Увлекательные домашние упражнения по заданию учителя-логопеда
Автор: Каверина Екатерина Михайловна
Рубрика: 11. Семейная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 05.05.2019
Статья просмотрена: 493 раза
Библиографическое описание:
Каверина, Е. М. Увлекательные домашние упражнения по заданию учителя-логопеда / Е. М. Каверина. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 68-70. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/330/15044/ (дата обращения: 16.11.2024).
Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его спосо6ным развиваться дальше без помощи учителя.
Э. Хаббард
Одна из главных проблем молодых родителей в том, что они не прислушиваются к тому, как и что говорит их ребенок. Порой многие молодые мамы и папы не замечают речевых проблем у ребенка дошкольника до той поры, пока он не пойдет в школу и не принесет по русскому языку двойку за диктант. А потом еще и школьника в этом обвиняют.
На самом деле проблемы с развитием речи у детей появляются в дошкольном возрасте, а в школе это уже следствие. Так как проблемы в устной речи не исчезают сами собой, а переходят в письменную.
В коррекционную логопедическую работу, которую планирует учитель-логопед, обязательно входят домашние задания для закрепления изученного материала по нескольким направлениям:
− упражнения для развития мышц языка, губ, щек;
− упражнения для развития грудобрюшного дыхания;
− упражнения для развития силы голоса, темпа и ритма;
− упражнения для развития пальцев;
− упражнения для развития фонематических процессов;
− упражнения для закрепления звукопроизношения;
− упражнения на развитие словарного запаса, грамматики, словообразование и т. д.;
− упражнения для развития связной речи.
Советский, российский физиолог, доктор медицинских наук Марионилла Максимовна Кольцова доказала, что движение пальцев рук стимулирует деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. «Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия. Причем не отдельно стоящим элементом, а своего рода структурой в системе коррекции» [4, с. 3] Развиваются его моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал.
Каждое упражнение направлено на решение разных речевых задач. По мнению О. С. Ушаковой, «Основная задача — это воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, развитие связной речи» [8, с.3]
Как разнообразить домашние задания, чтобы они стали интересными и увлекательными?
Сначала необходимо донести родителям о важности закрепления дома с детьми изученного материала. Предложить для позитивного настроя ребенка приобрести по желанию ребенка (цвет, размер и т. д.) дорожную папку для домашних заданий. Следующим этапом будет украшения этой папки его любимыми наклейками. Нужно обязательно договориться о дне получения домашнего задания, так как многие родители очень часто устраивают себе и ребенку выходной день по пятницам. Пусть днем получения домашнего задания будет четверг, тогда все ребята смогут забрать задания домой.
Для того чтобы домашние задания учителя-логопеда выполнялись с удовольствием и приносили хорошие плоды для развития речи детей, необходимо сделать их разнообразными и увлекательными.
Не будем забывать, что многие задания логопеда устного характера. Например, на лексику и словообразование. Их можно проговорить на прогулке, по пути в детский сад, даже в магазине можно закрепить почти все обобщающие понятия. Например, овощи, фрукты, ягоды, грибы, инструменты, школьные принадлежности, бытовые приборы и т. д. А также относительные прилагательные из чего, что получится. Например, из слив получится сливовый сок, из моркови получится морковный сок, а из грибов получится грибной суп.
Задания на согласование числительных с существительными можно проговорить с ребенком по пути домой из детского сада. Например, считать то, что видишь вокруг: одно дерево, два дерева, пять деревьев; один дом, два дома, пять домов; один подъезд, два подъезда, пять подъездов; одна лавка, две лавки, пять лавок, одна кошка, две кошки, пять кошек и т. д. и т. д. Также можно закрепить и антонимы прилагательных, существительных, наречий.
Употребление имен существительных в уменьшительно-ласкательной форме, в единственном и множественном числах и в значении много тоже можно закрепить на прогулке, играя например, в мяч, называя опять же те предметы, которые видишь вокруг. Например, собака-собачка, окно-окошко, дерево-деревце; собака-собаки; окно-окна-много окон; лавка-лавки-много лавок, ребенок-ребята-много ребят и т. д. Также можно закреплять образование относительных и притяжательных прилагательных. Например, дом из кирпича-кирпичный дом, горка из железа-железная горка, лавка из дерева-деревянная лавка, хвост у кошки-кошачий хвост, усы у кошки-кошачьи усы, уши у собаки-собачьи уши и т. д.
А дома можно поиграть всей семьей в интересные прятки предметов и нахождению их. Вот так в увлекательной игре можно закрепить простые и сложные предлоги. Например, игрушку спрятали в шкаф — я достал игрушку из шкафа; конфетку спрятали на полку — я взял конфетку с полки; ручку я нашел под столом — взял ручку из-под стола.
Кроме этого можно, давать задания на разгадывание кроссворда или ребусов на определенный звук. А потом предложить составить кроссворд на поставленный звук или на пройденную лексическую тему (из 4–6 слов).
Домашние задания на развитие дыхания тоже можно сделать интересными. Например, предложить всей семьей дуть мыльные пузыри, надувать воздушные шарики, задувать в ворота из игрушек ватные шарики, задувать свечи, сдувать мелкие листочки и т. д.
Упражнения для развития мышц пальцев будут интереснее, если использовать: Су Джок шарик и колечки, прищепки и карандаши; упражнения с эспандером по типу кто дольше, кто сильнее, застегивание пуговиц на вещах, которые живут в шкафу, кубик Рубика, счеты, детские гусли и т. д.
Можно предложить родителям упражнения для развития силы голоса, темпа и ритма, а помогут их сделать интереснее и увлекательнее голосилки, которых очень много на просторах интернета. Но обязательное условие, чтобы пели всей семьей. Это очень хорошее упражнение для отработки и автоматизации поставленного звука.
Помогут разнообразить и сделать увлекательнее домашние задания, следующие пособия известных авторов:
- «Логопедические домашние задания для детей 5–7 лет с ОНР» Н. Э. Теремкова.
- «Грамматические и лексические тетради» Е. М. Косинова.
- «Фонетические рассказы и сказки» Н. Созонова, Е. Куцина, Н. Хрушкова.
- «Говорим правильно в 5–6 лет, 6–7 лет» О. С. Гомзяк.
- «Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников» Н. В. Нищева.
А также известные печатные журналы «Ёжик», «Рисуем по точкам», «Хочу все знать». Будет прекрасно, если семья оформит на них подписку и будет поддерживать интерес ребенка к выполнению заданий.
Е. Ю. Бухтаярова писала: «Наблюдения за речью детей осуществляется в процессе игровой, обиходно-бытовой и учебной деятельности» [1, с.15]
Очень часто можно услышать от родителей, как они восхищаются тем, что ребенок умеет и хочет выполнять упражнения сам, один, с игрушками, с компьютером. На самом деле это глубокое заблуждение. Все дети всегда тянутся к своим родителям, и часто страдают от нехватки родительского внимания и теплоты. Просто не всегда дети могут найти нужные слова, чтобы донести это до близких ему людей.
Самое главное — не принуждать ребенка, а помогать ему. Всегда пробуйте, пытайтесь вместе придумать увлекательные, разнообразные игры и упражнения для закрепления изученного материала. Будьте всегда рядом, вместе преодолевайте сложности, проявляйте терпение и творческие способности, теплоту и ласку. Вот так в нестандартной, обстановке можно разнообразить и увлекательно выполнить домашнее задания учителя-логопеда. По мнению Е. Ю. Бухтаяровой: «Вы, родители, — естественные учителя своего ребенка, и от вас зависит чрезвычайно много. Это труд, конечно, окажется вам под силу, ведь в ваших руках очень сильное воспитательное средство-любовь к своему ребенку» [1, с.156]
Литература:
- Е. Ю. Бухтаярова. Программа развития связной речи детей 5–7 лет. Волгоград: Учитель, 2012.-203с.
- О. С. Гомзяк. Говорим правильно в 5–6 лет. Говорим правильно в 6–7 лет.
- Е. М. Косинова Грамматические и лексические тетради.
- О. И. Крупенчук, Т. А. Воробьева. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2014.
- Н. В. Нищева. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. Рабочая тетрадь. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015.-64с., цв. ил+42 с.
- Н. Созонова, Е. Куцина, Н. Хрушкова. Фонетические рассказы и сказки (для детей 5–7 лет). — Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2018.-32 с.
- Н. Э. Теремкова. Логопедические домашние задания для детей 5–7 лет с ОНР.
- О. С. Ушакова. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. — М.: Просвещение: Учеб. Лит., 1996.-192с.: ил.