Нравственно-правовое воспитание детей как инновационная форма дошкольного образования
Авторы: Бекбауова Асель Айдархановна, Есенжолова Динара Куанышовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 30.05.2019
Статья просмотрена: 995 раз
Библиографическое описание:
Бекбауова, А. А. Нравственно-правовое воспитание детей как инновационная форма дошкольного образования / А. А. Бекбауова, Д. К. Есенжолова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/336/15074/ (дата обращения: 16.11.2024).
Большинство родителей, получивших образование в советское время, сохранили модель образования, при которой взрослый ведет себя как доминант, а ребенок ему подчиняется. Основой этой методики воспитания являются: приказы, наказания, запреты, упреки и насилие. В настоящее время тактика воспитания ребенка выглядит иначе. Мы воспринимаем ребенка как полноценного человека, а приказы и побои являются главными врагами современного эффективного образования. Поэтому каждый родитель и воспитатель должны понимать, что ребенок — это человек со своими потребностями, характером и индивидуальными особенностями. Пожалуй, этому факту многие не придают особого значения, но у каждого ребенка есть свои права, и они регулируются законами.
Конвенция о правах ребенка является основным нормативно правовым актом, защищающим права детей во всем мире, была принята 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН, ратифицирована 190 странами и Казахстаном, в том числе, 8 июня 1994 года.
Когда ребенок рождается, его признают субъектом права, который также может рассчитывать на весь спектр прав человека [1].
Комитет по правам ребенка — контролирует выполнение Конвенции, оказывает существенное влияние на процесс его работы. Комитет систематически рассматривает доклады государств о мерах, предпринимаемых для осуществления положений Конвенции каждые пять лет. Республика Казахстан представила свой первый доклад Комитету ООН по правам ребенка в 2003 году. В результате Комитет Организации Объединенных Наций представил свои замечания и рекомендации, отметив при этом совершенствование законодательной базы по защите прав детей.
На основании правовых актов мы представляем положения, затрагивающие права детей:
Во-первых, статья 27 Конституции провозглашает, что брак, семья, материнство, отцовство и детство охраняются государством. Забота о детях и их воспитание являются естественными правами и обязанностями родителей.
Во-вторых, кодекс «О браке (супружестве) и семье» гласит, что каждый ребенок имеет право на жизнь и воспитание в семье, вправе поддерживать общение с родными и родителями, выражать свое мнение, иметь имя, фамилию и отчество и при необходимости их изменять. Также ребенок может иметь имущественные права, и рассчитывать на защиту своих прав и законных интересов [2].
На мой взгляд, к правам детей, не достигших совершеннолетия, мы относим:
– право на жизнь и здоровое развитие;
– право на имя, национальность, личность;
– право знать своих родителей, рассчитывать на их любовь и защиту;
– право быть понятым и принятым как оно есть;
– право на отдых и досуг, участвовать в играх, заниматься искусством;
– право на мнение и умение его выражать;
– право на защиту от насилия и дискриминации;
– право на защиту от эксплуатации;
– право на образование;
– право на здоровье и социальное обеспечение.
Важно отметить, что в современном мире нарушение прав маленьких граждан является критической ситуацией, которая растет в глобальном масштабе. Каждый день в СМИ публикуются события со всего мира, где права детей нарушаются всеми способами. Иногда случаи настолько немыслимы, что сомнительно, может ли человек, у которого нет психических расстройств, совершить подобного рода действия. Жестокость и хладнокровие некоторых людей мешают нам думать о них как о психически здоровых людях, наоборот, вызывают недоверие и страх за жизнь и будущее наших детей.
Примером может послужить случай, опубликованный в «Российской газете», где правоохранительными органами была найдена 5-летняя девочка-«Маугли». Мать держала ребенка взаперти на протяжении долгого времени без присмотра взрослых и условий для жизни. У ребенка отсутствуют социальные навыки, ярко выражены признаки анорексии. Ее нашли среди обломков с вросшим в шею украшением, гнойным отитом и полным отсутствием гигиены [3].
Согласно Конституции Республики Казахстан, в данном случае нарушены все права ребенка. Очевидно, что ребенок остался без права на жизнь и здоровое развитие. Девочка, лишенная любви, заботы и присмотра своими родителями, растет в нежилых условиях. Мать полностью исключила её из общества, не позволяя общаться с семьей и сверстниками. Предполагаю, что девочку долгое время, возможно, никогда, не осматривали врачи, крайне пренебрегали ее здоровьем, рискуя жизнью. Ребенок не привык ни к чему, он содержит в себе повадки животных, у него нет свободы в действиях или словах. Полностью испорчена психика ребенка, которую будет сложно восстановить. Мать девочки перешагнула все права своего ребенка, тем самым испортив ей жизнь и светлое будущее.
Суть проблемы сводится к тому, что в нашей стране немало таких случаев, что свидетельствует о низкой правовой грамотности населения. Периодически взрослые не уважают права детей, и ребенок не может их предотвратить. Под нарушением прав мы подразумеваем жестокое обращение с детьми, ограничение личной свободы, использование всех форм физического, психологического и сексуального насилия. И для того, чтобы дети имели представление об их правах, а также в случае их нарушения и в будущем уважали права других, мы сталкиваемся с настоятельной необходимостью правового просвещения детей и введения данной дисциплины уже в детских садах.
Правовое воспитание — это целенаправленная систематическая квалифицированная деятельность, направленная на формирование свойств и качеств личности, формирующих правосознание и выступающих внутренней предпосылкой правомерного поведения человека в различных сферах деятельности, регулируемых нормами права [4].
Обучая ребенка по юридическому вопросу, мы преследуем задачу:
– познакомить ребенка с нормативно-правовыми актами;
– воспитывать патриотический дух;
– способствовать формированию у каждого уверенности в себе и самооценки;
– научить ребенка адаптироваться к обществу;
– развивать нравственные качества;
– учить самоуважению и уважению к другим;
– объяснить нормы и правила поведения в обществе.
Основатель психоанализа З. Фрейд считал, что основы личности заложены в детстве. То, что случилось с человеком в детстве, откладывается в его подсознании и в будущем может кардинально повлиять на желания, привычки и поведение в целом. Исходя из этого, важно отметить, что необходимо прививать детям правовую культуру с дошкольного возраста [5]. Каждый ребенок должен знать, что он или она живет в государстве, регулируемом верховенством закона, является гражданином этого государства, имеет свои права, регулируемые законом и обязанностями, которые он или она должен будет выполнять по мере того, как он или она вырастет. Никто не имеет права причинять ему боль, избивать, унижать или ограничивать его в своих нуждах и потребностях. И если кто-то нарушит его права, он будет привлечен к ответственности. Также вокруг есть другие дети и люди, которые тоже имеют свои права, и он должен уважать их. Что при взаимном уважении прав не будет вражды и разногласий. По мнению Козловой С. А., необходимо с раннего возраста формировать у ребенка чувство веры в себя, в свои права и обязанности, связанные с положительным влиянием этих качеств личности на ее самооценку, самопринятие, самовосприятие.
Внимание к себе, постепенная реализация своих прав и обязанностей способствует тому, что ребенок учится быть более свободным, учится уважать себя и других, понимать свои чувства, переживания, поступки, мысли.
То есть, обучая ребенка по правовому вопросу, мы обучаем человека в целом. И не редко юридическое образование идет параллельно с моральным. Ведь аморальный человек никогда не выполнит своих обязанностей и не будет уважать права других.
Моральное воспитание детей — это сложная концепция, которая сочетает в себе комплекс воспитательных мер, которые привязывают ребенка к моральным ценностям человечества. В ходе этого процесса происходят качественные изменения в человеческой личности. Ребенок достигает уровня нравственного воспитания, включается в социальную среду, начинает заниматься самообразованием и взаимодействием с другими людьми.
Дошкольный возраст для ребенка характеризуется тесной зависимостью от взрослых. Рассматривая учителя как пример и идеал, ребенок развивает привязанность, а это в свою очередь — наиболее прочную и работающую основу для эффективного обучения и развития. Уровень привязанности ребенка способствует подражанию и следованию за взрослым. Учитель имеет статус, который овладевает привязанностью ребенка и влияет на его поведение. К нему дети прислушиваются и подражают, и что характерно для детской психологии, всегда стараются ему угодить, испытывая страх перед его недовольством и безумно радуясь одобрению. Но здесь очень важно построить здоровые глубокие эмоциональные отношения между ребенком и взрослым. Обеспечивая ребенка такими базовыми потребностями, как любовь и забота, взамен от ребенка получаем доверие, зависимость и желание следовать. При правильной иерархии привязанности, без эмоционального насилия и упреков, любой ребенок будет следовать своему «идеалу» взрослого и слушать не из-за страха наказания и каких-либо дисциплинарных мер, а из-за желания быть хорошим. Ребенок в этом возрасте очень уязвим и впитывает все, как губка. И здесь важно не упустить момент, научить детей на собственном примере, продемонстрировать все хорошие качества на жизненных примерах, имея дело с самими детьми, их родителями, коллегами. То есть, для начала, учитель должен начать с себя, со своего характера. С ее собственной моральной бедностью она не передаст это детям. Таким образом, ребенок будет копировать поведение учителя и будет рожден начала его морали.
В Соединенных Штатах было проведено продольное исследование основных факторов, влияющих на эмоциональное здоровье. Главный щит, который защищает ребенка от ран внешнего мира, — это глубокая эмоциональная связь с заботливым взрослым человеком. В то же время взрослый может даже не подозревать о важности своей роли в жизни ребенка. В том же исследовании подростки поделились воспоминаниями о своих учителях, которые помогли им справиться с жизненными трудностями. Через отношения с учителями они уравновешивали дисфункциональные отношения с родителями. Именно эта «тайная поддержка» в форме сильной и глубокой привязанности, а не страха наказания и упреков, удерживает ребенка от совершения дурных поступков и действий.
Нравственно-правовое воспитание осуществляется в различных формах:
– Тематические беседы
– Ролевые и дидактические игры
– Проблемно-поисковая деятельность
– Изобразительная и трудовая деятельность
Немаловажным для педагога является установление отношений с родителями и их воспитание в юридических вопросах. Совместная работа родителей и дошкольных учреждений является результат нравственного развития личности. Просветить родителей в этой теме можно оформив родительский стенд в группе, устраивать тематические собрания, организовывать совместные познавательные игры родителей с детьми, касающиеся нравственно-правового воспитания. От единства мнений по основным вопросам воспитания детей зависит от духовного воспитания ребенка. Многие психологи отмечают, что существует проблема несоответствия воспитания в семье и детском коллективе. Если учитель призывает к дружбе и щедрости, а родители культивируют в ребенке агрессию и чувство собственности, то со временем у ребенка будет внутреннее противоречие. Ребенок в силу возраста будет склонен к определенной позиции, не имея собственного мнения. Отсюда следует, что нужно придти к взаимному согласию и выбрать общее направление в воспитании ребенка. Так как его привязанность к родителям является более значимой, нежели к педагогу, и в будущем они оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка.
Наполняя ребенка ощущением значимости, соблюдая его права и используя правильный психологический подход, мы формируем доверие ребенка к нам, а это, в свою очередь, даст основу воспитания во всех направлениях, включая нравственно-правовое образование.
Литература:
- Конвенция о правах ребенка, принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года
- Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 23.03.2019 г.)
- Сергей Бабкин, ФГБУ «Редакция «Российской газеты»
- Стуканов, В. Г. Правосознание личности как предмет правового воспитания /Народная асвета. — 2016. — № 10. — с.18–22.
- Громыко А. А., Михайлова О. Ю., «Психология и педагогика»: Учебное пособие- М: МГИУ,2000