Формирование общекультурных компетенций студентов технического вуза на занятиях физической культурой
Авторы: Трошин Сергей Александрович, Машичев Александр Сергеевич, Фомин Илья Игоревич, Панаскин Владимир Вячеславович
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 23.05.2019
Статья просмотрена: 441 раз
Библиографическое описание:
Трошин, С. А. Формирование общекультурных компетенций студентов технического вуза на занятиях физической культурой / С. А. Трошин, А. С. Машичев, И. И. Фомин, В. В. Панаскин. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 28-31. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/336/15109/ (дата обращения: 19.12.2024).
В настоящий момент согласно стандарту ФГОС3+ процесс обучения студентов предполагает получение ими компетенций, которые делятся на общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные (ПК).
Компетенция — комплексная характеристика готовности выпускника принять знания, умения и личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности (рис.1, рис.2).
Рис. 1. Структура компетенций
Рис. 2. Виды компетенций
Общекультурные компетенции включают в себя знания, умения и навыки, которыми обязан обладать каждый человек, получивший высшее образование. Общепрофессиональные компетенции относятся к профилю и направлению специальности обучаемого и необходимы для понимания им предметных связей и особенностей будущей работы. Профессиональные компетенции относятся непосредственно к получаемой специальности, включают в себя комплекс теоретических знаний и практических умений, необходимых для успешной профессиональной деятельности.
Общепрофессиональные и профессиональные компетенции приобретаются в ходе учебных занятий по специальным дисциплинам, а именно на лабораторных и практических занятиях. Приобретение же общекультурных компетенций связано с видами деятельности, не всегда имеющими прямое отношение к специальности студента. Как правило, они приобретаются при изучении дисциплин, являющихся общими для большинства специальностей высшего образования.
Практически во всех образовательных стандартах высшего образования прописаны следующие общекультурные компетенции:
− ОК-8 — Способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности;
− ОК-13 — Готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе;
− ОК-16 — Способностью к интеллектуальному, культурному, нравственному, физическому и профессиональному саморазвитию, стремление к повышению своей квалификации и мастерства.
ОК-8 означает, что выпускник высшего учебного заведения должен:
- Знать:
− основные понятия, критерии и инструменты теории и методики обучения;
− особенности педагогической системы и системного подхода;
- Уметь:
− использовать методы, средства и формы физической культуры для укрепления здоровья, повышения общей и профессиональной работоспособности;
- Владеть:
− системой теоретических знаний, практических умений и навыков развития и совершенствования своих функциональных и двигательных возможностей
Данная компетенция формируется на лекционных и практических занятиях физической культурой.
Во время лекций студенты получают информацию о том, как правильно вести здоровый образ жизни. Они знакомятся с правилами техники безопасности при занятии физической культурой и спортом. На лекциях рассматривается история развития физической культуры и спорта, а также их роль в обществе. Студенты знакомятся с основами физиологии и анатомии человеческого тела, с нормальными показателями организма (частота сердцебиения, объем дыхания, артериальное давление). Кроме того, на лекциях обучаемым рассказывают и объясняют основные принципы выполнения физических упражнений.
Во время практических занятий студенты учатся выполнять физические упражнения, соревнуются в спортивных состязаниях, принимают участие в командных видах спорта, например в спортивных играх.
К примеру физических упражнений, выполняемых на практических занятиях по физической культуре можно отнести:
− бег на короткие и длинные дистанции;
− прыжки в длину;
− приседания;
− отжимания от брусьев и от пола;
− подтягивания;
− челночный бег;
− разминка (наклоны, повороты корпуса, растяжка и прочее).
К спортивным играм, к участию в которых привлекаются студенты, можно отнести:
− волейбол;
− футбол;
− баскетбол.
ОК-16 реализуется за счет:
− повышения мотивации;
− приучения студентов к дисциплинированности и труду;
− повышения воли к победе;
− развитие таких качеств, как умение подчиняться правилам и уважать соперника.
Данные цели могут достигаться, например, при проведении спортивных соревнований и состязаний.
Примерами таких спортивных соревнований могут являться:
− легкоатлетический кросс;
− лыжный кросс;
− спортивные фестивали и игры;
− соревнования по игре в футбол, волейбол, баскетбол;
− и др.
ОК-13 является очень важной компетенцией, поскольку в современном обществе умение взаимодействовать с коллективом и выполнять работу в команде очень важно. Для большинства современных профессий данные навыки являются необходимыми. ОК-13 формируется у студентов за счет выполнения групповых упражнений и участия в командных видах спорта.
В качестве примеров видов учебной деятельности, формирующей ОК-13 на занятиях физической культурой можно привести участие в таких спортивных играх, как футбол, волейбол, баскетбол и др. Вышеописанные цели могут реализовываться и за счет вовлечения студентов в участие в спортивных праздниках и командных соревнованиях.
Помимо формирования общекультурных компетенций занятия физической культурой и спортом несут следующее положительное воздействие на обучаемых:
− позволяют организовать досуг студентов;
− помогают улучшить их здоровье;
− пропагандируют здоровый образ жизни;
− развивают личностные, волевые и морально-нравственные качества;
− помогают бороться с вредными привычками.
Безусловно, занятия физической культурой играют немаловажную роль в подготовке выпускников высшего учебного заведения, а также оказывают положительное влияние на формирование характера обучаемых и состояние их здоровья.
Литература:
- Кузьминская А. В. Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся в рамках модульно-компетентностного подхода в профессиональных образовательных организациях // Молодой ученый. — 2014. — № 16. — С. 349–351. — URL https://moluch.ru/archive/75/12824/ (дата обращения: 26.02.2019).
- Коршунова О. С. Формирование компетенций по физическому воспитанию в вузе с учетом профессиограммы будущих специалистов // Молодой ученый. — 2015. — № 15. — С. 637–640. — URL https://moluch.ru/archive/95/21322/ (дата обращения: 26.02.2019).