Совместная разработка и реализация социально значимых проектов как эффективное средство социально-личностного развития дошкольников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, май 2019)

Дата публикации: 06.05.2019

Статья просмотрена: 2842 раза

Библиографическое описание:

Уварова, И. М. Совместная разработка и реализация социально значимых проектов как эффективное средство социально-личностного развития дошкольников / И. М. Уварова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/330/15048/ (дата обращения: 19.12.2024).



На современном этапе развития общества одной из наиболее актуальных становится проблема социализации детей и подростков. Действительно, успешная адаптация в мире людей и нахождение в нём своего места, реализация собственного потенциала, играют немаловажную роль в становлении человека. Опыт отношений с другими людьми, полученный в детские годы, определяет дальнейшее развитие личности ребёнка. Именно поэтому мы считаем, что уже в дошкольном возрасте ребёнку важно предоставить возможность активного позитивного взаимодействия с социумом. Считаем, что традиционные методы и подходы к социализации дошкольников не позволяют в полной мере сформировать социальную компетентность ребёнка.

Что же в таком случае является эффективным средством позитивной социализации? Проанализировав опыт работы педагогов ДОУ и эффективность применения современных образовательных технологий с целью социально-личностного развития дошкольников, пришли к выводу о целесообразности применения технологии проектной деятельности. Считаем, что разработка и реализация совместных социально значимых проектов, привлечение дошкольников к активному участию в социальных акциях, является основой формирования собственного опыта ребёнка по взаимодействию с социальной средой, его активной жизненной позиции.

Под «социально значимыми» мы понимаем проекты, имеющие социальный эффект, в ходе которых разрабатываются различные варианты решения социальных проблем, участники которых вступают в конструктивное взаимодействие с социумом.

Конечно, мы не решаем с дошкольниками глобальные социальные проблемы. Но помочь малышам из соседней группы быстрее адаптироваться к детскому саду, напомнить водителям о соблюдении правил перевозки детей, подготовить своими силами концерт ко Дню пожилого человека, подарить прохожим весёлые солнышки и поделиться своей улыбкой, научить родителей выполнять музыкальную зарядку и «заразить» их идеей соблюдения всей семьей правил здорового образа жизни — это, и многое другое, нам вполне по силам.

За прошедший учебный год педагогами нашего ДОУ совместно со старшими дошкольниками, их родителями, с привлечением работников различных социальных организаций города были разработаны и реализованы следующие социально значимые проекты:

  1. проект «Спешите делать добрые дела!»

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы «В», педагог-психолог, родители, воспитатели, работники детской библиотеки.

Цель проектасоздать условия для формирования социально-нравственного опыта участников образовательных отношений в ходе совместной проектной деятельности.

Основные социально значимые мероприятия проекта:

– социальная акция «День спонтанного проявления доброты»;

– изготовление «Дерева добрых дел»;

– социально-экологическая акция «Поможем птицам!»;

– акция «В небо птицу выпускаю» (изготовили птиц на основе воздушных шаров, прикрепили к ним послания с призывами «Спешите делать добрые дела!» и запустили в небо);

– акция «Книгообмен — эта книга ждет нового читателя»;

– акция «Улыбнитесь вместе с нами!».

  1. проект «Помни, водитель, ты тоже родитель!»

Участники проекта:дети старшей группы, родители, воспитатели, сотрудники ОГИБДД ОВД по Кореновскому району.

Цель проекта:создать условия для формирования у детей и родителей навыков безопасного поведения на улицах города в процессе совместной проектной деятельности.

Основные социально значимые мероприятия и продукты проекта:

– акция «Чтобы избежать беды, с автокреслом ты води!»;

– совместная с родителями и сотрудниками ОГИБДД ОВД по Кореновскому району викторина «Мы за безопасность на дороге!»;

– выставка поделок детей и родителей «Транспорт будущего»;

– спортивное развлечение «Знатоки дорожных правил»;

– открытое письмо родителям: «Помни, водитель, ты тоже родитель!».

  1. проект «Теплом души согрей меня»

Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги, родители, сотрудники Кореновского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Планета детства», дети с ОВЗ, посещающие реабилитационный центр.

Цель проекта: создать условия для воспитания толерантности, сочувствия, понимания и принятия людей с ограниченными возможностями здоровья.

Основные социально значимые мероприятия и продукты проекта:

– концерт «Теплом души согрей меня» для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей;

– благотворительная акция «Все дети играют в игрушки»;

– социальная акция «Открытка для особого ребенка»;

– совместный мастер-класс по лепке.

  1. проект «Мы за здоровый образ жизни! А вы?»

Участники проекта: дети средней группы «Б», воспитатели, инструктор по физической культуре.

Цель проекта:создание условий для формирования у детей и родителей потребности в здоровом образе жизни.

Основные социально значимые мероприятия проекта:

– социальная акция «На зарядку по порядку, папа с мамой вместе с нами, становись!»;

– акция «Открытое письмо родителям «Мы выбираем спорт и здоровье!»;

– совместное спортивное развлечение «Спортивная семья»;

– вечер подвижных игр с папами;

– социальная акция «Школьники дошколятам: весёлая зарядка».

  1. проект «Улыбнитесь, малыши!»

Участники проекта: дети младшей группы, дети подготовительной группы, родители, воспитатели групп, старший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Цель: формирование опыта взаимоотношений и сотрудничества, расширение зоны контактов детей в пространстве детского сада через разные виды деятельности в ходе реализации совместного образовательного проекта.

Основные социально значимые мероприятия проекта:

– акция «Книга в подарок малышам»;

– организация «Школы маленьких волонтёров»;

– изготовление с родителями книжек — малышек для малышей;

– вечер игр с детьми и родителями младшей группы;

– совместные физкультурные и музыкальные занятия, развлечения и игры детей младшей и подготовительных групп.

Подробнее остановлюсь на проекте «Теплом души согрей меня», который был разработан и реализован совместно с Кореновским реабилитационным центром для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Планета детства». Дошкольники приобрели опыт общения и игрового взаимодействия с детьми с ОВЗ, вместе с ними приняли участие в мастер-классе по лепке из глины, изготовили для них сувениры своими руками, подготовили концерт. Большое впечатление на детей произвел просмотр фильма «Даже слоны не бросают своих детей-инвалидов» и мультфильма «Подарок». В результате реализации проекта полностью изменилось отношение детей к людям с ОВЗ, исчезли страхи, настороженность, появился опыт позитивного общения, проявления душевной чуткости. Приведу высказывание одного из дошкольников после совместного мастер-класса и игрового общения: «Оказывается, с ними тоже можно дружить!».

Разработка и реализация с дошкольниками совместных социально значимых проектов, привлечение их к участию в социальных акциях позволило значительно расширить круг социального общения детей, сформировать уверенность в себе, почувствовать свою значимость, эмоциональную удовлетворенность от совместного выполнения общественно полезных дел, добрых поступков. Наши дошкольники постепенно учатся работать в команде, совместно решать проблемы, приобретают социальные навыки, что является непременным условием успешности в современном мире.

Литература:

  1. Деркунская, В. А. Социальные акции и волонтерское движение дошкольников в детском саду: методическое пособие / В. А. Деркунская, С. С. Агабекян, Н. А. Воронина; ред. В. А. Деркунская. — М.: Центр педагогического образования, 2018. — 240 с.
  2. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учебник для студентов педагогических вузов / ред. В. А. Сластёнина. — М.: Академия, 2000. — 200 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, социальная акция, участник проекта, здоровый образ жизни, значимое мероприятие проекта, проект, детский сад, Кореновский район, Кореновский реабилитационный центр.

Похожие статьи

Создание условий для партнерских отношений с семьями воспитанников как эффективная форма сотрудничества для развития конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми

Подготовка и проведение профессиональных конкурсов в рамках сетевого взаимодействия дошкольных организаций как средство повышения качества образования в ДОО

Совместная работа ДОУ и семьи по ознакомлению с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Взаимодействие образовательной организации с социальными партнерами в целях расширения возможностей развития и воспитания обучающихся

Создание условий для психического здоровья ребенка в условиях современного дошкольного образовательного учреждения

Система работы по сохранению и развитию духовных и патриотических чувств детей дошкольного возраста

Выявление и поддержка творчески одаренных детей в рамках дошкольного образования

Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья в свете требований СФГОС

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Выявление, поддержка и развитие творческого потенциала одарённых детей

Похожие статьи

Создание условий для партнерских отношений с семьями воспитанников как эффективная форма сотрудничества для развития конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми

Подготовка и проведение профессиональных конкурсов в рамках сетевого взаимодействия дошкольных организаций как средство повышения качества образования в ДОО

Совместная работа ДОУ и семьи по ознакомлению с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Взаимодействие образовательной организации с социальными партнерами в целях расширения возможностей развития и воспитания обучающихся

Создание условий для психического здоровья ребенка в условиях современного дошкольного образовательного учреждения

Система работы по сохранению и развитию духовных и патриотических чувств детей дошкольного возраста

Выявление и поддержка творчески одаренных детей в рамках дошкольного образования

Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья в свете требований СФГОС

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Выявление, поддержка и развитие творческого потенциала одарённых детей