Игра как метод адаптации ребёнка в школе
Авторы: Тухтубеева Наталья Сергеевна, Семесько Анастасия Витальевна, Насонова Анна Александровна, Костина Любовь Николаевна, Иванова Ольга Владимировна, Абдрахманова Ольга Викторовна, Лошакова Ирина Валерьевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 03.05.2019
Статья просмотрена: 539 раз
Библиографическое описание:
Игра как метод адаптации ребёнка в школе / Н. С. Тухтубеева, А. В. Семесько, А. А. Насонова [и др.]. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 39-41. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/330/15057/ (дата обращения: 16.11.2024).
При поступлении в школу ребенок переживает один из важнейших этапов в развитии. Начало обучения в школе — один из самых сложных периодов в жизни ребенка. Сложность заключается не только в социальном, психологическом, но и в физиологическом плане. Изменяется вся жизнь бывшего дошкольника — появляются новые люди, с которыми необходимо выстроить взаимодействие, появляются задачи, которые не связаны с предыдущим опытом. Решение этих задач требует от ребенка максимальной мобилизации всех внутренних резервов.
Ведущей деятельностью в дошкольный период является игровая а. При поступлении в школу необходимо освоить новый вид деятельности, который требует совершенно другие способности, для развития которых нужно время.
Основу этих способностей необходимо закладывать уже с первых минут пребывания в школе. Успешность усвоения программных знаний и необходимость дальнейшего обучения зависит от физиологической, психологической и социальной комфортности ребенка в школе. Поэтому основной задачей школы является создание комфортных условий для воспитания и обучения, чтобы процесс адаптации ребёнка к новым условиям был для него наиболее безболезненным. Для этого, конечно, нужно время.
Для того, чтобы адаптация к школе была успешной, необходимо обратить внимание на используемые технологии и методы обучения.
В дошкольном детстве доминирует игра, а в школьной жизни первостепенную роль начинает играть учёба. Для плавного перехода от одних условий жизни к другим необходимо опираться на игру, как знакомую жизненную ситуацию.
Игра вводит ребёнка в жизнь, в общение с новыми людьми, помогает приобретению знаний. Она всегда имеет определённую цель, правила, понятные для ребенка. В процессе адаптации к школе игра помогает расслабиться, поддержать интерес и внимание. Игры способствуют быстрому запоминанию изученного материала.
Дидактическая игра имеет ряд отличий от обычных игр, знакомых дошкольнику. Дидактическая игра обладает чётко поставленной целью обучения и педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Роль дидактических игр на уроках в начальной школе многогранна. Она помогает:
− развивать умений сравнивать, определять главное;
− развивать воображения, наблюдательности, сосредоточенности;
− развивать фонематический слух, закрепление правильной артикуляции;
− развивать умения соотносить элементы разных множеств, устанавливать соответствия, соотносить числа и цифры;
− формировать умения определять признаки явлений и предметов, дифференцировать их на существенные и несущественные, устанавливать причинно-следственные связи и т. д.
Использование дидактической игры, игровых приемов и ситуаций в учебном процессе происходит по таким основным направлениям:
− дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
− учебная деятельность подчиняется правилам игры;
− учебный материал используется в качестве игровых средств;
− в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
− успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Дидактическая задача определяется педагогом и опирается на имеющие знания у детей. Педагог, четко понимая результат, который хочет достичь в ходе игры, отбирает материал, определяет правила и условия игры. Необходимо обратить внимание на то, чтобы каждый ребенок был вовлечен в игровую деятельность. Дети могут играть разные роли. Они могут быть активными и пассивными, главными и второстепенными. Привлечение всех детей к игре помогает неактивным — проявить активность, недисциплинированным — стать организованными детьми, новичкам и ребятам, сторонящимся детского коллектива — проявить себя, сдружиться со всеми. При проведении игр необходимо следить за общением младших школьников, не допускать обид.
После проведения дидактической игры необходим анализ полученных результатов. Анализ проведенной игры необходимо проводить совместно с детьми. Важно указать на результат. Проанализировать «плюсы» в совместной работе с одноклассниками. Игра интересна младшим школьникам, поэтому использование ее на уроках, особенно на этапе адаптации, является одним из самых оптимальным вариантом.
Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
На уроках в начальной школе педагоги используют различные виды дидактических игр.
Игры можно разделить:
− по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.);
− по теоретическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные).
В играх с предметами сначала используются реальные предметы, а затем их заменяют моделями. Работая с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде, задания в играх усложняются: сначала дети определяют предмет по какому-либо признаку, качеству; затем дети объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, величине, назначению, качеству и т. д.). Это способствует развитию логического мышления.
В играх с предметами дети выполняют задания, которые требуют сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения отсутствующего предмета. Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы, выкладывать узоры из разнообразных форм. Так закладываются основы анализа, которые применяется на уроках русского языка, математики, чтения и других.
Словесные игры дидактические игры построены на использовании слов играющими в ходе выполнения действий. Дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, т. к. от детей требуется использовать приобретённые знания в новых обстоятельствах, в новых связях. Дети самостоятельно решают различные мыслительные задачи; описывают предметы, определяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и т. д.
Игровые формы обучения, как никакая другая технология, подталкивают учеников на взаимодействие друг с другом, совместное решения проблемных вопросов, диалог с учителем и т. д. Для того, чтобы быть успешным в игре, нужно внимательно выслушать правила и соблюдать условия игры, что является важнейшей задачей учителя в первые месяцы обучения.
Участники игры активно общаются, поскольку никто из них не знает до конца всех способов и действий выполнения своих функциональных задач в игре. В этом заключен механизм обеспечения интереса и удовольствия от игры.
Главное в игре– уважение к личности ученика, не убить интерес к игре, возникающего при слишком заигрывании, необходимо стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.
Только активное участие ребёнка в коллективных мероприятиях позволит ему успешно адаптироваться к школе.
Литература:
- Артемова Л. В. Театр і гра. Вдома, у дитячому садку, в школі / Л.В Артемова. — К.: Томірс, 2002. — 291 с.
- Артемова Л. В., Янківська О. П. Дидактичні ігри і вправи в дитячому садку [Текст]: методические рекомендации / Л. В. Артемова, О. П. Янківська. — К.: Радянська школа, 1997–127с.
- Воробйова С. Дидактична гра в процесі навчання / С. Воробйова. — К.: Рідна школа. — 2002. — № 10. — С.46–48.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю Коджаспиров — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 176с.
- Кудыкина Н. В. Дидактические игры и занимательные задания для первого класса. Библиотека учителя начальных классов / Н. В. Кудыкина. — К.: Радянська школа. — 1989. — 142с.
- Линго Т. И. Игры, ребусы, загадки для младших школьников: Попул. пособие для родителей и педагогов / Т. И. Линго. — Ярославль: Акад. Развития. — 2001. –190с.