Научно-исследовательская деятельность в военном вузе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, май 2019)

Дата публикации: 03.05.2019

Статья просмотрена: 3603 раза

Библиографическое описание:

Малий, В. И. Научно-исследовательская деятельность в военном вузе / В. И. Малий. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 54-68. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/330/15064/ (дата обращения: 15.11.2024).



Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, научно-исследовательская работа, научная работа, военно-научное общество.

В Доктрине развития российской науки подчёркивается огромное значение научно-технического прогресса в создании материально-технической базы страны. Темпы научно-технического прогресса зависят, прежде всего, от масштабов и уровня развития научных исследований в стране. Велика роль научных исследований в укреплении обороноспособности нашей страны, в повышении боеготовности войск, в подготовке высококвалифицированных офицерских кадров.

Государство рассматривает науку и её научный потенциал как национальное достояние, определяющее будущее нашей страны, в связи с чем поддержка развития науки становится приоритетной государственной задачей — говорится в Доктрине развития российской науки [2]. В успешном развитии российской науки и техники, особенно в разработке научных направлений, связанных непосредственно с обеспечением высокой боеготовности Вооружённых Сил Российской Федерации (ВС РФ), большая заслуга принадлежит учёным военно-учебных заведений.

Что же такое научно-исследовательская деятельность, какова роль и задачи научно-исследовательской работы в вузах?

Научная (научно-исследовательская) деятельность (далее — научная деятельность) — деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе [1]:

фундаментальные научные исследования — экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды;

прикладные научные исследования — исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач;

поисковые научные исследования — исследования, направленные на получение новых знаний в целях их последующего практического применения и (или) на применение новых знаний и проводимые путём выполнения научно-исследовательских работ.

Научно-техническая деятельность — деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.

Характерными чертами научного исследования являются новизна и обоснованность (доказательность) полученных результатов. Понятие научно-исследовательской деятельности в вузе значительно шире. Оно включает весь комплекс работ, выполняемых непосредственно в процессе исследования (подбор и изучение материалов по рассматриваемой проблеме, накопление фактических данных, словесное описание задачи исследования, поиск и разработка метода решения, формализация задачи, её решение, анализ полученных результатов, опытно-конструкторские разработки и т. д.), а также оформление документов, в которых юридически закрепляются результаты исследований (написание отчётов, статей, монографий, оформление заявок на изобретение и полезную модель).

Научная деятельность является видом деятельности высшего военно-учебного заведения и служебной обязанностью руководящего состава и научно-педагогических работников вуза [3].

Основными формами научной деятельности в вузе являются:

выполнение фундаментальных и (или) прикладных научных исследований, а также оперативных заданий;

осуществление научно-технических разработок;

участие в выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ предприятий промышленности;

организация и проведение (участие в проведении) военно-технических экспериментов, испытаний образцов вооружения и военной (специальной) техники, материалов;

военно-научное сопровождение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, испытаний, эксплуатации и утилизации вооружения и военной (специальной) техники;

разработка предложений в проекты документов, определяющих основные направления развития вооружения и военной (специальной) техники;

участие в исследованиях на мероприятиях стратегической, оперативной, мобилизационной и боевой подготовки войск (сил) и органов военного управления, апробация и обобщение результатов исследований, выработка рекомендаций по их внедрению в практику применения войск;

разработка учебников, учебных пособий, диссертаций на соискание учёных степеней, военно-теоретических, военно-исторических и военно-энциклопедических трудов, монографий, обучающих и тренажёрных комплексов;

проведение научно-информационного поиска и подготовка информационно-аналитических материалов;

подготовка научных статей, докладов, сообщений, рецензий, заключений, отзывов, экспертиз и других материалов в военно-теоретической и военно-технической областях;

подготовка и проведение (участие в проведении) научных конференций, семинаров, совещаний и творческих дискуссий, конкурсов, выставок научно-технических разработок;

проведение изобретательской, рационализаторской и патентно-лицензионной работы;

проведение научных исследований по грантам Президента РФ, Правительства РФ и государственных научных фондов;

внедрение результатов научных исследований в образовательную деятельность военно-учебных заведений.

Кроме того, к научно-исследовательской деятельности, проводимой преподавательским составом, относятся руководство научными исследованиями и военно-научной работой обучаемых, написание отзывов и рецензий, подготовка научных докладов и сообщений и т. п.

Особенность научно-исследовательской, или, как часто говорят, военно-научной работы обучаемых, состоит в том, что главной её целью является не решение актуальных проблемных задач для получения новых научных результатов, а приобщение обучаемых к самостоятельной работе, привитие начальных навыков научного поиска, углубление знаний, развитие творческого подхода к рассматриваемым вопросам.

Военно-научная работа обучающихся проводится в формах [3]:

участие в научно-исследовательских, экспериментальных работах и научно-технических разработках;

выполнение заданий исследовательского характера в период практик;

подготовка научных докладов, сообщений и рефератов по актуальным вопросам военной науки и практики, и выступление с ними на заседаниях военно-научных секций, научных семинарах и конференциях;

участие в подготовке научных статей и других научных публикаций;

участие в изобретательской и рационализаторской работе, разработке и создании действующих стендов, макетов и моделирующих комплексов;

участие в конкурсах на лучшие научные работы и научно-технические разработки, а также в выставках.

Развитие научной деятельности в вузе даёт возможность непрерывно повышать квалификацию преподавательского состава; постоянно совершенствовать содержание учебных дисциплин и методы преподавания; развивать творческую активность и самостоятельность работы обучаемых; решать важные с точки зрения повышения боеготовности войск проблемы. Опыт работы высшей школы показывает, что преподаватель, не ведущий научных исследований, не может подготовить специалиста, способного с большой отдачей заниматься наукой или на научной основе решать практические задачи.

Кафедры, выполняющие научные исследования, предъявляют, как правило, высокие требования и к преподавателям и к обучаемым (в вопросах серьёзности отношения к образовательной деятельности, глубины усвоения изучаемого учебного материала, инициативы, самостоятельности и оригинальности мышления и т. д.), что способствует повышению уровня подготовки обучаемых. «Мы создавали, и будем создавать условия для привлечения в науку способной, талантливой молодёжи. Вновь подчеркну: мотивировать ребят нужно решением амбициозных и значимых задач, надо предоставлять им возможность для самореализации, для достижения высоких научных результатов, сделать все, чтобы они себя чувствовали востребованными», — сказал В. В. Путин на форуме «Технопром» в Новосибирске [6].

Систематическая научная деятельность преподавателей, участие в научных конференциях и семинарах позволяют непрерывно обогащать научное содержание учебно-методических материалов, быть всегда на уровне современной науки и техники.

Известно, что авторитет преподавателя у обучающихся во многом зависит от личного вклада преподавателя в развитие науки и техники. Слушатели должны видеть, что наука создаётся в стенах данного учебного заведения, учёными, которые, являются их преподавателями, с которыми они часто общаются. В этом случае создаются благоприятные условия для развития интересов обучаемых к исследовательской работе, их широкого привлечения к научному творчеству.

В современных условиях особенно возрастает роль творческих функций командиров и военных инженеров. Это выдвигает новые требования к оценке качества их подготовки в вузах, предполагает все большее внедрение в учебный процесс элементов научных исследований, требует органического соединения обучения с научной работой слушателей.

«Ни государство, ни армия не могут существовать без науки. Убеждён, Вы не просто узнаете много нового и интересного, но в полной мере прочувствуете, как высока честь быть защитником Родины, какие возможности для самореализации, для труда и созидания открываются сегодня в науке, оборонно-промышленном комплексе и других отраслях экономики», — отметил Владимир Путин в ходе своего обращения к участникам и гостям Международного военно-технического форума «Армия-2018» [7].

Одним из основных путей решения задачи развития форм творческого овладения знаниями является непосредственная работа обучаемых в лабораториях, конструкторских бюро и военно-научных обществах (далее — ВНО). Научно-исследовательская деятельность обучаемых становятся неотъемлемой частью образовательного процесса. Таким образом, организация и проведение научных исследований в вузе является необходимым условием высокого качества подготовки офицерских кадров и важным фактором в повышении боеспособности и боеготовности ВС РФ.

Задачами научной деятельности в военном вузе являются [3]:

  1. Исследование характера военных угроз безопасности Российской Федерации и обеспечение упреждающей научно-практической проработки важнейших проблем в области военной и военно-технической политики в интересах повышения обороноспособности государства.
  2. Обоснование перспектив строительства, развития и применения ВВС РФ, исследование проблем их подготовки, повышения боеготовности и боеспособности.
  3. Обоснование перспектив развития и совершенствования вооружения и военной (специальной) техники, разработку способов их боевого применения, эксплуатации и ремонта.
  4. Военно-научное сопровождение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых в рамках государственного оборонного заказа в интересах ВС РФ.
  5. Подготовка научных кадров.
  6. Участие в подготовке и проведении опытных и исследовательских учений, испытаний вооружения и военной (специальной) техники.
  7. Исследование проблем морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил), обучения и воспитания личного состава.
  8. Исследование вопросов совершенствования подготовки военных специалистов в военно-учебных заведениях.

I:\Статья на конференцию\20160517_120906.jpg

Организация научно-исследовательской деятельности преподавательского инаучного состава вузов.

Научно-исследовательская деятельность в вузе организуется в соответствии с требованиями Федерального закона 1996 года № 127, Приказа МО РФ 2014 года № 670 и проводится в соответствии с приказами и директивами Министра обороны, главнокомандующего видом ВС РФ и утверждёнными планами. Научно-исследовательская деятельность ведётся преподавательским и научным составом. В отдельных случаях наиболее способные обучаемые по их желанию также могут привлекаться к научным исследованиям и разработкам, проводимым преподавательским составом. Общее руководство военно-научной работой обучающихся возлагается на заместителя начальника высшего военно-учебного заведения по учебной и научной работе (далее — УНР) и осуществляется им через отдел организации научной работы и подготовки научно-педагогических кадров [3].

Организация научно-исследовательских работ в вузе включает планирование (перспективное и текущее), обеспечение, оперативное управление, подведение итогов и реализацию результатов исследований.

Основными задачами организации научной деятельности в вузе является обеспечение своевременного и качественного выполнения исследований. В решении этих задач большая роль принадлежит планированию. Обоснованность включения различных работ в план, соответствие установленных сроков выполнения фактическому объёму работ, подбор исполнителей с учётом содержания и конечных целей исследования, обеспечение удобства систематического контроля за выполнением работ являются показателями качества планирования. В вузе научно-исследовательская деятельность регламентируется годовым планом и планом на период три-пять лет (перспективным).

Перспективный план вуза разрабатывается как, часть общего перспективного плана научно-исследовательской работы (далее — НИР) вида ВС РФ. К его разработке привлекаются все подразделения вуза. Перспективное планирование предполагает:

  1. Изучение и определение тенденций развития вооружения с учётом перспектив развития науки и техники в нашей стране и за рубежом.
  2. Тщательное и непрерывное изучение состояния организации и выполнения работ в войсках, по поддержанию и повышению боевой готовности во всех сферах деятельности личного состава.
  3. Постоянное изучение организации и ведения учебной, методической и научной работы в учебных заведениях. Выяснение и постановка проблем, решение которых направлено на совершенствование образовательного процесса и деятельности вуза и системы подготовки офицерских кадров.

Успешному решению задач перспективного планирования способствуют:

  1. Высокая научная квалификация лиц, привлекаемых к перспективному планированию.
  2. Участие в симпозиумах, научных конференциях, семинарах и оперативное доведение материалов до заинтересованных кафедр.
  3. Участие представителей вузов в совещаниях по вопросам перспективного планирования научных исследований.
  4. Организация удобной системы научно-технической информации в вузе — создание автоматизированных информационно-поисковых систем.
  5. Постановка задачи по изучению состояния дел в войсках офицерам, проходящим стажировку, руководящим практикой и стажировкой слушателей.
  6. Участие преподавательского состава в военно-технических форумах, конференциях.
  7. Представление письменных отчётов при каждом посещении частей, соединений и доведение этих отчётов до заинтересованных кафедр.

Годовой план НИР вуза разрабатывается на основе перспективного, утверждается главнокомандующим (командующим) видом (родом) ВС РФ и является руководящим документом, в соответствии с которым организуется и проводится научно-исследовательская деятельность в вузе.

В годовой план включаются темы НИР, заданные приказами и директивами вышестоящих органов. На основании постановления, директивы или заявки заместитель начальника вуза по УНР после обсуждения с факультетами и кафедрами определяет степень участия вуза в данной теме и назначает научного руководителя. Руководитель темы формирует состав исполнителей, уточняет с заказчиком темы и цели исследования, объем работы, сроки выполнения, формы отчётности, порядок обеспечения, ожидаемые результаты. Согласованные данные заносятся в тематическую карточку, которая является одним из основных документов планирования исследований. На основе тематических карточек в вузе формируется годовой план НИР. Кроме тематических карточек разрабатываются тактико-технические задания (далее — ТТЗ) или частные тактико-технические задания (далее — ЧТТЗ) — для тем, в которых вуз является соответственно головным исполнителем или соисполнителем. ТТЗ (ЧТТЗ) подробно отражает объем и границы исследований, ожидаемые результаты и пути их реализации, распределение работ между головным исполнителем и соисполнителями.

В план вуза включаются поисковые НИР по созданию научного задела или проработки вопросов, актуальность и перспективность которых не ясна, а также исследования по направлениям общенаучных кафедр. Основанием для включения в план является решение учёного совета вуза.

При определении состава исполнителей целесообразным с точки зрения качества научных исследований является узкая специализация научных работников по теме НИР в соответствии с профилем их научной подготовки и деятельности. Этими же соображениями диктуется необходимость задействования преподавательского и научного состава не более чем в одной теме НИР, связанной с учебно-методической работой, и одной теме НИР — по научному направлению кафедры.

После разработки тематической карточки и ТТЗ (ЧТТЗ) и определения состава исполнителей разрабатываются календарный план и сетевой график выполнения заданной темы НИР. В календарном плане указываются последовательность и сроки выполнения работ, форма отчётности каждого исполнителя. Сетевой график обеспечивает большую, чем календарный план, наглядность и удобство, для оперативного контроля за ходом выполнения темы НИР.

В сетевой график выполнения НИР включаются сбор и анализ материалов по теме; разработка математической (структурной, логической) модели; разработка алгоритма модели; составление программы, отладка, проведение расчётов на ПЭВМ; семинары по отдельным разделам и теме в целом; согласование структуры и содержания проспекта отчёта; написание, промежуточных и итогового отчётов; мероприятия по реализации НИР в процессе её выполнения.

Каждому исполнителю НИР даётся выписка из плана-календаря с указанием разрабатываемых им вопросов, сроков и формы отчётности.

Материально-техническое обеспечение НИР. Основная задача материально-технического обеспечения — представить исполнителям средства для проведения экспериментальных исследований, а также для консультаций, командировок и т. п. Средства выделяются на основании смет, составляемых руководителем НИР, из ассигнований Министерства обороны и из средств, получаемых на НИР по финансовым договорам. В смету не разрешается вносить стоимость табельного оборудования и приборов серийного производства.

Обеспечение научно-технической информацией. Научно-техническая информация является важным фактором успешного, проведения научных исследований. Она уменьшает дублирование работ, снижает расходы, облегчает решение задач в процессе исследования. Именно научно-техническая информация позволяет прогнозировать развитие науки и техники, выявлять перспективные научные направления, удовлетворяет естественную потребность людей делиться результатами своих исследований. Недооценка роли научно-технической информации снижает качество выполнения научно-исследовательских работ.

В процессе исследования используются различные виды источников информации (книги, статьи, отчёты по НИР, диссертации, доклады на конференциях, семинарах). Объем научной информации непрерывно растёт, поэтому проблема создания удобной системы обеспечения научно-технической информацией является в настоящее время весьма актуальной. Основной путь решения проблемы — создание информационно-поисковых систем (далее — ИПС) на базе ПЭВМ.

ИПС позволяют осуществлять автоматизацию поиска информации, составления тематических библиографических указателей, группировки информации по определённым признакам и т. д. Система не требует от автора никакой дополнительной обработки, кроме составления реферата, раскрывающего содержание документа.

Для оперативной информации весьма полезны дни информации, устраиваемые подразделением военно-технической информации и библиотекой вуза. Особенно удобно для этой цели использовать постоянно один и тот же день недели и одно и то же помещение. В этот день в установленном помещении выставляется вся литература, поступившая за прошедшую неделю.

Улучшению обеспечения научно-технической информацией сотрудников кафедр и научных подразделений способствует выделение на кафедре или в научном подразделении одного из сотрудников в качестве научного информатора. Его задачей является систематический просмотр поступающей литературы (в том числе и режимной) в библиотечные фонды вуза, а также в другие доступные информатору библиотеки.

Весьма эффективными с точки зрения быстроты и полноты обеспечения научно-технической информацией исполнителей темы НИР являются информационные группы, создаваемые из исполнителей данной темы НИР. В задачу группы входит составление предварительного перечня рекомендуемой литературы по данной теме и удовлетворение заявок исполнителей по подбору литературы по конкретным вопросам.

Обязанности руководителя темы НИР и исполнителей. Важным моментом в организации выполнения заданных тем НИР является определение обязанностей руководителя и исполнителей темы. К обязанностям руководителя и его заместители целесообразно отнести:

разработку и согласование с заказчиком содержания тематической карточки и проекта ТТЗ (ЧТТЗ — с соисполнителями), расчёт сил и средств, составление сметы расходов, плана реализации исследований;

разработку проекта договоров о научно-техническом сотрудничестве и проекта финансовых договоров на выполнение НИР;

определение в рамках ТТЗ общего направления исследований;

разработку плана-календаря и сетевого графика выполнения НИР;

постановку задачи исполнителям, установление сроков личного заслушивания отдельных исполнителей;

координацию работ всех исполнителей и принятие необходимых решений по их взаимодействию;

разработку и согласование с заказчиком (головным исполнителем) плана-проспекта итогового отчёта;

компоновку и редактирование отчёта;

выявление технических решений на уровне изобретений и контроль за подачей заявок на изобретения;

формирование из состава исполнителей информационной группы, постановку задачи на информационное обеспечение и руководство группой;

организацию и контроль работ по изучению патентной литературы;

подготовку информационных карт по НИР. В информационных, картах указываются наименование работы, индекс УДК, сроки выполнения, заказчик, краткая аннотация (цель работы, перечень основных вопросов);

представление исполнителей НИР к поощрениям.

Обязанностями исполнителя являются:

активное участие в разработке и согласовании плана НИР;

своевременное и качественное проведение исследований;

доклад руководителю НИР о ходе исследований;

проведение работ по внедрению результатов НИР в войска, промышленность, вузы.

Чёткое выполнение изложенных обязанностей является основой своевременного и качественного выполнения НИР.

Проведение исследований и подготовка отчётов по НИР. Научное исследование включает:

постановку задачи;

разработку аппарата исследования;

решение задачи;

анализ результатов и формулирование выводов (рекомендаций).

При постановке задачи определяются исходные данные, даётся словесное описание задачи; с учётом исходных данных задача идеализируется и, если есть возможность, даётся её математическое описание; оценивается сложность, задачи и уточняются объем и сроки решения отдельных вопросов.

После постановки задачи разрабатывается аппарат исследования. Разработка начинается, как правило, с поисков подобных задач, для того чтобы воспользоваться методами их решения. С этой целью изучаются отчёты по НИР, диссертации, научно-техническая литература, журналы и т. п. На этом этапе работы эффективны также консультации со специалистами в данной области. Если готовых методов решения данной задачи найти не удалось, то разрабатываются новые методы. При этом учитываются особенности условий, цели и характер данной задачи. Задача упрощается, выбираются критерии оптимальности решения. Решается задача сначала теоретически, затем — экспериментально. При необходимости используется ЭВМ. Определяется влияние сделанных упрощений на точность решения. На основе полученных данных уточняются принятые допущения, и корректируется описание задачи. Затем задача решается снова, с учётом внесённых изменений. Полученные результаты решения обрабатываются, анализируются, формулируются выводы и предложения, разрабатывается отчёт.

Написание отчёта — ответственная творческая работа. Отчёт по НИР — это документ, фиксирующий основные результаты выполненной научной работы. Отчёт, должен содержать краткое изложение состояния исследуемых вопросов в нашей стране и за рубежом, основные результаты исследований и оценку возможных и целесообразных направлений дальнейшей работы. Описание методов выполненных исследований, разработанных и использованных моделей, алгоритмов, экспериментальных установок, результаты промежуточных расчётов целесообразно помещать в приложениях к отчёту. Отчёт должен быть написан понятным языком, грамотно, кратко. Необходимо строго соблюдать единство терминологии и буквенных обозначений различных величин. При введении новых терминов пояснения давать при первом их упоминании. В отчёте не должно излагаться содержание ранее выполненных и опубликованных работ, должны быть только ссылки на них. Желательно, чтобы названия глав и параграфов соответствовали пунктам тактико-технического задания. Если тема НИР выполняется большим коллективом, то для написания отчёта целесообразно выделять группу исполнителей (три-четыре человека).

По выполненной работе в процессе подготовки отчёта пишется заключение, в котором отражаются наименование темы, заказчик; цель работы; состояние вопросов до начала исследования; основные результаты с указанием названия заявок на предполагаемые изобретения и полезные модели; новизна работы; экономический и научный эффект; предложения по работам в данной области. Заключение является составной частью отчёта по НИР.

Вместе с оформленным отчётом заказчику высылается бланк заключения о реализации результатов научно-исследовательской работы, в котором указывается, какие результаты НИР, когда и где использованы к моменту представления отчёта; какой получен эффект; какими документами подтверждена реализация. В бланке предусматривается графа для написания заказчиком заключения о выполнении работы. Не позже чем через два месяца после получения отчёта заказчик даёт вузу-исполнителю заключение и указывает направления реализации.

Реализация результатов НИР. Это очень важный этап в выполнении НИР. Научно-исследовательская работа считается реализованной, если:

результаты НИР использованы при разработке систем вооружения, военной техники, при проектировании специальных сооружений;

на основе выполненной НИР разработаны тактико-технические требования, принятые промышленностью для разработки опытных образцов военной техники;

на основе полученных в НИР результатов, разработаны тактико-технические задания на проведение новых исследований или результаты работы использованы в процессе дальнейшей разработки вопросов в данной области;

на основе НИР утверждены методики испытаний и оценки техники;

результаты НИР включены в пособия, справочники, наставления, уставы, руководства, учебники, а также в документацию, используемую в войсках;

дано положительное заключение головного исполнителя и работа использована при составлении итогового отчёта (в случаях, когда вуз является соисполнителем);

по материалам исследования написаны статьи; сделаны доклады на научно-технических конференциях, семинарах и при этом получено одобрение, специалистов; подготовлены и защищены диссертации;

получены авторские свидетельства на изобретения и полезные модели.

Реализации результатов научных исследований способствует составление по каждой НИР плана реализации, в котором указываются основные мероприятия по внедрению результатов НИР. В целях ускорения внедрения результатов НИР в решениях заседаний кафедр и учёных советов по завершённым работам должны быть сформулированы рекомендации о путях и месте реализации НИР. Успешному внедрению рекомендаций НИР в значительной степени способствует их конкретность, подробное описание условий и границ применения, показ эффекта, который может быть достигнут при их внедрении в определённых условиях, возможность параллельного внедрения отдельных рекомендаций, требуемые силы, средства и сроки внедрения.

Подведение итогов НИР. Подведение итогов направлено на выявление и обобщение передового опыта выполнения научных исследований, стимулирование научной работы, определение путей устранения имевших место недостатков в работе. Итоги НИР подводятся на кафедрах, в научных подразделениях, факультетах и в масштабе вуза.

В настоящее время в порядке эксперимента в некоторых вузах для оценки научной деятельности преподавательского и научного состава используются «балльные методики». Суть таких методик заключается в том, что каждый конечный результат в НИР (написание отчёта, статьи, постановка научных докладов, подача заявок на изобретение) оценивается определённой суммой баллов. Определение лучших среди исполнителей НИР при подведении итогов на кафедре и в научном подразделении является компетенцией соответствующего начальника. К подготовке и обсуждению материалов по подведению итогов целесообразно привлекать актив кафедры, научного подразделения. Окончательное решение принимает начальник.

При подведении итогов научной работы каждого сотрудника учитывается:

участие в НИР — объём, своевременность и качество выполнения работ;

участие в изобретательской работе — количество полученных патентов, масштаб внедрения изобретений (в виде, роде Вооружённых Сил, Министерстве обороны);

участие в реализации выполненных исследований — выступление с научными докладами, написание статей, монографий, учебных пособий; работа в войсковых частях и промышленных предприятиях, выступление с докладами и лекциями, участие в выполнении отдельных работ (планирование, отладка программ, машин);

руководство НИР обучаемых — количество работ, выполненных обучаемыми, и степень их ценности.

При подведении итогов НИР в масштабе факультета и вуза учитывается:

своевременность и качество выполнения плановых НИР;

подготовка научных кадров и повышение научной квалификации;

участие в изобретательской, рационализаторской и патентно-лицензионной работе;

реализация плановых научных исследований;

организация НИР обучаемых;

организация научно-информационной (публикационной) деятельности (работы).

I:\Статья на конференцию\IMG_20181122_101416.jpg

Организация научно-исследовательской деятельности обучаемых.

Научно-исследовательская (научная) деятельность обучающихся является важным фактором в обеспечении высокого качества подготовки офицерских кадров. В научно-исследовательской (научной) деятельности на добровольных началах могут принимать участие обучающиеся всех курсов вуза. Формы организации и проведения НИР обучающихся разнообразны:

работа обучающихся в научных (научно-технических) секциях, создаваемых при кафедрах;

участие отдельных обучающихся в выполнении плановых НИР вуза;

выполнение обучающимися лабораторных работ, курсовых и дипломных проектов по научной тематике соответствующих кафедр;

выполнение обучающимися учебных исследовательских работ, предусмотренных учебным планом;

участие в работе тематических кружков, клубов;

работа в конструкторских и проектных бюро.

Опыт показывает, что использование различных форм научно-исследовательской деятельности обучающихся наиболее полно отвечает требованиям, предъявляемым к организации НИР обучающихся. Основными из этих требований являются:

создание благоприятных условий для широкого участия обучающихся в активной творческой работе с первых дней обучения в вузе;

последовательное наращивание сложности научной работы с постепенной ориентацией на научное направление, связанное с профилем специальной подготовки обучаемого в данном вузе;

обеспечение преемственности в научной работе каждого обучающегося. Например, на первых курсах в математическом кружке слушатель выполняет реферативную работу по расширению и углублению знаний в области отдельных математических методов. В последующей научной работе такому обучающемуся необходимо на специальной кафедре подобрать тему, в которой использовался бы изученный им математический аппарат;

обеспечение преемственности в научной работе обучающихся старших и младших курсов;

обеспечение связи НИР обучающихся с научной и учебной деятельностью кафедр.

В основе организации и проведения научной работы обучающихся лежат дидактические принципы — сознательность, активность, самостоятельность и систематичность в работе, учёт индивидуальных особенностей, связь теории с практикой и другие. С учётом изложенных выше требований решаются такие вопросы организации НИР обучающихся, как разработка тематики, руководство и её обеспечение, привлечение обучающихся к научной работе, реализация результатов и подведение итогов.

I:\Статья на конференцию\WP_20141024_040.jpg

Разработка тематики НИР обучающихся. В разработке тематики должен принимать участие весь преподавательский состав кафедры, могут привлекаться также научные сотрудники, адъюнкты и инженеры лабораторий. Темы группируются по отдельным научным направлениям, связанным с деятельностью кафедры. Они должны быть разной степени трудности, чтобы их могли брать обучающиеся с различным уровнем подготовки. Темы могут быть с преобладанием теоретического или конструкторско-экспериментального характера. В-последних, как правило, ставится задача разработки макета или действующего образца. Название темы должно отражать желаемые результаты работы. В некоторых случаях название темы дополняется целевой установкой, требованиями к работе и описанием ожидаемых результатов. Особенно это относится к комплексным темам, для выполнения которых необходимо создание творческих коллективов. В последнем случае указывается примерное число исполнителей, и выделяются, отдельные вопросы темы, которые рекомендуются для последовательной проработки в течение длительного времени, т. е. намечаются этапы выполнения темы. Этапность в выполнении НИР является важным условием обеспечения преемственности в научной работе обучающихся.

При разработке тем научных работ обучающихся необходимо предусматривать возможность перерастания отдельных из них в курсовые и дипломные проекты. Особенно это относится к тем кафедрам, где для выполнения дипломной работы требуется большой экспериментальный и статистический материал, который в полном объёме очень трудно получить в сжатые сроки дипломного проектирования.

В тематике НИР обучающихся могут быть поставлены задачи разработки и создания отдельных устройств, приборов или их комплекса для лабораторных и экспериментальных установок, демонстрационных стендов и т. д. И, наконец, темами научной работы обучающихся должны стать отдельные вопросы из плановых НИР, выполняемых кафедрами.

Руководство научной работой обучающихся. Руководство научной работой обучающихся является профессиональным долгом каждого преподавателя вуза. Огромная воспитательная роль принадлежит непосредственному общению преподавателя с обучающимся в процессе руководства научной работой. Каждый преподаватель, как минимум, должен руководить научной работой одного обучающегося. Практика показывает, что при руководстве, работой более четырёх-пяти слушателей, возникают серьёзные трудности в обеспечении высокого качества работ — преподавателю просто не хватает времени. Исключением является руководство комплексными темами, где может быть до 8…10 исполнителей. Наиболее оправдано руководство научной работой двух-трёх обучающихся. Положительным фактором в руководстве научной работой обучающихся является их закрепление за преподавателем на длительный срок — с первых курсов вплоть до окончания вуза.

Участие обучающихся в работе научных секций при кафедрах и научных подразделениях является наиболее распространённой формой НИР обучающихся в вузе. Работой научных секций руководят назначаемые начальниками кафедр, как правило, из числа преподавателей, руководители. В помощь руководителю для решения организационных вопросов и учёта работы на заседании членов секции выбирается председатель (или секретарь) и его заместитель. Руководитель совместно с председателем секции осуществляет планирование работы. План работы секции составляется на семестр. В нем указываются основные мероприятия (заседания секции, участие в научно-технических конференциях, выставках, проведение экскурсий), сроки и место их проведения.

Все обучающиеся, принимающие участие в НИР, объединяются в ВНО факультета или вуза. Для организационного руководства работой военно-научного общества на общих собраниях членов ВНО факультетов (вуза) избираются советы в количестве 7…11 человек. При этом от первого, второго и выпускного курсов целесообразно избирать по одному-два человека, а от третьего и четвёртого — по два-три человека. Председателем совета лучше всего избирать обучающегося четвёртого курса (при пятилетнем обучении в вузе), а секретарём — обучающегося третьего курса. Подобная структура совета обеспечивает преемственность в руководстве, связь с научными секциями кафедр и учитывает возможности в организации и проведении научной работы обучающихся разных курсов. Для научно-методического руководства советом ВНО обучающихся начальник факультета (заместитель начальника вуза по УНР) назначает руководителя из числа преподавательского состава.

Задачи совета ВНО факультета:

планирование, подготовка и проведение научно-технических конференций и собраний членов общества;

контроль за работой научных секций, обучающихся конструкторских бюро (СКБ) и оказание им помощи;

обобщение и пропаганда передового опыта работы кружков, СКБ и отдельных обучающихся;

научная агитация, пропаганда успехов развития науки и техники;

подведение итогов работы научных секций и СКБ.

Опыт показывает, что к работе в научных секциях обучающиеся должны привлекаться с первых курсов обучения в вузе. Наиболее распространённой формой работы обучающихся младших курсов в научных кружках является подготовка научных рефератов, докладов. Весьма полезна подготовка обзорных докладов в какой-либо области науки, особенно по материалам современных научных, научно-популярных журналов. Целесообразно также привлекать первокурсников к выполнению конструкторских и исследовательских работ совместно со старшекурсниками, уже имеющими опыт научной работы. Такая форма обеспечивает преемственность в научных исследованиях и конструкторских разработках и позволяет завершать весьма трудоёмкие работы. Работая в таких группах, обучающиеся приобщаются к эксперименту, приобретают навыки практической работы с инструментом и приборами. Общаясь в процессе работы с более опытными товарищами, они расширяют свой кругозор, углубляют знания.

Оправдывает себя «подключение» обучающихся младших курсов к старшекурснику, выполняющему НИР, перерастающую в курсовой или дипломный проект. Обучающиеся младших курсов принимают участие в поиске литературы, выполнении расчётов, проведении экспериментов и обработке результатов. При таком взаимодействии в процессе выполнения НИР обучающиеся младших курсов получают ясное представление о характере и содержании будущих курсовых и дипломных работ, о роли и значении различных дисциплин для профессиональной подготовки обучающихся, приобретают навыки оформления отчётов по НИР и, конечно, расширяют кругозор, накапливают опыт самостоятельной работы с литературой.

Объединение для совместной научной работы обучающихся младших и старших курсов даёт большую пользу и старшекурсникам — они развивают научно-методические навыки, поскольку выступают в роли руководителей работы.

В руководстве научной работой обучающихся важное место занимает постановка задачи. Задача на исследование должна ставиться конкретно, с подробным указанием литературы и вопросов, проработка: которых необходима для успешного решения поставленной задачи. Должны быть также чётко определены границы исследованиями ожидаемые результаты.

При формировании творческих коллективов обучающихся для выполнения комплексной работы, рассчитанной на длительный срок, особенно важна постановка задачи по всей работе и по отдельным вопросам конкретно каждому исполнителю. На первом собрании такого коллектива помимо постановки задачи необходимо назначить старшего группы, установить место работы, время, порядок взаимодействия обучающихся между собой и руководителем, определить потребности в инструменте, деталях и установить порядок обеспечения работ всем, необходимым. Далее необходимо наметить общий план работы, определить сроки и форму отчётности каждого исполнителя на отдельных этапах работы.

Важно определить перспективы выполняемой научной работы — возможности использования при курсовом и дипломном проектировании, в ответах по плановым НИР, выполняемом кафедрой; опубликование в печати; подача, рационализаторских предложений и заявок на изобретение (полезную модель).

С первых дней участия обучающихся в НИР необходимо прививать им самостоятельность в работе, избегать мелочной опеки, но и не пускать работу обучающегося на самотёк. Систематический контроль в форме доброжелательной беседы руководителя с обучающимся как со своим коллегой — одно из важных условий активной научной работы обучающегося.

I:\Статья на конференцию\CSC_3699.JPG

Отдельные этапы научной работы обучающегося рассчитываются на срок два-три месяца, и обязательно завершаются отчётом по заранее установленной форме (реферат, сообщение, доклад, таблицы, графики, макет и т. п.). После выполнения очередного этапа задание усложняется, намечаются, новые рубежи работы, уточняются формы и сроки отчётности.

Обеспечение научной работы обучающихся. Для выполнения научных исследований характерна продолжительная сосредоточенная работа. Обычно значительное время идёт на то, чтобы восстановить в памяти уже сделанное и подготовить необходимые материалы (получить литературу или подготовить инструменты) для последующей работы. Поэтому в организации НИР большое значение имеет выделение специального времени. Это время записывается в расписании занятий и используется только для НИР.

Благоприятные условия для участия обучающихся в научной работе с первых дней обучения в вузе создаются при выделении, начиная с первого курса, на НИР и курсовое проектирование целого дня в неделю. При этом большое значение приобретает организаторская деятельность научных секций, советов ВНО и командования факультетов по рациональному использованию выделенного для НИР времени.

Важным в обеспечении научной работы обучающихся является выделение места для исследований и необходимых приборов, инструментов, материалов. Если тема НИР теоретического характера, то работа может выполняться в читальном зале библиотеки, учебном классе, в домашних условиях.

Если заданием НИР предусмотрена конструкторская разработка, макетирование или постановка эксперимента, то руководитель определяет требуемые материалы, приборы, инструмент, время (дни и часы недели) и порядок использования оборудования, приборов. Затем все эти вопросы доводит до обучающихся. В учебных лабораториях кафедр на время работы обучающихся обычно выделяется дежурный инженер (лаборант).

Привлечение обучающихся к научной работе. Для этой цели используются выступления перед обучающимися учебных групп руководителей научных секций, победителей конкурсов на лучшую НИР обучающихся; фотогазеты; стенды, посвящённые работе научных секций; выставки научного творчества обучающихся и т. п.

Большая роль в привлечении обучающихся к НИР принадлежит преподавательскому составу. Особенно эффективны в этом отношении слова лектора, когда он при изложении учебного материала ставит отдельные нерешённые вопросы, показывает необходимость и, что не менее важно, возможность их решения. Затем предлагает обучающимся принять участие в решении поднятых вопросов в порядке НИР. Для первого знакомства с желающими принять участие в научной работе и краткой беседы с ними можно использовать перерыв между занятиями. Для более подробной беседы лектор приглашает обучающихся в удобное для них время на кафедру.

Первая беседа преподавателя с обучающимся по вопросу участия в научной работе имеет исключительно большое значение. Преподавателю до этой беседы желательно встретиться с начальником курса, чтобы уточнить успеваемость обучающихся, их наклонности. Однако нельзя считать, что отличная успеваемость по всем дисциплинам — залог успешной научной работы, история знает немало примеров, когда «посредственные» по оценкам преподавателей отдельных дисциплин обучающиеся становились выдающимися учёными. Поэтому в личной беседе преподаватель должен выяснить желание обучающегося участвовать в НИР и по мере возможности склонность к этому.

Опыт показывает, что научной работой успешно занимаются те обучающиеся, которые активно участвовали в работе различных творческих кружков в средней школе, были победителями школьных олимпиад.

В беседе с обучающимся очень важна доброжелательность, тактичность. Недопустимо проявление раздражительности, нетерпеливости. Обучающемуся необходимо показать широкий круг вопросов для научной работы, их важность и необходимость решения, ожидаемые результаты и перспективы их использования. Следует подчеркнуть и такой момент, как возможность использования исследований для курсового и дипломного проектирования, важность научной работы для формирования творческой личности, возможность продолжения исследований после окончания вуза в войсках и в адъюнктуре.

Реализация НИР обучающихся и подведение итогов. Формами реализации НИР обучающихся являются использование результатов исследований в плановых НИР кафедр, научных подразделений; внедрение выполненных разработок в образовательный процесс; опубликование работ в виде рефератов, статей; постановка докладов и сообщений на заседаниях секций и научно-технических конференциях; получение патентов на изобретения (полезные модели) и удостоверений на рационализаторские предложения.

Итоги НИР обучающихся подводятся на научно-технических конференциях обучающихся в масштабе факультета и вуза. Доклады заслушиваются и обсуждаются на секциях, создаваемых по отдельным научным направлениям в секциях при кафедрах.

Начальниками кафедр для подведения итогов назначается состав жюри секции. Жюри секций отбирает лучшие работы обучающихся и рекомендует их жюри конференции для представления на межвузовский конкурс.

Жюри конференции, которое включает представителей всех секций, рассматривает рекомендованные работы, отбирает наиболее достойные и представляет их на утверждение учёного совета факультета, вуза. Кроме того, жюри конференции совместно с советом ВНО рекомендует обучающихся, и преподавателей, активно участвовавших в работе научных кружков, к различным видам поощрения — благодарность, награждение грамотой и т. п. Решение жюри оформляется в виде отчёта.

I:\Статья на конференцию\Рацухи в обрезе_.jpg

Научно-исследовательская деятельность обучающихся на кафедре.

Научно-исследовательская (научная) деятельность обучающихся на кафедре Автотехнического обеспечения направлена на совершенствование мобильности подразделения РВСН. На кафедре решаются задачи обеспечения надёжности автомобильного шасси и повышения его проходимости по разведанным маршрутам и бездорожью.

НИР, проводимые преподавательским составом кафедры, направлены на решение проблем, связанных с эксплуатацией многоосных специальных колёсных шасси и совершенствование автотехнического обеспечения боевых действий частей и подразделений РВСН.

Для решения комплекса проблем работы ведутся по следующим направлениям:

обоснование перспектив развития и совершенствования средств транспортировки вооружения грунтового типа;

обоснование рациональных способов применения сил и средств автотехнического обеспечения в боевых условиях;

исследование трансмиссии на основе бесступенчатых фрикционных передач и разработка методики их расчёта;

методика определения структуры и содержания учебно-материальной базы, обеспечивающей подготовку специалистов автомобильной службы;

методика разработки требований к специалистам автомобильной службы;

обоснование рабочего места начальника автомобильной службы воинской части для обеспечения качественного и полного выполнения обязанностей по службе.

Научно-исследовательская деятельность преподавательского состава кафедры неразрывно связана с работой ВНО обучающихся.

Обучающиеся первого-второго курсов задействованы в работе ВНО общенаучных кафедр: Математики, Физики, Механики и инженерной графики, с преподавательским составом которых налажен тесный контакт в организации научно-исследовательской деятельности кафедры. Проведение совместных НИР позволяет вести наблюдение за обучающимися, принимающими активное участие в работе ВНО указанных общенаучных кафедр и вести подбор обучающихся для работы в научно-исследовательской деятельности кафедры. Анализ успеваемости по дисциплинам общенаучных кафедр, результаты выполнения курсовой работы по кафедре Механики и инженерной графики подвергаются изучению и обсуждению преподавательским составом кафедры Автотехнического обеспечения на заседаниях кафедры, что позволяет изучить обучающихся учебных групп по специальности кафедры и подобрать (распределить) обучающихся для работы по конкретным направлениям научной работы кафедры.

На третьем курсе обучения ведётся преподавание дисциплины Основы научных исследований. Курс дисциплины Основы научных исследований предполагает изучение теоретических основ научных исследований в области наземных транспортно-технологических средств, автомобилей и тракторов в который входит: теоретический лекционный курс, семинарские занятия, лабораторные занятия, самостоятельная работа обучающихся [4].

Занятия по указанной дисциплине направлены на формирование компетенций, целиком связанных с организацией, проведением, оформлением результатов научно-исследовательской работы. В ходе изучения дисциплины обучаемые получают знания по выбору темы научного исследования и формулированию концептуального аппарата, теоретического обоснования проблемы и выбору методов её исследования, организации экспериментального исследования и использования полученных результатов в практической деятельности.

Проведение семинаров по дисциплине Основы научных исследований направлены на изучение, в том числе областей исследований по специальности Эксплуатация автомобильного транспорта, перспективных направлений исследований в технических науках. В ходе семинаров обсуждаются вопросы проведения патентного поиска по направлениям исследований, проводимым на кафедре, проводится разбор технических решений, принятых авторами для решения научных проблем, рассматриваются результаты научно-исследовательской деятельности обучающихся по специальности, внедрение их в образовательный процесс и в войсках, обсуждается их эффективность.

Организация лабораторных занятий по дисциплине Основы научных исследований направлена на привитие начальных навыков работы по выбору и формулированию направления научной деятельности, планированию научного исследования. В ходе лабораторных занятий каждый обучаемый определяет для себя направление деятельности, проводит по выбранной теме интервьюирование экспертов (преподавательского состава, офицеров курсового звена), в период проведения интервьюирования проводится определение научного руководителя НИР обучаемого и консультантов.

Проведение контрольной работы по дисциплине Основы научных исследований направлено на подведение промежуточных итогов о готовности обучаемых к выполнению научного исследования по выбранной теме, формирование понимания актуальности темы и выдвижению гипотезы о решении выбранной проблемы. И, кроме того, на привитие будущему специалисту навыков самостоятельного изучения учебного, научного материала с использованием большого спектра источников учебной информации, включая научную.

Целью выполнения контрольной работы является:

изучение курсантами теоретических основ научных исследований;

изучение нормативов технической документации при оформлении научных разработок;

изучение методов научных исследований;

изучение этапов научных исследований.

При выполнении контрольной работы курсант получает навыки поиска научного материала, сбора и анализа данных по разрабатываемой теме, формирует умение правильного построения и изложения текста, а также умение делать выводы.

Результатом изучения дисциплины выступает готовность обучаемого к организации, планированию, проведению НИР по выбранному направлению. По окончании изучения курса дисциплины каждый обучаемый по специальности кафедры Автотехнического обеспечения имеет выбранное направление (а в лучшем случае конкретную тему) НИР, научного руководителя и консультантов, первоначальный набор источников учебно-научной информации. Все полученный данные выносятся на рассмотрение на заседании ВНО обучающихся кафедры, с их учётом проводится планирование работы ВНО кафедры, определяются цели и задачи работы.

На четвёртом и пятом курсах обучения проводится практика Научно-исследовательская работа. Практика является научно-исследовательской по профилю специальности, проводится в форме научно-исследовательской работы по направлениям деятельности кафедры.

Научно-исследовательская работа реализуется рассредоточено в течение трёх семестров обучения [5]:

в 7 семестре включает в себя выбор (уточнение) темы НИР, закрепление научного руководителя, планирование научного исследования, организацию и проведение патентного поиска, подготовку материала к публикации статей по теме исследования;

в 8 семестре — организацию и проведение научного исследования, публикацию статей по теме научного исследования, выполнение курсовых работ (проектов) по отдельным дисциплинам, работу по составлению и оформлению рационализаторского предложения, работу над материалами заявки на изобретение (полезную модель, программный продукт), формирование темы выпускной квалификационной работы (далее — ВКР);

в 9 семестре — проведение научного исследования по теме ВКР (подбор литературы, формулирование проблемы исследования и её структуры, установление актуальности темы и формулировка гипотезы, подготовка рабочей программы исследования, проведение анализа требований к объекту исследования), оформление заявки на изобретение (полезную модель, программный продукт), выполнение курсовых работ (проектов) по отдельным дисциплинам, оформление отчёта по Материалам практики.

Практика проводится с использованием учебно-материальной базы кафедры, научно-исследовательской базы научных подразделений вуза, осуществляющих деятельность в соответствии профилем образовательной программы согласно расписанию занятий.

Для руководства и контроля за работой обучающихся назначаются руководитель практики из числа преподавателей, а также решением заседания кафедры в начале 9 семестра обучения за каждым обучающимся закрепляется тема ВКР и дипломный руководитель из числа преподавателей, разрабатываются рабочие программы (индивидуальные планы) НИР.

Процесс прохождения практики направлен на формирование общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций, связанных с организацией и проведением теоретических и экспериментальных научных исследований по поиску и проверке новых идей совершенствования наземных транспортно-технологических средств и их технологического оборудования, автомобилей и тракторов.

Слаженная работа преподавательского, инженерно-технического состава кафедры по реализации программы дисциплины Основы научных исследований, программы практики Научно-исследовательская работа и организации работы ВНО обучаемых позволили улучшить результативность научно-исследовательской деятельности.

До начала преподавания дисциплин по ФГОС третьего поколения работа ВНО обучаемых на кафедре позволяла выполнять в среднем в год три-четыре рационализаторских предложения и максимум одну заявку на изобретение (полезную модель, программный продукт), в сборник научно-технической конференции ВНО подавалось до пяти статей обучаемых, в конкурсах научных работ принимало участие не более одной работы.

I:\Статья на конференцию\Конкурсы, грамоты_.jpg

Результатом организации совместной работы ВНО обучаемых с преподаванием дисциплины Основы научных исследований и проведением практики Научно-исследовательская работа на кафедре явилось:

в 2014 году — получено одно удостоверение на рационализаторское предложение, два патента на полезную модель, опубликована одна статья в сборнике НТК ВНО, шесть обучаемых приняли участие в конкурсах научных работ, в том числе в межвузовском — в ВА РВСН, в молодёжном научно-инновационном — УМНИК (с получением гранта), проектных идей — Постигая Арктику-2014;

в 2015 году — получено восемь удостоверений на рационализаторское предложение, один патент на полезную модель, опубликовано девять статей в сборнике НТК ВНО, шесть обучаемых приняли участие в конкурсах научных работ, в том числе в межвузовском — в ВА РВСН, в международном военно-техническом форуме — Армия-2015;

в 2016 году — получено два удостоверения на рационализаторское предложение, один патент на полезную модель, опубликовано четыре статьи в сборнике НТК ВНО, трое обучаемых приняли участие в конкурсах научных работ, в том числе в межвузовском — в ВА РВСН, в молодёжном научно-инновационном — УМНИК (с получением гранта), один обучаемый награждён грамотой Министра обороны;

в 2017 году — получено одиннадцать удостоверений на рационализаторское предложение, один патент на полезную модель, опубликовано двенадцать статей в сборнике НТК ВНО, четверо обучаемых приняли участие в конкурсах научных работ, в том числе в научно-познавательном форуме — ЭВРИКА!;

в 2018 году — получено двадцать восемь удостоверений на рационализаторское предложение, два патента на полезную модель и одно свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ, опубликовано тринадцать статей в сборнике НТК ВНО, три статьи в сборнике НПК Молодёжные научно-инновационные проекты Московской области, одна статья в сборнике НТС ВА РВСН, двенадцать обучаемых приняли участие в конкурсах научных работ, в том числе в международном военно-техническом форуме — Армия-2018 (два диплома), в молодёжном научно-инновационном — УМНИК (три диплома), во Всероссийской инновационной молодёжной научно-инженерной выставке ПОЛИТЕХНИКА в рамках Всероссийского форума научной молодёжи Богатство России — МГТУ имени Н. Э. Баумана (диплом II степени).

Литература:

1. Федеральный закон 1996 года № 127 (ред. от 2016 года) О науке и государственной научно-технической политике, — М.: КонсультантПлюс, 2018.

2. Доктрина развития российской науки, введённая указом Президента РФ 1996 года № 884 (с изменениями от 2003 года № 866, 2004 года № 1114), — М.: Кремль, 1996.

3. Приказ МО РФ 2014 года № 670, О мерах реализации положения статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», — М.: МО РФ, 2014.

4. Рабочая программа дисциплины Ц.3.С.8 Основы научных исследований, — Серпухов: ФВА РВСН, 2017.

5. Программа практики Ц.5.Б.8 Научно-исследовательская работа, — Серпухов: ФВА РВСН, 2018.

6. РИА Новости https://ria.ru/society/20180828/1527334341.html.

7. http://www.tvc.ru/news/show/id/144018.

Основные термины (генерируются автоматически): научная работа, работа, научно-исследовательская деятельность, обучающийся, научная работа обучающихся, Научно-исследовательская работа, участие, вуз, полезная модель, постановка задачи.

Похожие статьи

Особенности студенческого научного общества педагогического колледжа

В статье представлены особенности деятельности студенческого научного общества педагогического колледжа, выделены психолого-педагогические условия его организации, а также проблемы, возникающие в ходе работы.

НОУ гуманитарного профиля и исследовательская культура старшеклассников

Развитие профессиональных навыков у студентов средних специальных учебных заведений через участие в научно-исследовательской работе

В статье рассмотрены проблемные вопросы вовлечения студентов средне-специальных учебных заведений в научно-исследовательскую деятельность.

Школьное научно-исследовательское общество учащихся как средство развития одаренных детей

Роль кафедры педагогики в подготовке педагогических кадров

Статья посвящена актуальной проблеме современного образования, связанной с ролью кафедры педагогики в подготовке педагогических кадров.

Учебно-исследовательская работа как этап вузовской науки

Нормативно-правовое регулирование издательской деятельности вуза

Педагогическая подготовка офицеров середины XIX — начала XX вв. в системе высшего профессионального военного образования

Студенческий отряд как способ становления и формирования личности будущего выпускника вуза

Кружковая внеурочная деятельность по военно-патриотическому воспитанию

В статье рассматривается значение военно-патриотического воспитания школьников в гражданском обществе. Выделена внеурочная деятельность школьников, как ведущая форма военно-патриотического воспитания. Рассмотрен опыт кружковой работы военно-патриотич...

Похожие статьи

Особенности студенческого научного общества педагогического колледжа

В статье представлены особенности деятельности студенческого научного общества педагогического колледжа, выделены психолого-педагогические условия его организации, а также проблемы, возникающие в ходе работы.

НОУ гуманитарного профиля и исследовательская культура старшеклассников

Развитие профессиональных навыков у студентов средних специальных учебных заведений через участие в научно-исследовательской работе

В статье рассмотрены проблемные вопросы вовлечения студентов средне-специальных учебных заведений в научно-исследовательскую деятельность.

Школьное научно-исследовательское общество учащихся как средство развития одаренных детей

Роль кафедры педагогики в подготовке педагогических кадров

Статья посвящена актуальной проблеме современного образования, связанной с ролью кафедры педагогики в подготовке педагогических кадров.

Учебно-исследовательская работа как этап вузовской науки

Нормативно-правовое регулирование издательской деятельности вуза

Педагогическая подготовка офицеров середины XIX — начала XX вв. в системе высшего профессионального военного образования

Студенческий отряд как способ становления и формирования личности будущего выпускника вуза

Кружковая внеурочная деятельность по военно-патриотическому воспитанию

В статье рассматривается значение военно-патриотического воспитания школьников в гражданском обществе. Выделена внеурочная деятельность школьников, как ведущая форма военно-патриотического воспитания. Рассмотрен опыт кружковой работы военно-патриотич...