Использование метода Монтессори в формировании жизненных компетенций у детей с ОВЗ
Автор: Ельцова Ирина Александровна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
Дата публикации: 25.04.2019
Статья просмотрена: 1228 раз
Библиографическое описание:
Ельцова, И. А. Использование метода Монтессори в формировании жизненных компетенций у детей с ОВЗ / И. А. Ельцова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 43-46. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/330/15032/ (дата обращения: 15.11.2024).
В учреждении существует такая форма взаимодействия специалистов, как «творческая группа». Данная форма позволяет решать текущие актуальные задачи развития, обучения и воспитания детей с проблемами в развитии; действовать в общем информационном поле транслировать опыт и находить ответы на вопросы, связанные с современным этапом развития системы образования и социализации.
На современном этапе развития общества, системы образования, значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Разрабатываются новые формы работы с детьми данной категории, выявляются потенциальные возможности их социально-трудовой адаптации и максимальной социализации.
В настоящее время категория детей, поступающих в учреждение, очень разнообразна. У детей наблюдается грубое недоразвитие двигательной сферы. У одних детей преобладает замедленность, отсутствие движений, их однообразие, неловкость, а у других, наоборот, преобладает повышенная подвижность, они находятся в постоянном движении. Однако их действия нецеленаправленны, беспорядочны, активность определяется предметами, попадающими в их поле зрения. Как правило, такие дети не могут себя обслужить.
Внимание всегда серьезно нарушено: иногда оно не привлекается, а если это удается сделать, то оно малоустойчиво. Активное внимание может отсутствовать. Часто внимание детей можно привлечь яркими или звучащими предметами, но на очень короткий срок.
Часто встречаются аномалии развития органов чувств. У подавляющего большинства имеются функциональные расстройства анализаторов. Дети в большинстве своем не умеют перерабатывать поступающую информацию. Восприятие отличается глобальностью и поверхностностью. Незнакомые явления не вызывают ориентировочной деятельности.
Мышление бессистемно и хаотично. Отсутствие смысловых связей. Дети не могу оперировать отвлеченными понятиями, не способны выявлять и понимать связи между действиями.
Речь глубоко недоразвита, ее появление очень запаздывает. Степень ее недоразвития обычно соответствует тяжести психических нарушений. У многих детей речь не формируется вообще. Большинство понимают обращенную речь примитивно, приблизительно. Некоторые могут улавливать мимику, интонации, отдельные слова.
Память отличается очень малым объемом и постоянными искажениями при воспроизведении запечатленного материала. Слабо развита механическая память.
Типичные черты личности у наших воспитанников — отсутствие побуждений или хаотическое стремление ко всему, что находится в пределах видимости. Все они отличаются инертностью и туго подвижностью психики, с трудом переключаются на что-то новое, совершают стереотипные действия и повторяют старые заученные штампы.
Эмоциональные реакции отличаются однообразием и недифференцированностью.
Поэтому, формирование жизненных компетенций для наших воспитанников является одной из первичных задач. Цель коррекционно-педагогической работы состоит не в том, чтобы дать воспитанникам как можно больше знаний, а в том, чтобы привлечь их внимание, заинтересовать, вовлечь в деятельность, разбудить их воображение, чтобы дальше он двигался более самостоятельно, увереннее и был адаптирован к реальным условиям жизни.
Решение данной цели способствует работа по системе М.Монтессори.
В учреждении оборудован класс Монтессори. В своей работе мы используем элементы методики Монтессори. В большей степени это сенсорные материалы и материалы для практической жизни, которые необходимы для формирования навыков самообслуживания, которые приближены к реальной жизни. Цель этих упражнений — помочь ребенку научиться заботиться о себе.
Занимаясь в сенсорной зоне, воспитанники используют и развивают все свои органы чувств. Занимаясь с разнообразными материалами, дети знакомятся с сенсорными эталонами, учатся определять признаки предметов: форму, величину, цвет, высоту, вес предметов. В дальнейшем, эти упражнения воспитанники будут выполнять с частичной помощью (педагог дает инструкции, направляет и если нужна помощь помогает воспитаннику) и самостоятельно, на что, мы очень надеемся.
Занятия для воспитанников в Монтессори — классе просты и жизненны: налить воду в кувшинчик, затем в чашку, открыть и закрыть дверь, правильно поздороваться, высморкаться, вытереть лицо салфеткой.
Начинаем работу с общих подготовительных упражнений для установления контакта, развития контроля и координации движений. Воспитаннику показывают, как ходят по комнате, не наталкиваясь на мебель и других детей, как носят стул и различные предметы, как садятся за стол, раскатывают и скатывают коврик, как открывают и закрывают двери, складывают салфетки.
На больших деревянных рамках, как на манекенах, части одежды со всевозможными застежками, большими по размеру, чем на самом деле. Так легче научиться застегивать пуговицы, крючки и кнопки, завязывать шнурки.
Кроме того, дети учатся чистить и резать овощи, сервировать стол и делать многое другое, чего обычно не разрешают родители дома, считая его «маленьким», тем самым, делая все за него. А в классе-Монтессори дети скорее услышат: «Ты уже взрослый и вполне можешь справиться с этой задачей сам». Учитель просто сначала знакомит, показывает, как работать с тем или иным материалом. А в процессе знакомства, используя разные приемы способствуем развитию каких-либо навыков, умений, позволяющие детям сделать необходимые выводы, а точнее маленькие открытия.
Далее начинаем проводить работу с сенсорными материалами. Благодаря этим предметам ребенок учится различать понятия: больше, меньше, средний, самый маленький, тонкий, толстый, короткий, высокий
(«Коричневая лестница», «Розовая башня», «Красные штанги», «Блоки цилиндров», «Сенсорная доска», «Тактильные мешочки»).
Еще мы используем предметы для пересыпания и переливания. Предлагаем упражнения с крупой и природными материалами: учим перекладывать каштаны, проталкивать в сосуд с узким горлышком, сортировать шишки; пересыпать крупу из одного сосуда в другой; извлекать из гороха или крупы миниатюрные фигурки. Это особенно нравится детям. Они с большим наслаждением просеивают через сито манку с фасолью; рисуют пальчиками на стекле, тарелочке засыпанной манкой; пересыпают зерна ложкой, а также из кувшина в кувшин.
Упражнения с этими предметами помогают улучшить координацию движений, способствуют концентрации внимания. Как правило, упражнения включают в себя пересыпание крупы и переливание воды из одной посуды в другую.
Также предлагаем «Игры с водой»: забрасывание шариков и мячей в ванночки и миски; доставание половником из таза с водой мелких предметов и игрушек (пластмассовые мячи, кубики); переливание воды из одного сосуда в другой; игры с водой и красками «Цветная вода».
Все игры и занятия вводим по принципу от очень простого к простому, а затем к сложному. Если дети не справляются с заданиями, упрощаем задания.
Занятия с детьми со сложной структурой дефекта, проводим индивидуально, все действия упрощаем и разбиваем еще на дополнительные этапы, работу проводим «от простого к сложному» и пошагово.
При работе с детьми мы используем:
– совместное действие, осуществляем «рука в руке» с ребенком, сопровождая пошаговой инструкцией или комментарием действий;
– частичная помощь действием (последнее действие ребенок осуществляет сам);
– педагог помогает начать действие, а продолжает и заканчивает ребенок самостоятельно при контроле взрослого;
– ребенок осуществляет действие сам от начала до конца, опираясь на пошаговую речевую инструкцию педагога;
– ребенок осуществляет действие сам, если программа действия выведена на предметный уровень (например, при одевании на каждом стуле лежит по одному предмету одежды в нужном порядке)
– ребенок осуществляет действие полностью самостоятельно
Занимаясь с разнообразными материалами, дети знакомятся с сенсорными эталонами, учатся определять признаки предметов: форму, величину, цвет, высоту, вес предметов. Сначала воспитанника мы знакомим с материалом (изучаем: трогаем, нюхаем, берем в рот). Далее показываем, как надо работать с этим или иным материалом, а иногда, чтобы удержать внимание, используя руки воспитанника. Дальше дается возможность выполнить задание, а педагог наблюдает, направляет и если нужна помощь помогает воспитаннику. Позднее, после многочисленных повторений воспитанник выполняет сам, пробует неоднократно, а педагог наблюдает, направляет и если нужна помощь, то помогает.
Параллельно мы проводим занятия с материалами, необходимыми для овладения навыками из практической жизни, приближенными к реальной жизни. К материалам, позволяющим приобрести практические навыки, относятся не только разработанные и сделанные пособия, но и самые обычные предметы, которыми часто пользуемся в жизни. Предметы для уборки помещения и соблюдения личной гигиены. На начальный этап обучения включает в себя упражнения практической жизни: это уход за окружающей средой, умение сохранять ее в чистоте. С помощью упражнений с этими предметами воспитанники учатся чистить обувь, вытирать пыль, сметать мусор со стола, вытирать стол, подметать пол, мыть пол шваброй, стирать, сушить, гладить белье, мыть посуду.
«Замочки» — это доска с несколькими видами замков: навесной крючок, задвижка, защелка, цепочка. Пособие помогает развить мелкую моторику детей, координацию движений, научить пользоваться простыми замками.
В условиях кабинета Монтессори мы учим детей самостоятельно себя обслуживать, ухаживать и заботиться о себе: мыть руки,умываться и многому другому…Рамки с застежками — это деревянные рамки с различными застежками: большими и маленькими пуговицами, кнопками, бантами, ремешками, застежками- «молниями», «липучками», шнурками, которые вдеваются в дырку, наматываются на крючки и петли.
Такие игрушки-пособия обучают конкретным навыкам, необходимым при одевании и раздевании, а также развивают мелкую моторику. А развитие мелкой моторики способствует и развитию речи. Упражнения в зоне практической жизни способствуют физическому, социальному и психическому развитию.
В нашу творческую группу обязательно входят воспитатели, которые присутствуют на индивидуальных и на подгрупповых занятиях с целью более тесного взаимодействия с учителем — дефектологом и выполняют роль тьютора -помощника с целью включения воспитанников в обучение, и также с целью овладения и закрепления необходимых навыков в дальнейшем в повседневной жизни. Педагоги-воспитатели участвуют в проведении тематических собраний для родителей, в проведении практических семинаров в рамках родительского клуба «Учимся, играя», что помогает поддерживать связь с родителями, проводить консультативно-просветительскую работу, обучая и помогая, как дома закреплять полученные знания и где их применять, давая самостоятельность их детям.
Как показывает практика, дети прекрасно чувствуют себя в Монтессори — классе и добиваются положительных результатов по всем направлениям развития: формируются зрительные и слуховые ориентировочные реакции, повышается точность и целенаправленность движений рук, совершенствуется захват пальцами рук мелких предметов, формируются предметные действия, улучшается зрительно — моторная координация, расширяются сенсорные и математические представления. Ребенок знакомится с окружающим миром, начинает общаться с людьми.
Опыт работы показал, что использование технологии Марии Монтессори даёт ребенку основательную базу для формирования контроля и координации движений, развитие самостоятельности, независимости от других людей, формирования навыков самообслуживания и социального поведения, повышая тем самым свои жизненные компетенции, что для наших воспитанников является самым важным, чтобы не только существовать, а счастливо жить в этом не простом мире!
Литература:
1. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: [программно-методические материалы] / [БгажноковаИ.М., Ульянцева М. Б., Комарова С. В. и др.]; под ред.И. М. Багожноковой.-М.:Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС,2007.-239с.:ил.-(Коррекционная педагогика).
2. Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет /В.Дмитриева.- Москва:Издательсто «Э»,2001.- 224 с.
3. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы/ под ред.И. М. Багажноковой. — М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС,2007.- Коррекционная педагогика.
4. Рязанова А. В. Основные принципы организации развивающей среды для ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития / А.В Рязанова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2014. — № 3. — С. 38–43.
5. Система М.Монтессори: Теория и практика:учеб.пособие для студ.учреждений высш.образования / М. Г. Сорокова.-6-е изд.,стер.-М.:Издательский центр «Акдемия»,2014.-384 с.
6. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома / Е. В. Моржина.-М.:Теревинф,2006.-40с.- (Лечебно-педагогические программы).