Эффекты деятельности региональной инновационной площадки «Гендерное обучение как условие активизации и поддержки образовательной субъектности у взрослых и детей» в Лицее № 6 г. Благовещенска
Автор: Савицкая Елена Юрьевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 18.05.2019
Статья просмотрена: 33 раза
Библиографическое описание:
Савицкая, Е. Ю. Эффекты деятельности региональной инновационной площадки «Гендерное обучение как условие активизации и поддержки образовательной субъектности у взрослых и детей» в Лицее № 6 г. Благовещенска / Е. Ю. Савицкая. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/336/15085/ (дата обращения: 19.12.2024).
Педагогический коллектив МАОУ «Лицей № 6 города Благовещенска» с 2016 года работает над реализацией содержания инновационной региональной площадки «Гендерное обучение как условие активизации и поддержки образовательной субъектности у взрослых и детей»
Рис. 1. Гендерный кадетский класс девочек МАОУ «Лицей № 6 г. Благовещенска»
Основными мероприятиями за это время стали:
- Тематические педагогические советы:
-
Семинары-практикумы муниципального и областного уровня:
- «Современные технологии формирования и развития двигательной активности школьников на уроках физической культуры и во внеклассной работе»
- «Гендерный подход как фактор отбора содержания образования в условиях реализации ФГОС ООО»
- «Эффективные способы реализации ФГОС ООО в преподавании предметов гуманитарного цикла с учетом гендерных особенностей обучающихся»
- Открытые уроки и внеурочные мероприятия муниципального и областного уровня.
- Психологические тренинги по гендерному развитию детей для учащихся и педагогов.
Сейчас коллектив дошёл до такого момента, когда можно говорить об эффектах деятельности инновационной площадки. Что мы подразумеваем под этим понятием?
Понятие «эффекты» пришло в образование из бизнеса.
«Эффект» в бизнесе — это полезный результат, выражающийся в конечной стоимости.
«Эффект» инноваций — это конечный результат их применения, измеряемый в абсолютных величинах.
Какие эффекты ожидаются от применения инноваций в образовании?
Рис. 2
Можем ли мы отследить все виды данных эффектов через три года после начала инновационной деятельности? При этом необходимо учесть, что первые два года коллектив проходил теоретический этап, так как нужно было изучить историю, методику и методологию гендерного обучения.
Мы в настоящее время можем отследить только некоторые научные, социальные и здоровьесберегающие эффекты внедрения инноваций.
Научный эффект представляют знания, полученные эмпирическим путём. Каждый педагог, работающий в гендерном классе, по крупицам собирает данные об особенностях работы в классе мальчиков или девочек.
Здоровьесберегающий эффект гендерного обучения представлен в первую очередь тем, что мы можем применять его, как одно из направлений личностно-ориентированного подхода.
Индивидуальное обучение в гендерных классах построено с учётом различий в сроках полового созревания и разных способах функционирования мозга у представителей разных полов.
Мы учитываем тот факт, что главный инструмент восприятия информации у мужчин — правое полушарие; у женщин (левое или оба), а также то, что мальчики и девочки воспринимают, перерабатывают и усваивают информацию по-разному.
Обучение в однородных по полу классных коллективах, построенное с учётом гендерных особенностей восприятия и усвоения учебной информации, способствует большему использованию интеллектуального потенциала без увеличения физиологической цены для растущего организма. В перспективе: уменьшение физиологической стоимости образования.
Социальный эффект гендерного обучения проявляется в сдерживании процесса феминизации мужчин и маскулинизации женщин; развитии у девочек черт женского характера и поведения; у мальчиков — мужского; снижении в девичьих классах количества робких и эмоционально неуравновешенных девочек.
Важным социальным эффектом гендерного обучения и воспитания является полоролевая социализация юношей и девушек, сущность которой состоит в том, что мальчики и девочки, развиваясь в условиях жизни конкретного общества усваивают и воспроизводят принятые в обществе гендерные роли и культуру взаимоотношений полов. В перспективе: актуальный вклад в укрепление современной семьи.
Однако, кроме положительных эффектов, педагоги-предметники и классные руководители отмечают ряд весомых отрицательных эффектов и это прослеживается практически в каждом отчёте. Обобщая итоги наблюдения педагогов, выделим следующие отрицательные эффекты:
- Проблема дисциплины. Современные реалии школьного образования таковы, что в классах занимаются по 30–35 человек. В гендерных классах наполняемость должна быть не больше 25 человек. Кстати, в советское время, с 1943 по 1953 год существовало разнополое обучение. Гендерные классы были тогда закрыты именно из-за проблем с дисциплиной [2]!
- Отсутствие условий для формирования навыков общения с противоположным полом. Скорее всего, это надуманная проблема, так как учащиеся из гендерных классов свободно общаются на переменах и многочисленных общешкольных мероприятиях.
- «Женские» формы организации обучения в классах мальчиков. Частично эта сложность корректируется тем, что в лицее много педагогов-мужчин, в частности, педагоги — офицеры преподают специальные дисциплины в кадетских классах.
- Отсутствие методик раздельного обучения. Каждый педагог путём проб и ошибок разрабатывает собственные методики, программы. Учебный материал.
- Далеко не все учителя, работающие в гендерных классах, работают с учётом гендерных различий. Сказываются недостатки психолого-педагогической подготовки.
Тем не менее мы сейчас можем говорить только о промежуточных результатах инновационной деятельности по гендерному обучению. Работа продолжается и, несомненно, даст интересные результаты и проявит новые эффекты.
Литература:
- Костикова И., Митрофанова А, Пулина Н, Градскова Ю. Перспективы тендерного образования в России: взгляд педагога // Высшее образование в России. — 2001. — № 2. — С.69.
- Куинджи Н. Н. Гендерный подход к обучению и воспитанию детей в школе: физиологические, гигиенические и социальные аспекты /НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН. — М., 2010. — 80 с.
- ШтылеваЛ. В. Почему учителю XXI века необходимо знать про «гендер» и обладать гендерным измерением в работе с детьми?// Внедрение гендерных курсов в систему среднего образования: Метод. пособие. — Иваново, 2000.- С.4.
- Введение в гендерные исследования: Учеб. пособие. — М.: МГУ, 2000. — С.202.