Развитие творческих способностей у детей 5–7 лет посредством нетрадиционной техники рисования эбру | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Попова, Е. Д. Развитие творческих способностей у детей 5–7 лет посредством нетрадиционной техники рисования эбру / Е. Д. Попова, А. В. Часовских. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/330/15053/ (дата обращения: 16.11.2024).



В современном мире одной из главных ценностей является формирование творческого, свободно мыслящего, обладающего высокой культурой человека. И это развитие должно начинаться уже в первые дни жизни ребенка. Для того чтобы у детей сформировалась целостная картина мира, необходимо эту картину создавать постепенно, начиная с детского сада. «Кругозор его ограничен, и в расширении этого кругозора и состоит развитие ребенка», — писал П. П. Блонский.

Таким образом, развитие творческих способностей дошкольников возможно при организации различных видов деятельности. Основная задача детского сада — создать такую развивающую среду в которой каждый ребенок мог проявить свои способности, раскрыть творческий потенциал [5, с. 17].

Современный социум требует развития творческой личности, которая владеет творческим мышлением и возможностью результативно, неординарно решать новейшие актуальные проблемы. А так как основы творческой личности закладываются еще в дошкольные годы, в таком случае перед системой дошкольного образования возникает важная задача формирование креативного потенциала подрастающего поколения. Творческий процесс — это работа, порождающая что-то высококачественное и новейшее. По этой причине формирование креативных возможностей — один из основных вопросов дошкольного обучения [9, с.12].

Работая с детьми дошкольного возраста, многие педагоги замечают: дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами, отсутствует творческий подход.

Ребенку нужен итог, который порождает у него удовольствие, изумление, удивление, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет [2, с. 174].

Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества в технике «Эбру», дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами [1, с. 38].

Занятия «Эбру» совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры.

Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знания о цвете, форме. Используя нетрадиционную технику дети развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции [16, с.23].

Художественная деятельность вносит в жизнь детей радость, соприкосновение с насыщенными яркими красками, узорами, образами, именно поэтому нетрадиционная техника «Эбру» может дать толчок к развитию детского интеллекта, воображения, фантазии, умения мыслить нестандартно [3, с. 65].

Искусство «Эбру» зародилось в 11 веке. Это интересная техника —рисование на воде специальными красками, нерастворяющимися в воде, а затем перенос рисунка на бумагу. Родиной «Эбру» принято считать Турцию. Сама техника держится в секрете, известны только некоторые моменты: в «Эбру» используются только натуральные материалы. Кисти сделаны из древесины розового кустарника или из конского волоса. Вязкость воды увеличена путём добавления нектара Гевена(Астралагуса) — растения, растущего в Анатолии. Выжатая их нижней части стебля, жидкость конденсируется в смолистый воск, имеющий слабые клеящие свойства.

В переводе «Эбру» — это «облачный», «волнообразный». Поэтому в Европе рисунки «Эбру» стали называть — «турецкая бумага» или «мраморная бумага» [7, с. 34].

Яков Александрович Пономарев и Андрей Эдуардович Симановский, выделили условия успешного развития творческих способностей дошкольников: «Создание обстановки, опережающей развитие детей; предоставление ребенку большой свободы выбора деятельности при доброжелательной помощи взрослых; комфортная психологическая атмосфера в детском коллективе».

Целью педагогической деятельности в данном направлении является развитие творческих способностей у детей 5–7 лет посредством нетрадиционной техники рисования «Эбру». Для достижения данной цели определены следующие задачи:

– создание условий для развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста;

– развитие у дошкольников качеств мышления, которые формируют креативность;

– отбор методов, направленных на формирование практических умений у детей старшего дошкольного возраста при использовании нетрадиционной техники рисования;

– вовлечение родителей в совместное нетрадиционное творчество.

– формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;

– формирование устойчивого интереса к художественной деятельности в технике «Эбру»;

– воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;

– воспитание аккуратности [9, с.28].

На первом этапе работы педагог знакомит детей с техникой «Эбру» необходимыми красками и загустителем для воды. В ходе эксперимента «Цветная палитра» дети научились смешивать краски и узнали, что вода имеет свойства окрашивания.

Второй этап познакомили детей со свойствами загустителя. В ходе эксперимента «Волшебная эмульсия» путем смешивания воды и крахмала получился загуститель для рисования.

Третий этап был самый интересный. Дети приступили к рисованию. Была разработана картотека игр, которая в самостоятельной и совместной деятельности педагога с детьми, знакомились с нетрадиционной техникой «Эбру». Научились смешивать краски, на загущенной воде рисовать завитки, волны, изображая рисунок в определенной последовательности. Данный нетрадиционный прием рисования развивал у детей чувство композиции, гармонии, закреплял умение передавать форму и образ.

Таким образом, нетрадиционная техника рисования «Эбру» способствовала развитию творческих способностей у детей 5–7 лет, стимулировала положительную мотивацию к изобразительной деятельности, вызывала радостное настроение у детей, повысила уровень развития зрительно моторной координации [11, с. 52].

Литература:

  1. Белашов А. М. Как рисовать животных. — М.: Юный художник,2012
  2. Брагинский В. Э. Пастель. — М.: Юный художник, 2013
  3. Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. — М.: РОСМЭН, 2002
  4. Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). — М.: Юный художник, 2013
  5. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. — М.: РОСМЭН, 2014
  6. Панов В. П. Искусство силуэта. — М.: Юный художник, 2012
  7. Пономарев Я. А. Психология творчества.- М.: Педагогика, 2013
  8. Сакулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду/Н.П. Сакулина, Т. С. Комарова. — М.: Просвещение, 2013
  9. Симановский, А. Э. Развитие творческого мышления детей./А.Э. Симановский -Ярославль: Гринго, 2014
  10. СэвиджХаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. — М.:РОСМЭН, 2012
  11. Ткаченко Е. И. Мир цвета. — М.: Юный художник, 2013
  12. Уотт Ф. Я умею рисовать. — М.: РОСМЭН, 2014
  13. Урунтьева Г. А., Афонькина Ю. Ф. Практикум по детской психологии. — М.: Владос, 2012
  14. Чивиков Е. К. Городской пейзаж. — М.: Юный художник, 2014
  15. Шабаев М. Б. Цветные карандаши. — М.: Юный художник, 2015
  16. Шихахмедова, А. Ш. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста/А. Ш. Шихахмедова.-Новый Уренгой: ЯНАО, 2012
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, нетрадиционная техника, нетрадиционная техника рисования, развитие, детский сад, изобразительная деятельность, старший дошкольный возраст, творческая личность, устойчивый интерес, художественная деятельность.

Похожие статьи

Развитие речевой деятельности детей в возрасте 4–5 лет посредством лего-конструирования

Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста с ОНР

Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования

Развитие экологических представлений у детей 3–4 лет через дидактические игры

Духовно-нравственное воспитание детей 4–5 лет посредством ознакомления с художественной литературой и использования дидактических игр (из педагогического опыта)

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством LEGO-конструирования и робототехники

Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных техник рисования

Развитие нравственно-эстетических чувств у детей дошкольного возраста посредством лепки

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной аппликации

Развитие социальной компетентности у детей 6–7 лет в играх-соревнованиях

Похожие статьи

Развитие речевой деятельности детей в возрасте 4–5 лет посредством лего-конструирования

Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста с ОНР

Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования

Развитие экологических представлений у детей 3–4 лет через дидактические игры

Духовно-нравственное воспитание детей 4–5 лет посредством ознакомления с художественной литературой и использования дидактических игр (из педагогического опыта)

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством LEGO-конструирования и робототехники

Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных техник рисования

Развитие нравственно-эстетических чувств у детей дошкольного возраста посредством лепки

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной аппликации

Развитие социальной компетентности у детей 6–7 лет в играх-соревнованиях