Психологические особенности процесса восприятия личности на разных этапах её социализации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Психологические особенности процесса восприятия личности на разных этапах её социализации / Е. В. Штанько, Р. С. Минасян, И. А. Мовчан [и др.]. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 25-28. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/330/15033/ (дата обращения: 15.11.2024).



Психология как наука располагает весьма широким спектром теоретических подходов к исследованию процесса социализации личности.

Как указывает К. Леонгард, в проблеме социализации личности различаются два взаимосвязанных канала воздействии общества на процессы социализации, которые оно предоставляет своим субъектам, — направления и возможности актуализации и контекст мотивации, т. е. своеобразие форм/способов проявления активности каждого из них в реализации своего личного потенциала. Людей отличают друг от друга не только врожденные имманентные черты, но также и разница в индивидуальном развитии, отношениях и принципах, связанная с течением их жизни. Даже не обнаруживая черт, выделяющих их на фоне среднего уровня, люди все же несходны между собой.

Так, А. А. Реан подчёркивает, у каждого человека в процессе его развития вырабатываются идеи и концепты, которые отражают его видение мира. В его сознании они представлены как система социальных и культурологических ценностей, сформировавшихся в конкретных условиях социального опыта и деятельности. Их набор и значимость не являются абсолютными или неизменными. В любой исторической эпохе наравне с сохранением строя универсальных ценностей совершается переоценка взгляда на изменившуюся действительность. Новейшие требование социальной жизни предъявляют новейшие условия к действиям социализации человека и модифицируют мотивировку его самореализации. Движения актуализации его возможных способностей, их усовершенствование, адаптация и объединение в образовавшиеся в процессе изменений в социальной практике формы деятельности и ценности приобретают другие, несхожие с прошлого, импульсы. В подобные этапы появляется напористая потребность единого, накопленного осмысления динамики развития и формирования необходимости в самореализации, самоутверждении и сохранении тождества личности. Не меньше значимым считается установление характера ценностных ориентаций и степени возможности человека к самокоррекции и приспособления, а из этого места и вероятности его желания к самосовершенствованию в критериях социализации, существующих в мире.

В ходе обработки полученных результатов по методике Ч. Осгуда, нами было описано семантическое пространство, структура которого может служить объяснительной моделью того, как респонденты воспринимают, классифицируют, сравнивают заданные им для оценивания объекты и их характеристики. Семантическое пространство можно рассматривать как модель индивидуальных категорий, определяющих содержание значений в сознании респондента. На основе анализа семантического пространства мы получаем возможность изучить, с одной стороны, специфику факторов, которые определяют смысловую значимость заданных мультфильмов для респондентов; с другой стороны — их место в семантическом пространстве (различение реакций респондентов на мультфильм). В используемом варианте метода используется три фактора («отношение», «сила» и «активность»), каждый из которых состоит из нескольких шкал. Ниже в таблице 1 представлены среднегрупповые показатели по шкалам семантического дифференциала у разных возрастных категорий относительно восприятия мультфильма «Эльфийская песня» и «Серая шейка».

Таблица 1

Сводная таблица среднегрупповых показателей по шкалам семантического дифференциала Ч.Осгуда после просмотра мультфильма «Эльфийская песня»

Фактор

Подростки

Студенты

Взрослые

Сила

2,10

1,70

0.60

Активность

2.35

1.90

0,50

Отношение

2,70

1,80

0,90

Исходя из полученных данных, указанных в таблице 1, следует, что показатели большинства шкал семантического дифференциала значительно удалены от нейтральной позиции и находятся на крайних полюсах. Это свидетельствует, во-первых, о сильной выраженности факторов, составляющих семантическое пространство оцениваемого мультфильма (количественная характеристика представлений); во-вторых, направленности факторов (качественная оценка представлений): позитивной в подростковой выборке и негативной в выборке испытуемых зрелого возраста и студенческой выборке.

При показе мультфильма «Серая шейка» были получены результаты, символизирующие о нейтральной позиции подростков по отношению к данному телевизионному контенту и позитивной направленности относительно этого мультфильма в выборке испытуемых зрелого возраста и студентов, подробнее результаты представлены нами в таблице 2.

Таблица 2

Сводная таблица среднегрупповых показателей по шкалам семантического дифференциала Ч. Осгуда после просмотра мультфильма «Серая шейка»

Фактор

Подростки

Студенты

Взрослые

Сила

3,1

2,40

2,80

Активность

2,8

2.35

2.35

Отношение

2,0

2.70

2.90

Как видно из полученных данных, указанных в таблице 2, следует, что показатели большинства шкал семантического дифференциала также значительно удалены от нейтральной позиции, что свидетельствует, как и в случае с мультфильмом «Эльфийская песня», о сильной выраженности факторов, составляющих семантическое пространство оцениваемого понятия (количественная характеристика представлений), правда, относительно позитивной направленности факторов (качественная оценка представлений) можно констатировать, что на этот раз высокие показатели с положительным знаком наблюдаются в выборке испытуемых зрелого возраста и студенческой выборке, тогда как испытуемые подростковой выборки проявили в меньшей степени интерес к данному мультфильму, оценив его как «не привлекательный». Полученные результаты подтвердились с помощью Т-критерия Вилкоксона, результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3

Соотношение переменных втрех выборках сприменением Т-критерия Вилкоксона, по методике Ч. Осгуда

Соотношение переменных

в подростковой выборке

Отмеченные критерии значимы на уровне p <,01000

Число испытуемых

T

Z

p-уров.

1 фактор оценки & 2 фактор оценки

20

50,0

2,0

0,04

1 фактор силы & 2 фактор силы

20

20,0

3,1

0,001

1 фактор активности & 2 фактор активности

20

28,0

2,8

0,004

Соотношение переменных

в студенческой выборке

Число испытуемых

T

Z

p-уров.

1 фактор оценки & 2 фактор оценки

20

19,0

3,2

0,001

1 фактор силы & 2 фактор силы

20

19,0

3,2

0,001

1 фактор активности & 2 фактор активности

20

10,0

3,5

0,0003

Соотношение переменных

в выборке испытуемых зрелого возраста

Число испытуемых

T

Z

p-уров.

1 фактор оценки & 2 фактор оценки

20

28,0

2,8

0,004

1 фактор силы & 2 фактор силы

20

19,0

3,2

0,001

1 фактор активности & 2 фактор активности

20

0,0

3,8

0,0001

Анализируя результаты, приведенные в таблице 3, можно отметить, существует семантическая дифференциация процесса социализации разными возрастными группами. При этом большинство шкал семантического пространства социализации в представлениях респондентов всех возрастных возрастов расположены в зоне сильных значений. Это свидетельствует о том, что для всех участников исследования мультипликационный фильм является значимой категорией. Вместе с тем выявлено, что для респондентов зрелого возраста и лиц юношеского возраста по сравнению с подростковой выборкой испытуемых, мультипликационный фильм «Серая шейка», с заложенными в нем моральными нормами и ценностями является более привлекательным. Кроме того, семантическое поле процесса социализации респондентов всех возрастных групп имеет преимущественно позитивную направленность. Вместе с тем, более дифференцированные реакции на процесс восприятия мультфильма продемонстрировали респонденты подросткового возраста.

Литература:

  1. Леонгард К. Акцентуированные личности. — Ростов Н/Д: Феникс, 2000. — 544 с.
  2. Реан А. А. Социализация личности // Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999. С. 32–34.
  3. Современная психодиагностика: учебно-практическое руководство / А. П. Двинин, И. А. Романченко. — СПб.: Речь, 2012–283 с.
Основные термины (генерируются автоматически): семантическое пространство, семантический дифференциал, выборка испытуемых, зрелый возраст, подростковая выборка, таблица, нейтральная позиция, позитивная направленность, сводная таблица, сильная выраженность.

Похожие статьи

Психолого-педагогические особенности скорости мышления в процессе обучения

Аксиологические основания адаптации личности в условиях трансформации общества

Психологические характеристики толерантного сознания супругов на разных этапах жизненного цикла семьи

Психолого-педагогические подходы к определению сущности самореализации личности

Психологические аспекты феноменов здоровья и отношения к здоровью

Психологические особенности обучения в процессе образования

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Психолого-педагогические аспекты процесса саморазвития педагога

Психологические особенности и развитие эмоциональной сферы и интеллектуальных способностей в ранней юности

Похожие статьи

Психолого-педагогические особенности скорости мышления в процессе обучения

Аксиологические основания адаптации личности в условиях трансформации общества

Психологические характеристики толерантного сознания супругов на разных этапах жизненного цикла семьи

Психолого-педагогические подходы к определению сущности самореализации личности

Психологические аспекты феноменов здоровья и отношения к здоровью

Психологические особенности обучения в процессе образования

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Психолого-педагогические аспекты процесса саморазвития педагога

Психологические особенности и развитие эмоциональной сферы и интеллектуальных способностей в ранней юности