Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ: от теории к практике | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ: от теории к практике / Т. В. Резниченко, А. Ю. Карнаущенко, О. Ю. Сочнева [и др.]. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 18-21. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/330/15041/ (дата обращения: 16.10.2024).



Научно-исследовательская работа раскрывает опыт работы ДОУ и содержит описание апробированной в практической деятельности модели успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, обобщает теоретические и практические разработки по организации единого интегрированного пространства для социализации воспитанников с особенностями в развитии.

Материал, представленный в статье, будет полезен педагогам образовательных организаций разного типа, работающим с детьми с ОВЗ.

Ключевые слова: социализация, оптимальная модель, дошкольник с ОВЗ, интегративное поле, концепция социального развития.

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 200» является образовательной организацией комбинированного вида, оказывающей специальные (коррекционные) услуги для детей с ОВЗ. В ДОУ функционируют 4 коррекционные группы для воспитанников с ОВЗ, имеющих различные нарушения (ЗПР, УО, РАС, ТМНР). Большинство детей имеют статус ребенка — инвалида.

Детский сад, является открытым образовательным пространством, задача которого состоит в становлении универсальных социальных способностей наших воспитанников, овладение социальной культурой, нормами общения и взаимодействия с ровесниками, родителями, педагогами ДОУ с учетом специфики их индивидуальных и психофизических возможностей.

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении, в неумении ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения, недоступности понимания смысла ряда культурных, нравственных и этических ценностей общества.

Многие дошкольники с ОВЗ оказываются неспособными самостоятельно войти в сферу социальных отношений и овладеть коммуникативными навыками, так как у них наблюдаются сложности в адаптации, социально-эмоциональные депривации, недостаточное или искаженное развитие произвольной регуляции эмоциональных и поведенческих проявлений, повышенная тревожность, неуверенность, низкая или завышенная самооценка, безынициативность, несамостоятельность, отсутствие любознательности и активности.

Выше перечисленные особенности дошкольников с ОВЗ обуславливают актуальность данной научно-исследовательской работы.

Цель работы — создание условий для успешной социализации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Педагогами ДОУ были выделены следующие задачи:

– повышение профессиональной компетентности всех участников процесса социализации;

– разработка и апробация оптимальной модели коррекционно-образовательных мероприятий как единого интегрированного поля по социализации дошкольников с ОВЗ;

– разработка системы средств диагностики и критериев оценивания уровня сформированности процесса социализации дошкольников с ОВЗ;

– обмен опытом, методическими наработками, рекомендациями для различных категорий педагогических работников по использованию в практике системы социализации дошкольников.

Объект исследования: воспитанники коррекционных групп ДОУ с ограниченными возможностями здоровья.

Предмет исследования: проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в социуме.

Практическая значимость: создание и апробация оптимальной модели коррекционно-образовательных мероприятий, как единого интегрированного поля по социализации дошкольников с ОВЗ.

Гипотеза исследования: процесс социализации дошкольников с ОВЗ будет иметь положительную динамику, если в ДОУ будет создана эффективная модель единого интегрированного пространства.

Методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературы, нормативно-правовых актов); социологические (беседы, анкетирование); педагогический эксперимент, мониторинг, анализ, обобщение и систематизация.

Наше дошкольное учреждение обратило внимание на эту проблему и целенаправленно занимается ей уже много лет. («Муниципальная экспериментальная площадка» 2011–2012 г; «Муниципальная инновационная площадка» 2013–2014г; Городская панорама инновационного опыта «Виртуальная площадка» 2015, 2016, 2017 гг.)

Опираясь на свой многолетний опыт работы, мы разработали оптимальную модель взаимодействия всех участников коррекционно-образовательного процесса для успешной социализации детей с ОВЗ в условиях образовательного учреждения.

Основой для разработки оптимальной модели стала Концепция социального развития детей дошкольного возраста «Дорогою добра» под ред. Л. В. Коломийченко. В данной концепции социализация рассматривается как «процесс приобщения к социальной культуре, социальной адаптации индивида в обществе, индивидуализация как процесс обособления, становления универсальных социальных способностей, характеризующих степень социальной самостоятельности индивида, и культуротворчество». [1]

В своей работе опирались на общенаучные педагогические подходы:

– аксиологический подход (определение приоритетных коммуникативных, познавательных или предметно-практических ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии дошкольника с ОВЗ);

– культурологический подход (учет национальных ценностей и традиций, приобщение ребенка к основным компонентам человеческой культуры); [2]

– гуманистический подход (признание ребенка как личности, ориентация на его потребности и интересы, права и свободы, психологический комфорт);

– антропологический подход (психолого-педагогическая диагностика в определении динамики социального развития дошкольника с ОВЗ);

– полисубъектный подход (учет специфики и влияния микро- и макроокружения на ребенка с ОВЗ);

– системно-структурный подход (организация целостной педагогической системы коррекционно-развивающей и образовательной среды);

– комплексный подход (интеграция всех компонентов педагогического процесса: познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического, физического);

– деятельностный подход (взаимоотношения ребенка с окружающим миром, реализация его потребностей в различных видах деятельности);

– средовой подход (организация социализирующего предметно-образовательного пространства).

C:\Users\Александр\Downloads\модель (1).jpg

Рис. 1. Модель социализации дошкольников с ОВЗ в ДОУ

В центре нашей модели стоит ребенок (дошкольник с ОВЗ), вокруг него задействованы и находятся в тесном партнерстве, взаимосвязи все субъекты социального окружения: сообщество сверстников, семья, сотрудники, социальные партнеры ДОУ.

Взаимодействие с каждой из перечисленных групп оставляет неизгладимый след в сознании ребенка и оказывает влияние на его личностное и социальное развитие.

Сотрудничество всех субъектов взаимодействия направлено на организацию единого интегрированного пространства для социализации воспитанников с ОВЗ, которое включает в себя:

– нормативно-правовое сопровождение процесса;

– программно-методическое оснащение;

– консультативно-диагностическое сопровождение воспитанников и семьи;

– организацию профессиональной, педагогически целесообразной образовательной среды;

– создание комфортной, доступной, вариативной предметно-пространственной среды;

– организацию досуговой деятельности.

Результативность данной модели видим в успешной адаптации и социализации наших воспитанников в условиях детского сада, оптимизации коррекционно-развивающего поля в целом, в воспитании толерантности у всех участников образовательного процесса, повышение уровня педагогической компетентности коллектива детского сада и активного участия родителей в жизни ДОУ.

За контрольный период 2016, 2017, 2018 годы проведены три контрольных среза итогового мониторинга воспитанников коррекционных подготовительных групп ДОУ.

32 выпускника — 2016 год, 28 выпускников — 2017 год, 34 выпускника -2018 год.

Результаты представлены в диаграмме.

Результаты мониторинга интегративных качеств выпускников ДОУ за контрольный период 2016–2018 год (%)

E:\статья\1.jpg

Рис. 2. Результаты мониторинга интегративных качеств

Полученные показатели позволили сделать следующий вывод:

Доля воспитанников на этапе завершения срока пребывания в дошкольном учреждении, имеющих положительные результаты личностного и социального развития за 3 последовательных года, приблизилась к 100 %.

Полученные показатели исследования позволили нам сделать вывод, что реализация созданной модели способствует формированию интегративных качеств у детей с ОВЗ:

– у большинства выпускников коррекционных групп ДОУ повысился интерес к предметам окружающего мира, опытно-экспериментальной и проектной деятельности, используют полученную информацию в разных видах деятельности;

– от 93 % до 97 % детей имеют представления о себе, своей семье, обществе, государстве, мире и природе;

– 96 % — 98 % проявляют самостоятельность и активность в повседневной жизни;

– около 100 % воспитанников способны договариваться, распределять действия, изменять стиль общения;

– все дети с ОВЗ стали адекватнее реагировать на внешние раздражители, умеют контролировать свое поведение, соблюдать элементарные общественные нормы и правила поведения.

– 99 % дошкольников правильно понимают и определяют различные эмоциональные состояния сверстников, взрослых в реальной жизни и художественных произведениях, проявляют сострадание и заботу о близких людях и животных.

Свидетельством эффективности проводимой работы является сохранение и улучшение социальных и личностных результатов при переходе на следующий этап обучения.

Мониторинг социализации показал, что воспитанники имеют стабильно положительную динамику. Дети успешно адаптируются в новой социальной среде, постепенно учатся выстраивать стратегию самостоятельной жизни, устанавливают новые социальные контакты, демонстрируют достаточный высокий уровень готовности к самостоятельной жизнедеятельности.

Считаем, что данный опыт работы по теме «Оптимальная модель социализации как одно из условий успешного социального развития детей с ОВЗ в ДОУ» актуален и рекомендован специалистам, работающим с детьми с ограниченными возможностями в образовательных учреждениях разного типа, атакже использован при подготовке и переподготовке педагогов по коррекционной работе с детьми с ОВЗ.

Литература:

  1. Коломийченко Л. В. «Дорогою добра» Программа по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 192 с.
  2. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. –М.: Мозаика-Синтез, 2017. — 352 с.
  3. Тригер Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. — СПб.: Питер, 2008. — 192с: ил. — (Серия «Детскому психологу»).
  4. Cоциализация детей с ОВЗ на современном этапе: научно-методический и прикладной аспекты: Сб.науч.-метод.материалов/под ред. Белогуровой А. Ю., Булановой О. Е., Поликашевой Н. В. — М.: Издательство «Спутник+», 2014. — 335с.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ограниченная возможность здоровья, оптимальная модель, ребенок, единое интегрированное пространство, социальное развитие, дошкольное учреждение, единое интегрированное поле, контрольный период, научно-исследовательская работа.

Ключевые слова

социализация, оптимальная модель, дошкольник с ОВЗ, интегративное поле, концепция социального развития

Похожие статьи

Игровые технологии в ранней профессиональной ориентации лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

В статье представлена авторская разработка — профориентационная игра «ПрофиТур» для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Приведены результаты ее адаптации и практической значимости для расширения знаний о профессиях, их...

Территориальная модель организации сопровождения образовательного процесса обучающихся с РАС: путь от ресурсного класса к ресурсному центру

В статье автор демонстрирует опыт сопровождения ресурсного класса для обучающихся с расстройствами аутистического спектра, ключи к успеху данной работы, а также принципы осуществления психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС, которые...

Инновационные технологии в профориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Механизм реализации психолого-педагогического сопровождения профориентации инвалидов и ЛОВЗ (ПрофТраектория)». Приводятся результаты анализа современного состояния профессионально...

Детская журналистика как средство формирования культуры общения в социальном контексте

В статье описан опыт работы использования технологии «Детская журналистика» в образовательном пространстве. Предложена модель педагогической практики в дошкольной организации, которая направлена на осуществление инновационных идей по эффективной реал...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе интегрированного образования

В настоящее время в нашей стране растет число детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно этим детям гораздо сложнее адаптироваться в жизни, которая часто не подготовлена к восприятию детей с неравными стартовыми возможностям. В данной стать...

Проблемы развития детского самоуправления в России: анализ практик работы с детским самоуправлением

В статье рассматриваются проблемы ученического самоуправления. Представлен опыт внедрения и развития данной технологии в МКОУ ГО Заречный «СОШ № 7 с углубленным изучением отдельных предметов». Предлагается использование ученического самоуправления ка...

Реализация практики инклюзивного образования с детьми с РАС в группе компенсирующей направленности

Статья посвящена проблеме инклюзивного образования в практике современного ДОУ, специфике организации коррекционно-развивающей деятельности, психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзии ребенка с расстройством аутистического спектра в ср...

Особенности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении

Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования особенностей адаптации детей с ОВЗ к дошкольному образовательному учреждению. Констатируется, что для таких детей, воспитывающихся в условиях инклюзивной группы, характерны проявления негат...

Формирование мотивирующей организационной среды в районной системе образования: мотивационный проект индивидуального развития «Успешный педагог»

Статья посвящена актуальной проблеме проектирования гибких траекторий получения образования и освоения педагогами новых компетенций при изменяющихся требованиях современной экономики. Основой управления человеческими ресурсами является мотивация. В с...

Методическое обеспечение эффективного трудоустройства выпускников c инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

В статье представлена авторская разработка — рабочая тетрадь по трудоустройству для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Приведены результаты ее адаптации и практической значимости для формирования активного поведения н...

Похожие статьи

Игровые технологии в ранней профессиональной ориентации лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

В статье представлена авторская разработка — профориентационная игра «ПрофиТур» для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Приведены результаты ее адаптации и практической значимости для расширения знаний о профессиях, их...

Территориальная модель организации сопровождения образовательного процесса обучающихся с РАС: путь от ресурсного класса к ресурсному центру

В статье автор демонстрирует опыт сопровождения ресурсного класса для обучающихся с расстройствами аутистического спектра, ключи к успеху данной работы, а также принципы осуществления психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС, которые...

Инновационные технологии в профориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Механизм реализации психолого-педагогического сопровождения профориентации инвалидов и ЛОВЗ (ПрофТраектория)». Приводятся результаты анализа современного состояния профессионально...

Детская журналистика как средство формирования культуры общения в социальном контексте

В статье описан опыт работы использования технологии «Детская журналистика» в образовательном пространстве. Предложена модель педагогической практики в дошкольной организации, которая направлена на осуществление инновационных идей по эффективной реал...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе интегрированного образования

В настоящее время в нашей стране растет число детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно этим детям гораздо сложнее адаптироваться в жизни, которая часто не подготовлена к восприятию детей с неравными стартовыми возможностям. В данной стать...

Проблемы развития детского самоуправления в России: анализ практик работы с детским самоуправлением

В статье рассматриваются проблемы ученического самоуправления. Представлен опыт внедрения и развития данной технологии в МКОУ ГО Заречный «СОШ № 7 с углубленным изучением отдельных предметов». Предлагается использование ученического самоуправления ка...

Реализация практики инклюзивного образования с детьми с РАС в группе компенсирующей направленности

Статья посвящена проблеме инклюзивного образования в практике современного ДОУ, специфике организации коррекционно-развивающей деятельности, психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзии ребенка с расстройством аутистического спектра в ср...

Особенности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении

Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования особенностей адаптации детей с ОВЗ к дошкольному образовательному учреждению. Констатируется, что для таких детей, воспитывающихся в условиях инклюзивной группы, характерны проявления негат...

Формирование мотивирующей организационной среды в районной системе образования: мотивационный проект индивидуального развития «Успешный педагог»

Статья посвящена актуальной проблеме проектирования гибких траекторий получения образования и освоения педагогами новых компетенций при изменяющихся требованиях современной экономики. Основой управления человеческими ресурсами является мотивация. В с...

Методическое обеспечение эффективного трудоустройства выпускников c инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

В статье представлена авторская разработка — рабочая тетрадь по трудоустройству для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Приведены результаты ее адаптации и практической значимости для формирования активного поведения н...