Организация коррекционно-развивающей среды для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (из опыта работы) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Внешкольная педагогика

Опубликовано в

XII международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Казань, июнь 2019)

Дата публикации: 20.05.2019

Статья просмотрена: 2399 раз

Библиографическое описание:

Ожегова, Т. В. Организация коррекционно-развивающей среды для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (из опыта работы) / Т. В. Ожегова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/336/15096/ (дата обращения: 16.11.2024).



Проблема организации оптимальной среды для жизни и развития детей с ТМНР на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). В положении о ФГОС выделен раздел III пункт 3.2.2 и пункт 3.4.4 по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это положение распространяется и на детей с ментальными нарушениями.

Что же означает понятие «среда»? Среда — это система пространственно-временных, эмоционально-смысловых отношений. По своему содержанию среда может быть стрессогенной, комфортной, развивающей.

Под коррекционно-развивающей средой следует понимать естественную комфортную обстановку, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами, рационально организованную.

Такая среда способствует эмоционально-личностному развитию ребенка, появлению у него новых способов взаимодействия с миром, расширению возможностей адаптации и появлению гибкого поведения в различных жизненных ситуациях.

Моделируя комфортную и развивающую среду для ребенка с ТМНР необходимо учитывать важные составляющие:

– учет индивидуальных, возрастных, клинико-психологических особенностей;

– удовлетворенность базовых физиологических потребностей;

– размер помещения;

– гибкость зонирования (предлагается отделить игровую зону и зону творчества, наполняемость зон соответствует учету зоны актуального развития слабого ребенка и зоны ближайшего развития самого сильного ребенка);

– оптимальная влажность, чистота и температура воздуха;

– сенсорная насыщенность;

– необходимые предметы и порядок их хранения.

Коррекционно-развивающая среда для детей с ТМНР должна выполнять ряд функций: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную. Но самое главное — она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

При построении коррекционно-развивающей среды для детей с ТМНР учитываются следующие принципы:

– Принцип информативности, подразумевает большой выбор материалов и оборудования, предназначенных для воспитанников во взаимодействии с предметным окружением.

– Принцип вариативности, подразумевает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей.

– Принцип полифункциональности, предусматривает возможность разнообразного использования различных составляющих развивающей среды, например, детской мебели, матов, ширм, мягких модулей, предметов-заменителей.

– Принцип трансформированности среды, тесно связан с ее полифункциональностью — это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

– Принцип доступности, означает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам и пособиям.

– Принцип здоровьесбережения, включает в себя сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учетом индивидуальных возможностей и способностей.

– Принцип безопасности — это соблюдение техники безопасности, закрепление мебели в соответствие ростовым показателям, соответствие игрового материала возрастным и санитарно-гигиеническим требованиям, соответствие естественного и искусственного освещения требованиям СанПин, отсутствие опасных колющих, режущих предметов.

– Принцип развития, предусматривает, что в среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разновозрастных педагогических задач.

– Принцип природосообразности требует, чтобы ведущим звеном воспитательного взаимодействия выступал ребенок с его конкретными особенностями и уровнем развития.

Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную среду.

Материалы, относящиеся к объектам для исследования в реальном времени, должны включать различные искусственно созданные материалы для сенсорного развития (вкладыши-формы, объекты для сериации и т. п.).

Данная группа материалов должна включать и природные объекты, в процессе действия с которыми дети могут познакомиться с их свойствами и научиться различным способам упорядочивания их (коллекции минералов, плодов семян и растений и т. п.).

Группа образно-символического материала должна быть представлена специальными наглядными пособиями, репрезентующими детям мир вещей и событий.

Традиционные материалы и материалы нового поколения должны подбираться сбалансировано, сообразно педагогической ценности (среда не должна быть архаичной, она должна быть созвучна времени, но и традиционные материалы, показавшие свою развивающую ценность, не должны вытесняться полностью в угоду новому).

При проектировании коррекционно-развивающей среды для детей с ТМНР следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые:

– провоцируют ребенка на агрессивные действия;

– вызывают проявления жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки;

– провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

– вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.

Таким образом, создавая коррекционно-развивающую среду для детей с ТМНР, воспитатель должен руководствоваться психолого-педагогическими требованиями, заложенными в Программе, которые заключаются в том, что материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечить реализацию Программы в совместной партнерской деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

Важно помнить, что предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся.

При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Основные термины (генерируются автоматически): коррекционно-развивающая среда, ребенок, материал, III, игровой материал, развивающая среда, развитие детей, среда.

Похожие статьи

Организация двигательной активности детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения ребенка с интеллектуальной недостаточностью (младшая группа)

Индивидуально-ориентированный план коррекционно-развивающей работы с ребенком с ЗПР (старшая группа)

Организация коррекционно-развивающей работы по профилактике нарушений речи у детей «группы риска» младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения ребенка с ЗПР (подготовительная группа)

Организация образовательной деятельности с дошкольниками по развитию звуковой культуры речи

Организация среды обучения дошкольников с расстройствами аутистического спектра в группе компенсирующей направленности

Воспитание и обучение детей со сложным дефектом в условиях специального образовательного учреждения

Организация социального развития детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного дошкольного учреждения

Организация работы по формированию процесса речевого развития детей раннего дошкольного возраста в условиях совместной с родителями деятельности

Похожие статьи

Организация двигательной активности детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения ребенка с интеллектуальной недостаточностью (младшая группа)

Индивидуально-ориентированный план коррекционно-развивающей работы с ребенком с ЗПР (старшая группа)

Организация коррекционно-развивающей работы по профилактике нарушений речи у детей «группы риска» младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения ребенка с ЗПР (подготовительная группа)

Организация образовательной деятельности с дошкольниками по развитию звуковой культуры речи

Организация среды обучения дошкольников с расстройствами аутистического спектра в группе компенсирующей направленности

Воспитание и обучение детей со сложным дефектом в условиях специального образовательного учреждения

Организация социального развития детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного дошкольного учреждения

Организация работы по формированию процесса речевого развития детей раннего дошкольного возраста в условиях совместной с родителями деятельности