкальной живописи | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, май 2019)

Дата публикации: 21.04.2019

Статья просмотрена: 304 раза

Библиографическое описание:

Степанова, Л. Г. Виртуальная экскурсия в мир музыкальной живописи / Л. Г. Степанова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/330/15026/ (дата обращения: 19.12.2024).



Как открыть секрет «звучащей живописи и живописной музыки» детям? Удачное сочетание фортепианной сюиты «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского и картин В. А. Гартмана — яркий пример взаимосвязи музыки и изобразительного искусства.

Не редко, на занятиях, дошколята не могут прочувствовать и понять характер музыкального произведения. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» — гласит старинная поговорка! Вот на этом я и решила построить музыкальное занятие в подготовительной группе детского сада, используя прием ассоциативного прослушивания.

Настраивая ребят на внимание и положительный настрой, пропеваю приветствие, «Здравствуйте ребята», несколько раз: в разном темпе (медленно- быстро), с разным настроением(грустно-весело) и с разной звуковой амплитудой (низко-высоко). Объясняю, что при помощи интонации, я изменила окраску приветствия и обрисовала разные характеры человека: веселый, грустный, задорный и скромный. Ведь музыка, может вызывать в нашем воображении зрительные образы, определенные картины — это так называемое «внутренне зрение». И всматриваясь в картины, мы можем услышать в воображении музыку своим «внутренним слухом».

Задаю сакральный вопрос: Скажите, где живет музыка? И тут начинается ни с чем не сравнимый полет детской фантазии…ручка — если уронить, ракушка, шелест книг, журчанье ручья, вой ветра, шум леса…. Соглашаюсь полностью, и сообщаю по секрету, что хочу открыть им тайну: музыку вокруг себя, слышат только те, у кого хорошо развита фантазия. А развить ее, нам поможет живопись, ведь картины, написанные художниками, удивительно музыкальны. А где можно увидеть много картин? Конечно, в картинной галерее. Приглашаю ребят, совершить экскурсию по выставке картин, но не одним, а вместе с известным русским композитором Модестом Петровичем Мусоргским.

Показываю слайд с портретом композитора

Однажды, он отправился на выставку картин своего друга — художника Виктора Александровича Гартмана. Ходил по выставке от картины к картине, задерживаясь на том, что его волновало. Эти сюжеты Гартмана и вдохновили Мусоргского на создание фортепианной сюиты «Картинки с выставки». Нарисованные картины превратились в музыкальные, зажили новой жизнью.

Показ слайда с картинами Гартмана

Прошу ребят, представить себе, что сейчас мы тоже оказались на выставке картин, и как автор — рассматриваем, останавливаемся и снова прохаживаемся по залам галереи. А поможет нам в этом первая зарисовка сюиты — «Прогулка». Музыка ее спокойна и соответствует ритму шага. Проверяем, так ли это? Действительно, идти легко и приятно! В добрый путь!

Звучит «Прогулка» М. П. Мусоргского

Под музыку мы обходим зал, старательно следя за ритмом произведения, и садимся на места. На экране слайд с картиной «Гном»

Ребята смотрят с недоумением на Рисунок Гартмана, где изображена елочная игрушка: щипцы для колки орехов в виде маленького гнома. Ведь они ожидали увидеть большую и понятную картину, но, как только я включаю пьесу Мусорского «Гном», то картина постепенно оживает. Рассказываю, как маленький человечек, переваливаясь, пробежал немножко и остановился — трудно бегать на таких коротеньких, кривых ножках. Подождал чуть-чуть, отдохнул и старательно заковылял дальше. Спешит куда-то, подпрыгивает, спотыкается гномик. Опять устал, пошёл медленнее, но всё так же старательно и неуклюже. Похоже, он даже сердится сам на себя. Побежал снова и — стоп! Оборвалась музыка. Упал, наверное, бедный.

И как же мы все это узнали? Ведь перед нами всего на всего одна картинка? Благодаря искусству композитора. Он использовал чередование музыкальных фраз: быстрая «ковыляющая», коротенькая фраза. Затем одна длинная, тянущаяся нота — остановка.

Предлагаюотметить характер музыки цветом, интересуюсь, какой бы цвет выбрали ребята? (Показываю карточки с разными цветами)

Радуюсь, что все выбрали чёрный цвет, так как характер музыки злой страшный, и коричневый — музыка осторожная, опасливая, тревожная.

Композитор использует отрывистые нотки, музыка, как будто подпрыгивающая, нотки идут не плавно, рядом, а скачками на большом расстоянии — неуклюже, причудливо. Таким мы и видим этого лесного человечка.

Дети начинают понимать, что подвоха — нет. Музыка делает чудеса! И мы, с удвоенным интересом обходим под уже знакомую тему «Прогулки» зал, чтобы увидеть следующую картину.

Показ слайда с картиной «Балет невылупившихся птенцов»

Обращаю внимание, как прозрачно, как живо зазвучала «Прогулка»! Странно и неожиданно высоко проходит знакомая музыкальная тема и заканчивается двумя задорными коротенькими трельками, потому что мы подошли к картине «Балет невылупившихся птенцов». Обращаю внимание детей, что это вовсе и не картина, а эскиз балетных костюмов. Включаю скерцино (шутка), так Мусоргский назвал «Балет невылупившихся птенцов», и вижу бурную реакцию понимания и одобрения. Спрашиваю, каким цветом можно было бы обозначить характер этой пьесы (показываю несколько карточек: чёрную, коричневую, жёлтую?) Дети выбирают жёлтую карточку, объясняя, что цыплята вылупляются из яиц, разламывают своими клювиками и крылышками скорлупу и выкарабкиваются из нее. Забавные, смешные, они делают неловкие движения. Птенчики такие маленькие, слабенькие, но очень любопытные. Им хочется поскорее выбраться на свет из скорлупки и осмотреться.

Предлагаю ребятам потанцевать под эту музыку, будто мы маленькие птенчики и хотим поскорее увидеть мир, постучать своими клювиками, помахать крылышками, а что бы было легче войти в образ, одеть шапочки цыплят.

(Раздаю шапочки.Звучит пьеса. Дети танцуют.)

После танца, разгоряченные и довольные, заявляют, что и музыка, полностью совпадает с картиной — зарисовкой. Я включаю «Прогулку», и ребята сами уверенно двигаются по залу, готовясь к встрече с новой картиной. Я, пытаясь изменить ход привычного действия, предлагаю детям угадать название картины самим после того как они прослушают музыкальную пьесу.

Показ слайда с картиной «Избушка на курьих ножках»

Звучит пьеса «Избушка на курьих ножках»

Спрашиваю, кто может дать название произведения?

Ответы детей на однозначные, но все предполагают наличие нечистой силы, ведь рисунок Гартмана изображает часы в виде избушки бабы-яги на курьих ножках. Объявляю название: «Избушка на курьих ножках». На лицах — недоумение. Как композитор связал безобидные часы — с такой резкой и даже страшной музыкой? Объясняю, что виновата она — фантазия! И, чтобы прочувствовать музыку, предлагаю попробовать изобразить Бабу Ягу: представить, как она ходит, летает на метле…для этого, нужно войти в образ Бабы Яги, взяв ее вещи.

(Раздаю атрибуты: метелки, платки и длинные юбки. Звучит музыка. Дети танцуют.)

Хвалю детей, за предприимчивость в выборе костюмов, богатое воображение и фантазию. В отличие от изображения цыплят, они танцевали сосредоточенно, пытаясь делать танцевальные движения, соответствующие характеру музыки: кружились волчком, делали большие прыжки и страшные лица.

Аплодирую большим артистам и в последний раз, приглашаю на «Прогулку», только теперь, когда мы идем по залу, указываю им, на изменения в музыке, ведь теперь это уже музыка ещё одной, последней картины — «Богатырские ворота».

Показ слайда с картиной «Богатырские ворота».

Звучит пьеса «Богатырские ворота».

Обращаю внимание,на тяжёлые столбы, как будто вошедшие в землю от ветхой старости, а на них опирается изящная арка, увенчанная громадным резным кокошником. Рассказываю, что Мусоргский создал пьесу, в былинно-богатырском духе, с торжественными аккордами и перезвоном колоколов. Богатыри живут по законам чести и совести, они жертвуют своими интересами, порой и жизнью, и всегда готовы прийти на помощь другим, совершают подвиги. Подвиг — это когда чувство любви к Родине, семье, заглушает чувство страха и боли. Это мера добра и любви внутренней честности перед собой и людьми. Открыто и прямо воспевается композитором могучая сила народа. Создается яркая, живописная картина — Ворота русских богатырей. Памятник величия и славы русского народа!

После прослушивания — разбираемся в понимании слова «патриотизм». Выясняем, патриотизм — это любовь к Родине, а патриоты — это люди, которые любят свою Родину, гордятся её достижениями, стараются их приумножить!

Объявляю, что наше путешествие подошло к концу. Закрепили знания полученные на занятии: фамилию композитора, название музыкальных картинок, и ребята уже не удивились этому названию: «музыкальные картинки», потому, что они останутся навсегда в их памяти воедино — музыка и картины!

Желая оставить память от экскурсии в галерею, рассказала, что на выставках дают программки с названиями картин, и раздала их, приготовленные заранее, сделанные своими руками.

Не жалейте красок! Живопись и фантазия вам в помощь!

Литература:

  1. Берченко Р. Э. Композиторская режиссура Мусоргского. Москва: УРСС, 2003. — 400 с.
  2. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольника / О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Паландишвили; под ред. О. П. Радыновой. – М., 1994.
  3. Ветлугина М. А. Музыкальное воспитание в детском саду — М.: Мозаика-Синтез 2010г
  4. Арсеневская О. Н. Музыкально-оздоровительная работа в детском саду- В.: Учитель 2011г
  5. Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность — М: Мозаика-Синтез 2010г
Основные термины (генерируются автоматически): картина, музыка, показ слайда, выставка картин, ребята, характер музыки, ножка, пьеса, ребенок.