Актуальность подготовки студентов профессиональных образовательных организаций к предпринимательской деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

XII международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Казань, июнь 2019)

Дата публикации: 10.05.2019

Статья просмотрена: 303 раза

Библиографическое описание:

Серебренникова, Е. А. Актуальность подготовки студентов профессиональных образовательных организаций к предпринимательской деятельности / Е. А. Серебренникова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 25-28. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/336/15069/ (дата обращения: 17.10.2024).



В статье представлен комплекс мер реализуемых государством, направленный на создание системы подготовки студентов к предпринимательской деятельности в профессиональных образовательных организациях, что актуализирует данную проблему.

Ключевые слова: государственная политика в области образования, изменение формы и содержания профессионального образования, подготовка к предпринимательской деятельности.

Изменения в социально-экономической сфере Российской Федерации являются определяющими для развития системы российского образования. В настоящее время предпринимательский тип экономической системы выдвинул предпринимателя в число наиболее значимых субъектов экономического прогресса.

О том, что одним их приоритетных направлений государственной политики в области образования становится проблема подготовки студентов к предпринимательской деятельности, свидетельствует ряд мероприятий, реализуемых на уровне государства.

Еще в 2014 году Президентом Российской Федерации в послании Федеральному Собранию был дан четкий однозначный сигнал, направленный на развитие системы подготовки рабочих кадров: «К 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями…»

Во исполнение подпункта 8 пункта 1 перечня поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 г. (от 5 декабря 2014 г. № Пр-2821) распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.03.2015 N 349-р утвержден комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015–2020 годы, в том числе по созданию условий для осуществления подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям в соответствии с лучшими зарубежными стандартами и передовыми технологиями к 2020 году в половине профессиональных образовательных организаций [1].

Реализация указанного комплекса мер находится в зоне ответственности Министерства просвещения Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управления в сфере образования и образовательных организаций, реализующих как основные программы профессионального обучения, так и дополнительные профессиональные программы [2].

Принципиально новым решением для внедрения лучших зарубежных стандартов и передовых технологий обучения является применение стандартов WorldSkills в практике профессиональных образовательных организаций. Текущие изменения приводят к формированию новой модели управления средним профессиональным образованием и его содержанием, так, например, в перечне компетенций WorldSkills Russia в направлении «Сфера услуг» под номером 44 указана специальность «Предприниматель», профессия «Предпринимательство», компетенция WS «R11 Enterpreneueship».

Соответственно в стране за не небольшой промежуток времени была выстроена система региональных и национальных чемпионатов «Молодые профессиональны» и «Абилимпикс», что привело к объективной необходимости пересмотра содержания подготовки студентов в профессиональных образовательных организациях.

Таким образом, сегодня в стране мы имеем установленные высокие планки к результатам профессионального образования, но не имеем программ подготовки и организованного учебного процесса в рамках формального образования.

В ходе исследования вопроса подготовки к предпринимательской деятельности студентов профессиональных образовательных организаций и процесса обучения в организациях дополнительного образования можно сделать вывод о том, что целенаправленная и системная подготовка в данном направлении в России пока не ведется. Хотя в последнее время со стороны государства предпринимаются шаги по введению обучающих программ предпринимательской направленности в образовательный процесс профессионального образования. Реализация данных программ перестает быть самодеятельностью образовательных организаций, которые реализуют их по собственной инициативе.

В 2008 году в России была учреждена Национальная ассоциация обучения предпринимательству (РАОП). Ассоциация является профильной российской организацией, сфокусированной на вопросах обучения предпринимательству и проведению исследований в области предпринимательства. Силами Ассоциации разработан проект профессионального стандарта по профессии «Предприниматель» [3]. Безусловно, это можно считать первым шагом к построению системы предпринимательской подготовки в российском образовании.

Также в последнее время со стороны государства предпринимаются шаги по введению обучающих программ предпринимательской направленности в образовательный процесс профессионального образования. Так письмом Министерства образования и науки Челябинской области от 27.04.2015г. № 09/3365 в учебные планы ОПОП СПО по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) с сентября 2015 года, а для программ подготовки специалистов среднего звена с сентября 2016 года за счет часов вариативной части рекомендовано ввести дополнительный профессиональный модуль «Основы предпринимательства и трудоустройства на работу», направленный на формирование у обучающихся предпринимательских компетенций и навыков трудоустройства.

Своевременность постановки проблемы подготовки студентов профессиональных образовательных организаций к предпринимательской деятельности вызвано утверждением в декабре 2016 года Федеральных государственных образовательных стандартов, разработанных по 50 наиболее востребованных и перспективных профессий и специальностей СПО в которых как результат процесса обучения заявлена общая компетенций — ОК 11 Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. Следовательно, сформирован новый запрос со стороны государства к результатам среднего профессионального образования.

Результаты исследования вопроса подготовки студентов к предпринимательской деятельности позволяют сделать вывод о том, что принципы и содержание предпринимательской подготовки, являющиеся основой развития инновационной экономики Россия, только начинают формироваться. На сегодняшний день в российском образовании нет четкого понимания структуры подготовки, форм, содержания, не разработана теоретико-методологическая база. Однако в обществе и на государственном уровне формируется убеждение, что данная подготовка необходима.

Вышесказанное актуализирует проблему подготовки студентов к предпринимательской деятельности в связи с поступившим заказом на подготовку специалистов, обладающих компетенциями в области предпринимательства, продиктованного: во-первых, запросом со стороны экономической системы Российской Федерации в которой в настоящее время предприниматель выдвинут в число наиболее значимых субъектов экономического прогресса; во-вторых, запросом самого потребителя услуг, которому в современных условиях уже недостаточно только профессионального образования, призванного включить молодежь в процесс производительного труда и создания материальных ценностей, но и необходимо обеспечить надежную социальную защиту выпускников от непредсказуемых обстоятельств рынка труда.

Литература:

1. Распоряжение Правительства РФ от 3 марта 2015 г. № 349-р «Об утверждении комплекса мер и целевых индикаторов и показателей комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015–2020 гг». [Электронный ресурс]. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70783150/.

  1. Методические рекомендации по обеспечению в субъектах Российской Федерации подготовки кадров по 50 наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями [Электронный ресурс]. — URL: http://www.ntf.ru/content/metod_rekomendacii_top50.
  2. Предпринимательское образование в России и за рубежом: история, содержание, стандарты, качество: монография [Текст] / Под общей редакцией Ю. Б. Рубина. — М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2015. — 416 с.
  3. Современная конкуренция: научно-практический журнал. — 2018. — Том 12 № 1(67). — С. 143.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, предпринимательская деятельность, Российская Федерация, российское образование, Россия, сторона государства, государственная политика, образовательный процесс, последнее время, Федеральное Собрание.

Ключевые слова

государственная политика в области образования, изменение формы и содержания профессионального образования, подготовка к предпринимательской деятельности

Похожие статьи

Проблемы подготовки и переподготовки педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений к инновационной деятельности

В данной статье раскрываются вопросы, связанные с подготовкой и переподготовкой педагогических кадров к инновационной деятельности в системе повышения квалификации. Определены основные факторы, обеспечивающие успешность подготовки и переподготовки уч...

Проблемы подготовки и переподготовки педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений к инновационной деятельности

В данной статье раскрываются вопросы, связанные с подготовкой и переподготовкой педагогических кадров к инновационной деятельности в системе повышения квалификации. Определены основные факторы, обеспечивающие успешность подготовки и переподготовки уч...

Государственная поддержка малого бизнеса в настоящий момент

В данной статье дана характеристика малого бизнеса и его важности в экономике. Затем подробно рассмотрены меры и различные механизмы государственной поддержки малого бизнеса, а также нормативно-правовые акты, регламентирующие поддержку малого бизнеса...

Регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства в условиях санкционного давления

В статье рассматриваются особенности государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства в целях реализации действенных мер по стимулированию его развития. Кроме того, в статье рассматривается реализуемые государственные меры по под...

Меры поддержки и регулирования малого предпринимательства в РФ

Статья посвящена рассмотрению институционального регулирования малого бизнеса в РФ, также охарактеризованы ключевые формы государственной поддержки соответствующих субъектов предпринимательства. Определены основные проблемы в данной сфере и предложен...

Проблемы формирования благоприятной среды реализации молодежной политики в сфере предпринимательства

В статье рассматриваются проблемы в реализации молодежной политики в сфере предпринимательства, описывается значение развития предпринимательской активности среди молодежи в контексте формирования среды для развития предпринимательства, а также форму...

Полномочия органов местного самоуправления в области образования

В статье автор исследует объем и характер регулирования органами местного самоуправления образовательного процесса, их полномочия в Российской Федерации в сфере образования, определённые законом «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года. Акце...

Основные принципы правового обеспечения государственного регулирования предпринимательской деятельности

В данной статье рассматриваются основные принципы правового обеспечения государственного регулирования предпринимательской деятельности. Разбираются вопросы, связанные с определением и сущностью предпринимательства, роли государства в создании благоп...

Инновационная деятельность медицинской организации: состояние и перспективы развития

В данной публикации рассматривается тема инновационного развития медицинских организаций. В статью включены рекомендации по внедрению инновационных программ в здравоохранение с целью оптимизации работы лечебных учреждений. Объясняется значимость рыно...

Современные методы и формы взаимодействия участников образовательного процесса в формате дистанционного обучения

В данной статье рассмотрены и проанализированы формы и методы реализации в учебном процессе дистанционных технологий, направленных на реализацию образовательной деятельности, в соответствии с ФГОС. Описаны уникальные возможности дистанционных образов...

Похожие статьи

Проблемы подготовки и переподготовки педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений к инновационной деятельности

В данной статье раскрываются вопросы, связанные с подготовкой и переподготовкой педагогических кадров к инновационной деятельности в системе повышения квалификации. Определены основные факторы, обеспечивающие успешность подготовки и переподготовки уч...

Проблемы подготовки и переподготовки педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений к инновационной деятельности

В данной статье раскрываются вопросы, связанные с подготовкой и переподготовкой педагогических кадров к инновационной деятельности в системе повышения квалификации. Определены основные факторы, обеспечивающие успешность подготовки и переподготовки уч...

Государственная поддержка малого бизнеса в настоящий момент

В данной статье дана характеристика малого бизнеса и его важности в экономике. Затем подробно рассмотрены меры и различные механизмы государственной поддержки малого бизнеса, а также нормативно-правовые акты, регламентирующие поддержку малого бизнеса...

Регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства в условиях санкционного давления

В статье рассматриваются особенности государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства в целях реализации действенных мер по стимулированию его развития. Кроме того, в статье рассматривается реализуемые государственные меры по под...

Меры поддержки и регулирования малого предпринимательства в РФ

Статья посвящена рассмотрению институционального регулирования малого бизнеса в РФ, также охарактеризованы ключевые формы государственной поддержки соответствующих субъектов предпринимательства. Определены основные проблемы в данной сфере и предложен...

Проблемы формирования благоприятной среды реализации молодежной политики в сфере предпринимательства

В статье рассматриваются проблемы в реализации молодежной политики в сфере предпринимательства, описывается значение развития предпринимательской активности среди молодежи в контексте формирования среды для развития предпринимательства, а также форму...

Полномочия органов местного самоуправления в области образования

В статье автор исследует объем и характер регулирования органами местного самоуправления образовательного процесса, их полномочия в Российской Федерации в сфере образования, определённые законом «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года. Акце...

Основные принципы правового обеспечения государственного регулирования предпринимательской деятельности

В данной статье рассматриваются основные принципы правового обеспечения государственного регулирования предпринимательской деятельности. Разбираются вопросы, связанные с определением и сущностью предпринимательства, роли государства в создании благоп...

Инновационная деятельность медицинской организации: состояние и перспективы развития

В данной публикации рассматривается тема инновационного развития медицинских организаций. В статью включены рекомендации по внедрению инновационных программ в здравоохранение с целью оптимизации работы лечебных учреждений. Объясняется значимость рыно...

Современные методы и формы взаимодействия участников образовательного процесса в формате дистанционного обучения

В данной статье рассмотрены и проанализированы формы и методы реализации в учебном процессе дистанционных технологий, направленных на реализацию образовательной деятельности, в соответствии с ФГОС. Описаны уникальные возможности дистанционных образов...