Организация коррекционно-развивающей среды для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (из опыта работы)
Автор: Ожегова Татьяна Васильевна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 20.05.2019
Статья просмотрена: 2399 раз
Библиографическое описание:
Ожегова, Т. В. Организация коррекционно-развивающей среды для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (из опыта работы) / Т. В. Ожегова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/336/15096/ (дата обращения: 16.11.2024).
Проблема организации оптимальной среды для жизни и развития детей с ТМНР на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). В положении о ФГОС выделен раздел III пункт 3.2.2 и пункт 3.4.4 по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это положение распространяется и на детей с ментальными нарушениями.
Что же означает понятие «среда»? Среда — это система пространственно-временных, эмоционально-смысловых отношений. По своему содержанию среда может быть стрессогенной, комфортной, развивающей.
Под коррекционно-развивающей средой следует понимать естественную комфортную обстановку, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами, рационально организованную.
Такая среда способствует эмоционально-личностному развитию ребенка, появлению у него новых способов взаимодействия с миром, расширению возможностей адаптации и появлению гибкого поведения в различных жизненных ситуациях.
Моделируя комфортную и развивающую среду для ребенка с ТМНР необходимо учитывать важные составляющие:
– учет индивидуальных, возрастных, клинико-психологических особенностей;
– удовлетворенность базовых физиологических потребностей;
– размер помещения;
– гибкость зонирования (предлагается отделить игровую зону и зону творчества, наполняемость зон соответствует учету зоны актуального развития слабого ребенка и зоны ближайшего развития самого сильного ребенка);
– оптимальная влажность, чистота и температура воздуха;
– сенсорная насыщенность;
– необходимые предметы и порядок их хранения.
Коррекционно-развивающая среда для детей с ТМНР должна выполнять ряд функций: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную. Но самое главное — она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
При построении коррекционно-развивающей среды для детей с ТМНР учитываются следующие принципы:
– Принцип информативности, подразумевает большой выбор материалов и оборудования, предназначенных для воспитанников во взаимодействии с предметным окружением.
– Принцип вариативности, подразумевает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей.
– Принцип полифункциональности, предусматривает возможность разнообразного использования различных составляющих развивающей среды, например, детской мебели, матов, ширм, мягких модулей, предметов-заменителей.
– Принцип трансформированности среды, тесно связан с ее полифункциональностью — это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.
– Принцип доступности, означает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам и пособиям.
– Принцип здоровьесбережения, включает в себя сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учетом индивидуальных возможностей и способностей.
– Принцип безопасности — это соблюдение техники безопасности, закрепление мебели в соответствие ростовым показателям, соответствие игрового материала возрастным и санитарно-гигиеническим требованиям, соответствие естественного и искусственного освещения требованиям СанПин, отсутствие опасных колющих, режущих предметов.
– Принцип развития, предусматривает, что в среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разновозрастных педагогических задач.
– Принцип природосообразности требует, чтобы ведущим звеном воспитательного взаимодействия выступал ребенок с его конкретными особенностями и уровнем развития.
Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную среду.
Материалы, относящиеся к объектам для исследования в реальном времени, должны включать различные искусственно созданные материалы для сенсорного развития (вкладыши-формы, объекты для сериации и т. п.).
Данная группа материалов должна включать и природные объекты, в процессе действия с которыми дети могут познакомиться с их свойствами и научиться различным способам упорядочивания их (коллекции минералов, плодов семян и растений и т. п.).
Группа образно-символического материала должна быть представлена специальными наглядными пособиями, репрезентующими детям мир вещей и событий.
Традиционные материалы и материалы нового поколения должны подбираться сбалансировано, сообразно педагогической ценности (среда не должна быть архаичной, она должна быть созвучна времени, но и традиционные материалы, показавшие свою развивающую ценность, не должны вытесняться полностью в угоду новому).
При проектировании коррекционно-развивающей среды для детей с ТМНР следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые:
– провоцируют ребенка на агрессивные действия;
– вызывают проявления жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки;
– провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
– вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.
Таким образом, создавая коррекционно-развивающую среду для детей с ТМНР, воспитатель должен руководствоваться психолого-педагогическими требованиями, заложенными в Программе, которые заключаются в том, что материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечить реализацию Программы в совместной партнерской деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
Важно помнить, что предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся.
При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.