Конспект интегрированной познавательной деятельности «Путешествие в гончарную мастерскую» в подготовительной к школе группе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

XII международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Казань, июнь 2019)

Дата публикации: 05.06.2019

Статья просмотрена: 490 раз

Библиографическое описание:

Воронцова, А. О. Конспект интегрированной познавательной деятельности «Путешествие в гончарную мастерскую» в подготовительной к школе группе / А. О. Воронцова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/336/15072/ (дата обращения: 17.10.2024).



Цель:

– Познакомить детей с новой профессией – гончар, показать ее значимость, расширить представление детей об истории создания глиняных предметов, их функциях;

– Развивать культуру диалога, умение выслушивать, не перебивать;

– Закрепить знания приемов лепки из глины (Раскатывать цилиндр, сплющивать в ленту; Скатывать шар и расплющивать его; сглаживать поверхность; создавать посуду используя глиняные жгутики), развивать творчество, фантазию;

– Закрепить названия элементов татарского орнамента (тюльпан – лалә, лист – яфрак, колокольчик – кыңгырау), названия элементов хохломской росписи ( травинки, капельки, усики, криуль).

– Воспитывать уважение и интерес детей к труду взрослых, бережное отношение ко всему, что их окружает. Помочь детям понять, что труд – это проявление заботы людей друг о друге.

Активизировать словарный запас: гончарный круг, гончар, глина, стека, Актюбинская игрушка, Шеморданская глиняная кукла, Пестречинская керамика.

Оборудование: Гончарный круг, глина, оборудование для лепки, акриловые краски, кисти.

Демонстрационный материал: выставка народных промыслов созданных из глины. Глиняная посуда русских гончаров, мастеров татарского народа, Актюбинская игрушка, примеры работ Шеморданской глиняной куклы.

Раздаточный материал: фартуки для каждого ребенка, инструменты для лепки из глины, кисти(1,8 размеров), акриловые краски, салфетки, ветош.

Ход занятия

Вводная часть:

Воспитатель спрашивает у детей:

Воспитатель: Ребята, как и договаривались, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие, в гончарную мастерскую. Как вы думаете что это?

(Ответы детей, если не могут ответить подсказывает).

Воспитатель: У меня для вас есть подсказка (подводит к столу с глиной, накрытой платком). Ребята давайте просунем руку под платок и попробуем на ощупь узнать, что под ним.

Воспитатель: Как вы думаете что это?

Ответы детей.

Если дети затрудняются, не знают, педагог говорит: Может это песок, а может тесто? Это ребята, глина.

Какая она?

Дети отвечают, используя прилагательные (мягкая, пластичная, твердая, влажная, мокрая).

Воспитатель: Ребята, откуда берут глину?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно из недр земли. А для чего нужна глина?

Ответы детей.

Воспитатель: Глину используют для изготовления посуды, игрушек .Сейчас я приглашаю вас на выставку изделий из глины.

Основная часть:

Воспитатель: подойдите поближе, посмотрите, что здесь?

Дети: посуда игрушки

Воспитатель: все эти предметы делают из глины. Ребята, посмотрите чем украшена посуда?

Дети: Узорами.

Воспитатель: Какие узоры вы видите?

Дети: точки, завиточки, волны

Дети подходят, рассматривают, трогают, определяют, для чего нужен тот или иной предмет.

Дети: В кувшин можно что то налить, потом разлить по чашам (Называют предметы одним словом : посуда).

В Азнакаевском районе в поселке Актюбинск мастера делают вот такие сувениры (обращает внимание ко второй стойке). Называются они Актюбинские игрушки. Давайте повторим.

Дети: Актюбинские игрушки.

Воспитатель: Возьмите любую понравившуюся игрушку, рассмотрите ее. Какая она?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Посмотрите ребята, это актюбинские игрушки, которые мы рассматривали (рассматривают презентацию). Это карта Татарстана со всеми его городами. Посмотрите какой он большой. А какие города нашей республики вы знаете? (Ответы детей) Молодцы ребята. Вот это поселок Актюбинск, в котором мастера делают игрушки из глины. В специальном цеху их раскрашивают красками. Посмотрите сколько игрушек сделали мастера. После того как игрушки обсохнут их отправляют в магазины, где их покупают туристы из разных стран и увозят с собой. Или просто покупают для красоты, для подарка.

А вы знаете, как называется мастер, который делает изделия из глины?

Ответы детей.

Воспитатель: А профессия эта ГОНЧАР. И я хочу вас познакомить с мастером – гончаром.

Мастер: Ну здравствуйте ребята! Я мастер- гончар. Была вся эта посуда, игрушки когда-то твердой глиной, камешком и никому не было от этого никакой радости и пользы. Сухая была, черствая и никому ненужная. Лежала в лесу одна одинешенька. Но вот однажды я нашел ее, и не знал что же с ней делать. Я даже попробовал нарисовать с помощью глины картину. Посмотрите, как красиво получается. Но пошел дождь и смыл рисунок. Ничего от рисунка не осталось. Я очень расстроился, но заметил, что капельки воды прикасались и прикасались к глине и мой комочек становился все мягче и мягче (воспитатель показывает детям, мнет глину в руках).

И посмотрите я вылепил из нее вот такое чудо. На что похоже?

Ответы детей

Мастер: Будем мы теперь с тобой, глина, для всех людей посуду делать, игрушки для детей.

Воспитатель. С тех пор мастер, глина и вода стали большими друзьями. Работы у них было много, ведь всем нужна посуда. Люди стали называть мастера гончаром.

Мастер: А вы попали ко мне в гончарную мастерскую, я расскажу вам кое какие секреты. Этот инструмент называется гончарный круг. (Мастер садится и продолжает лепить на гончарном круге). Это специальная педаль, чтобы крутился круг. Посмотрите и у меня есть вода, чтобы глина меня слушала. Гончарный круг нужен прежде всего для центровки изделия, чтобы оно было ровным и устойчивым (показывает способы работы на гончарном круге, и вылепливает чашу).

Ребята, я вам сейчас покажу, чем же еще занимаются в гончарной мастерской. В гончарной мастерской есть разные мастера и цеха. Есть цех, в котором вылепливают посуду из глины, создают ее разной формы. Есть цех в котором покрывают изделие краской. Есть цех, в котором создают узоры на посуде. Я предлагаю вам стать этими мастерами. Возьмите фартуки, они очень необходимы в работе, чтобы не испачкать одежду. И я предлагаю выбрать любой понравившийся цех по работе с глиной.

(дети надевают фартуки и рассаживаются по трем столам, каждый куда захочет)

1 стол – лепка чаши из глины.

Мастер: Ребята, вы выбрали мастерскую по изготовлению посуды из глины. Вспомните, как лепят чашу! Алия, из каких частей она состоит?

Алия: донышко, стенки, ручка.

Мастер: Молодец. Ребята, скажите с чего вы начнете свою работу?

Дети: Скатываем из глины шар, сплющиваем его. Получается дно чашки. Дальше раскатываем глину в цилиндр. Лепим ленту из цилиндра. Расплющиваем и соединяем ее концы. Соединяем кольцо и донышко, излишки срезаем стекой, хорошо заглаживаем. Прикрепляем ручку.

2 стол – окрашивание чаши.

Мастер: Ребята, вы выбрали мастерскую по окрашиванию глиняных изделий. Ведь до того, как нанести узоры на глиняную чашку, нужно чтобы она имела какой то цветовой фон. Можете выбрать любые понравившиеся цвета.

3стол – создание узоров на чаше.

Мастер: Ребята, вы попали в цех, где нужно создавать различные узоры уже на раскрашенных чашах. Работать нужно тонкой кистью, очень аккуратно. Вспомните ребята, какие узоры вы знаете?

Дети : колокольчик –кыңгырау, тюльпан – лалә, трава – яфрак.

Мастер: Правильно! Это орнаменты какого народа?

Дети: татарского народа.

(Помогать детям, подсказывать во время выполнения работы)

Воспитатель: Ребята, какие замечательные работы у вас получились! Давайте поместим их на полку где они будут сушиться. Подойдите сюда, рассмотрите какие красивые узоры сделала Милана. Олеся, скажи как называется орнамент, который ты изобразила?

Олеся: Тюльпан- лалә.

Мастер: А посмотрите какие ровные, красивые чашки сделали Андрей, Салават.

(Дети показывают друг другу, что у них получилось, делятся впечатлениями).

Воспитатель: Ребята, где мы сегодня были?

Дети: В гончарной мастерской.

Воспитатель: Что там делают?

Дети: Лепят, раскрашивают, украшают посуду игрушки.

Воспитатель: Из чнго делают посуду и игрушки?

Дети: Посуду и игрушки делают из глины.

Воспитатель: Кто делает эти изделия?

Дети: Мастер, гончар.

Воспитатель: о каких сувенирах мы сегодня узнали?

Дети: Актюбинские игрушки.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось в гостях у гончара?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте поблагодарим гончара и попращаемся.

Дети: Спасибо, до свидания.

Воспитатель: Ребята вы сегодня все молодцы. Спасибо.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, воспитатель, глина, ответ детей, гончарный круг, Мастер, Ребята, игрушка, Посуда, Актюбинская игрушка.

Похожие статьи

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему «Путешествие в волшебный лес»

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности в средней группе «Путешествие в сказку «Заюшкина избушка»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Путешествие в зимний лес»

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Волшебница вода»

Конспект занятия «Книга о космосе» по познавательному развитию в подготовительной к школе группе

Конспект квест-игры по познавательному развитию в средней группе «Занимательное путешествие»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему «На помощь к бабушке Варваре»

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей второй младшей группы «Путешествие в волшебный лес»

Похожие статьи

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему «Путешествие в волшебный лес»

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности в средней группе «Путешествие в сказку «Заюшкина избушка»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Путешествие в зимний лес»

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Волшебница вода»

Конспект занятия «Книга о космосе» по познавательному развитию в подготовительной к школе группе

Конспект квест-игры по познавательному развитию в средней группе «Занимательное путешествие»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему «На помощь к бабушке Варваре»

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей второй младшей группы «Путешествие в волшебный лес»