Формирование общекультурных компетенций студентов технического вуза на занятиях физической культурой | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Трошин, С. А. Формирование общекультурных компетенций студентов технического вуза на занятиях физической культурой / С. А. Трошин, А. С. Машичев, И. И. Фомин, В. В. Панаскин. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 28-31. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/336/15109/ (дата обращения: 16.11.2024).



В настоящий момент согласно стандарту ФГОС3+ процесс обучения студентов предполагает получение ими компетенций, которые делятся на общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные (ПК).

Компетенция — комплексная характеристика готовности выпускника принять знания, умения и личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности (рис.1, рис.2).

Рис. 1. Структура компетенций

Рис. 2. Виды компетенций

Общекультурные компетенции включают в себя знания, умения и навыки, которыми обязан обладать каждый человек, получивший высшее образование. Общепрофессиональные компетенции относятся к профилю и направлению специальности обучаемого и необходимы для понимания им предметных связей и особенностей будущей работы. Профессиональные компетенции относятся непосредственно к получаемой специальности, включают в себя комплекс теоретических знаний и практических умений, необходимых для успешной профессиональной деятельности.

Общепрофессиональные и профессиональные компетенции приобретаются в ходе учебных занятий по специальным дисциплинам, а именно на лабораторных и практических занятиях. Приобретение же общекультурных компетенций связано с видами деятельности, не всегда имеющими прямое отношение к специальности студента. Как правило, они приобретаются при изучении дисциплин, являющихся общими для большинства специальностей высшего образования.

Практически во всех образовательных стандартах высшего образования прописаны следующие общекультурные компетенции:

− ОК-8 — Способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности;

− ОК-13 — Готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе;

− ОК-16 — Способностью к интеллектуальному, культурному, нравственному, физическому и профессиональному саморазвитию, стремление к повышению своей квалификации и мастерства.

ОК-8 означает, что выпускник высшего учебного заведения должен:

  • Знать:

− основные понятия, критерии и инструменты теории и методики обучения;

− особенности педагогической системы и системного подхода;

  • Уметь:

− использовать методы, средства и формы физической культуры для укрепления здоровья, повышения общей и профессиональной работоспособности;

  • Владеть:

− системой теоретических знаний, практических умений и навыков развития и совершенствования своих функциональных и двигательных возможностей

Данная компетенция формируется на лекционных и практических занятиях физической культурой.

Во время лекций студенты получают информацию о том, как правильно вести здоровый образ жизни. Они знакомятся с правилами техники безопасности при занятии физической культурой и спортом. На лекциях рассматривается история развития физической культуры и спорта, а также их роль в обществе. Студенты знакомятся с основами физиологии и анатомии человеческого тела, с нормальными показателями организма (частота сердцебиения, объем дыхания, артериальное давление). Кроме того, на лекциях обучаемым рассказывают и объясняют основные принципы выполнения физических упражнений.

Во время практических занятий студенты учатся выполнять физические упражнения, соревнуются в спортивных состязаниях, принимают участие в командных видах спорта, например в спортивных играх.

К примеру физических упражнений, выполняемых на практических занятиях по физической культуре можно отнести:

− бег на короткие и длинные дистанции;

− прыжки в длину;

− приседания;

− отжимания от брусьев и от пола;

− подтягивания;

− челночный бег;

− разминка (наклоны, повороты корпуса, растяжка и прочее).

К спортивным играм, к участию в которых привлекаются студенты, можно отнести:

− волейбол;

− футбол;

− баскетбол.

ОК-16 реализуется за счет:

− повышения мотивации;

− приучения студентов к дисциплинированности и труду;

− повышения воли к победе;

− развитие таких качеств, как умение подчиняться правилам и уважать соперника.

Данные цели могут достигаться, например, при проведении спортивных соревнований и состязаний.

Примерами таких спортивных соревнований могут являться:

− легкоатлетический кросс;

− лыжный кросс;

− спортивные фестивали и игры;

− соревнования по игре в футбол, волейбол, баскетбол;

− и др.

ОК-13 является очень важной компетенцией, поскольку в современном обществе умение взаимодействовать с коллективом и выполнять работу в команде очень важно. Для большинства современных профессий данные навыки являются необходимыми. ОК-13 формируется у студентов за счет выполнения групповых упражнений и участия в командных видах спорта.

В качестве примеров видов учебной деятельности, формирующей ОК-13 на занятиях физической культурой можно привести участие в таких спортивных играх, как футбол, волейбол, баскетбол и др. Вышеописанные цели могут реализовываться и за счет вовлечения студентов в участие в спортивных праздниках и командных соревнованиях.

Помимо формирования общекультурных компетенций занятия физической культурой и спортом несут следующее положительное воздействие на обучаемых:

− позволяют организовать досуг студентов;

− помогают улучшить их здоровье;

− пропагандируют здоровый образ жизни;

− развивают личностные, волевые и морально-нравственные качества;

− помогают бороться с вредными привычками.

Безусловно, занятия физической культурой играют немаловажную роль в подготовке выпускников высшего учебного заведения, а также оказывают положительное влияние на формирование характера обучаемых и состояние их здоровья.

Литература:

  1. Кузьминская А. В. Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся в рамках модульно-компетентностного подхода в профессиональных образовательных организациях // Молодой ученый. — 2014. — № 16. — С. 349–351. — URL https://moluch.ru/archive/75/12824/ (дата обращения: 26.02.2019).
  2. Коршунова О. С. Формирование компетенций по физическому воспитанию в вузе с учетом профессиограммы будущих специалистов // Молодой ученый. — 2015. — № 15. — С. 637–640. — URL https://moluch.ru/archive/95/21322/ (дата обращения: 26.02.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, высшее образование, занятие, компетенция, высшее учебное заведение, здоровый образ жизни, игра, командный вид спорта, профессиональная деятельность, студент.

Похожие статьи

Формирование творческих способностей студентов в процессе обучения в техническом вузе

Формирование ключевых образовательных компетенций учащихся на уроках и внеурочной деятельности по физике

Формирование исследовательских компетенций у учащихся в классах с углубленным изучением естественнонаучных дисциплин

Формирование социальной компетентности студентов в процессе физического воспитания в вузе

Формирование информационно-коммуникационной компетенции у студентов учреждений среднего профессионального образования

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках организации внеурочной деятельности

Формирование коммуникативной компетенции учащихся при обучении английскому языку

Формирование творческих способностей у младших школьников на уроках иностранного языка

Развитие профессиональной готовности руководителей общеобразовательных учреждений к управлению инновационной деятельностью школ

Развитие учебно-познавательной компетенции на уроках информатики

Похожие статьи

Формирование творческих способностей студентов в процессе обучения в техническом вузе

Формирование ключевых образовательных компетенций учащихся на уроках и внеурочной деятельности по физике

Формирование исследовательских компетенций у учащихся в классах с углубленным изучением естественнонаучных дисциплин

Формирование социальной компетентности студентов в процессе физического воспитания в вузе

Формирование информационно-коммуникационной компетенции у студентов учреждений среднего профессионального образования

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках организации внеурочной деятельности

Формирование коммуникативной компетенции учащихся при обучении английскому языку

Формирование творческих способностей у младших школьников на уроках иностранного языка

Развитие профессиональной готовности руководителей общеобразовательных учреждений к управлению инновационной деятельностью школ

Развитие учебно-познавательной компетенции на уроках информатики