Особенности гендерного подхода в современной педагогической практике
Автор: Бянкина Елена Евгеньевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 18.05.2019
Статья просмотрена: 257 раз
Библиографическое описание:
Бянкина, Е. Е. Особенности гендерного подхода в современной педагогической практике / Е. Е. Бянкина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/336/15087/ (дата обращения: 16.11.2024).
Гендерный подход в преподавании известен с 19 века. И всегда находились сторонники и противники раздельного обучения. Одни говорят о том, что девочки и мальчики рождены с совершенно разными жизненными задачами, другие утверждают, что вследствие раздельного обучения возникают проблемы нахождения общего языка с противоположным полом в дальнейшем. Идеи, внедренные два века назад, с трудом восстанавливаются сейчас, возможно, еще и потому, что сменилось окружение детей. Если раньше семьи были полные, то сейчас достаточно большой процент мальчиков, живущих только с мамой и воспитывающихся в основном женским окружением. Да и процесс обучения не отличается: начиная с детского сада, продолжая в школе и заканчивая в профессиональном образовании, где тоже основная часть преподавательского состава — женщины, дети испытывают в основном женское влияние. Несомненно, это накладывает определенный отпечаток на формирование жизненных позиций детей. Кроме того, всегда возникали проблемы с формированием класса как коллектива. У девочек всегда жесткая конкуренция, в которой все средства хороши, а у мальчиков главный аргумент — это сила. Хотя именно на этом факторе были получены достаточно неожиданные результаты: классы девочек имели высокий процент качества знаний по сравнению с контрольными классами, а у мальчиков наблюдался прорыв в физическом развитии, они за год становились выше, сильнее, чем сверстники.
Уже практически на протяжении века в России смешанное обучение, мальчики и девочки обучаются совместно. Но, как показывают исследования, «равенство полов» так и не наступило. Достаточно обратиться к такому обыденному для всех нас явлению, как реклама. Типично женский образ в рекламе включает ряд черт, связанных с пассивностью, излишней эмоциональностью, с меньшим когнитивным уровнем, притязаниями и так далее. Женщины обычно изображаются не как обсуждающие и оценивающие достоинства приобретаемого товара, а как движимые субъективными причинами в его приобретении (эмоциями и желаниями), как занимающие дополнительные и зависимые роли (жена, мать). Женщины символически предпочитают супружество, материнство, дом и связанные с ним домашние обязанности: медицину, кулинарию, проблемы с детьми. Мужской образ в рекламе — это набор черт, связанный с социально неограничивающим стилем поведения, компетенцией, авторитетностью, активностью, эффективностью и т. д. Мужчины представлены в деловом, формальном или неформальном облике, но любой облик предлагается ему как нечто абсолютно серьёзное, глубоко личностное. Мужчины чаще изображаются как рассуждающие и оценивающие товар, понимающие объективные причины его покупки, занимающие автономные роли, ориентированные на практическое использование приобретаемых товаров. То есть мужчина по-прежнему — глава, добытчик, именно он решает все, а женщине отводится традиционная роль матери, хранительницы очага. Соответствует ли это представление реальности, сложно сказать.
Конечно, нельзя говорить, что должно быть абсолютное равенство. В вопросах обучения и воспитания необходимо учитывать особенности развития, восприятия мира мальчиками и девочками. Например, для проверки техники чтения установлены определенные нормативы, которые достаточно жестко оценивают читательскую компетенцию обучающихся, где наряду с пониманием текста, способностью его интерпретировать проверяется еще и количество слов. При этом совершенно не учитывается, что речь у девочек развита примерно в три раза лучше, чем у мальчиков. Этот факт ставит представителей сильного пола в заведомо невыгодную позицию. Или, например, мелкая моторика у девочек развита лучше, чем у мальчиков, поэтому хороший каллиграфический почерк у мальчиков скорее исключение, чем правило, в отличие от девочек.
В психологии подробно описаны различия в способности воспринимать и перерабатывать информацию и выполнять поставленные задачи мальчиками и девочками. Это нужно учитывать не только при работе в гендерных классах, но и в смешанных. Так, например, мальчики сложно воспринимают многозадачность. Если перед выполнением упражнения проговорить, что нужно списать текст, выделить орфограммы, расставить знаки, подчеркнуть основы и причастные обороты, то можно с большой степенью уверенности ожидать, что практически все девочки выполнят задание полностью, а мальчики в большей массе пройдут два шага. Для них задания должны быть разбиты поэтапно, и следующая задача должна поступать по мере выполнения предыдущей. Кроме того, аналитические способности тоже проявляются по-разному. Девочки очень хорошо выстраивают умозаключения, основанные на сравнении, сопоставлении или противопоставлении.
Рис. 1. Урок в гендерном классе девочек.
Так, например, при обсуждении эпизода «Салон Анны Павловны Шерер» из романа Л. Н. Толстого «Война и мир» девочкам можно предложить классифицировать гостей по какому-либо признаку. Дети предлагают разные варианты: по положению в обществе; по искренности — фальшивости; по цели прихода в салон; «блюдо» или «едок»; по отношению к светской жизни и другие. Это говорит о том, что эпизод не только прочитан, но и осмыслен. С мальчиками же во время работы над этим эпизодом лучше выстроить некую «паутину», которая покажет связи героев между собой. Сначала обозначаются связи, которые можно обнаружить внутри эпизода: Андрей — Лиза, князь Василь — Элен — Ипполит и так далее. Эти позиции обозначаются в центре листа, потом от них ведем нити к другим персонажам, которые появятся чуть позже. Так появляется схема, которая дает представление о взаимосвязи образов в романе.
Многие исследователи отмечают, насколько по-разному известные люди рассказывают о своем пути к успеху: мужчины в большинстве своем говорят о долгом и упорном труде, о личных достижениях. Женщины же рассказывают так, как будто их путь к успеху не зависел от личного упорства, стараний, труда, а все происходило как бы случайно, волею судьбы. Поэтому, формулируя темы сочинений, творческих работ, для девочек лучше предлагать формулировки, в которых не нужно будет писать о личном, например: «Чем меня привлекла героиня произведения?» Мальчики всегда имеют свой взгляд на происходящее, готовы дать оценку, причем довольно критическую. Для них комфортны такие формулировки: «Как бы я поступил на месте героя?»
Конечно, довольно сложно учитывать особенности гендерного развития обучающихся в смешанном классе, но использование даже простых приемов поможет достичь желаемого результата и воспитать достойных учеников в соответствии с их природным определением.
Литература:
- Абибукова Н. И. Что такое «гендер»? // Общественные науки и современность. 1996. № 6. С. 123–125.
- Бороздина Г. В. Психология и педагогика. Учебник для вузов и ссузов. Гриф МО. год: 2011.
- Гендерное образование: учебное пособие / под общ. ред. Л. И. Столярчук.- Краснодар: Просвещение-Юг, 2011. — 386 с.
- Гендерный подход в воспитании личности / Авт.-сост. Л. В. Астапович. Мн.: Красико-Принт, 2011.- 128 с.
- Градусова Л. В. «Гендерная педагогика», Учебное пособие, ФЛИНТА, Москва, 2011.- 175 с.
- Юсупова М. В. Образование в гендерном измерении // Изв. Самар. науч. центра РАН. 2010. Т. 12, № 5. C. 90–91