Методическая разработка «Проектная деятельность в ДОУ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
Автор: Минаева Елена Вениаминовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 04.06.2019
Статья просмотрена: 159 раз
Библиографическое описание:
Минаева, Е. В. Методическая разработка «Проектная деятельность в ДОУ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» / Е. В. Минаева. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/337/15173/ (дата обращения: 16.11.2024).
Современной дошкольной организации в условиях реализации ФГОС ДО требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию у дошкольников.
Дошкольнику необходимо уметь самостоятельно добывать знания. У него должны быть развиты исследовательские и рефлексивные навыки.
Задача педагога — сформировать умения, непосредственно связанные с опытом их применений на практике, т. е. компетенции.
Все это может обеспечить использование в практике детских садов метода проектов, т. к. именно метод проектов позволяет научить дошкольника не пассивно накапливать знания, а овладевать ими, используя различные способы деятельности в условиях доступности информационных ресурсов. Этому способствует личностно-ориентированный подход в воспитании и образовании.
Основываясь на личностно-ориентированном подходе к воспитанию и образованию, метод проектов развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
Основная задача методов проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Проект — это специально организованный взрослыми и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов— система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий — проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Схема реализации проекта по теме: «Космос»
Информационные ресурсы: материалы библиотеки, личные архивы родителей, фотоматериалы, печатные материалы.
Сроки проведения: краткосрочный, 2 недели.
1. Определение темы |
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов |
Целевые наблюдения и экскурсии |
Экскурсии выходного дня с родителями в Планетарий. |
Индивидуальная работа утром и вечером |
Беседы с детьми о космосе; задания родителям. |
||
Прогулка |
Наблюдение за звездным небом (в зимнее время); подвижные игры «Кто быстрее доберется до ракеты»; «Найди метеорит по схеме». |
||
Беседы |
Что мы знаем о космосе. |
||
2. Подготовительный этап |
Постановка методических задач, сроков их реализации |
Разработка плана проекта Работа с родителями |
- дать детям понятие, что такое космос; — познакомить детей с историей изучения человеком космоса; — познакомить детей с историей освоения космоса; — научить детей проводить наблюдения за звездным небом; — научить с помощью старших и самостоятельно добывать информацию, делать выводы и делиться вновь приобретенными знаниями с окружающими; — воспитывать интерес к окружающему миру; — воспитывать бережное отношение к своей планете. — воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну, за успехи и достижения российского народа в освоении космоса. Домашние задания для родителей: — экскурсия в Планетарий; — посещение библиотеки; — сбор информации по предложенной теме; — выставка совместных работ детей и родителей. |
Определение целей проекта |
Работа с детьми постановка проблемных вопросов |
- Что такое космос? — Что такое звездная система? — Сколько планет в нашей звездной системе? — Что такое спутник? — Чем наша планета отличается от остальных планет нашей солнечной системы? |
|
3. Реализация проекта |
Совместная образовательная деятельность |
Социально-коммуникативное развитие Познание Физическое развитие Художественно-эстетическое развитие |
Беседы —что думали древние люди о звездном небе? —мифы и легенды, связанные с созвездиями и желанием человека летать? Чтение ирассматривание иллюстраций: —В. Бороздин «Звездолетчики», «Поехали!», «Что видно из окошка?», «Праздник» (журнал «Дошкольное воспитание» 1982 г. № 12, Б. Левин «Астрономия в картинках», И. Виноградов «Самолет летит», А. Митяев «12 апреля, день космонавтики»,Л. Обухова «Любимец века», В. Драгунский «И мы тоже», Детские энциклопедии. Создание ситуаций: — Интревью корреспандента с космонавтом; —Телемост космонавтов с руководителем полетов;; —Отчет о полете; —Выход в открытый космос. Игры: Дидактические «Найди пару». «Найди созвездие», «Что изменилось?», «Что лишнее?», «Что перепутал художник?», «Узнай по части», «Так бывает или нет?», «Что сначала, что потом?». Сюжетно-ролевые «Строим космический корабль», «Подготовка к полету», «Полет в космос». РЭМП «Сосчитай планеты», «Проведи ракету по плану», «Какая по счету?», геометрические конструкторы («Сфинкс», «Вьетнамская игра» и т. д. Ознакомление с окружающим миром Рассматривание картин, составление рассказов, создание библиотеки (из книг, созданных детьми), создание мини музея, экспериментирование, кроссворды и ребусы, рассказ воспитателя, путешествия по карте звездного неба, знакомство с профессией космонавт, другие профессии, необходимые для подготовки полета; загадки, пословицы, поговорки о космосе. Конструирование, ручной труд: «Строим ракету» (лего, мелкий конструктор, крупный конструктор. «Космодром», ракета из бросового материала; Ракета из бумаги Игры и упражнения для развития ловкости, силы, равновесия при подготовке к полету. Досуги и спортивные праздники. Лепка «Космический корабль», космонавт в скафандре, лунный пейзаж и т. д. Рисование — Космодром —Белка и Стрелка — Космонавт и т. д. Аппликация Музыкальное развитие «Смелый пилот», «Это наша Родина», Музыка Е. Теличеевой «Улетаем на Луну» муз. П. Витлина. |
Презентация проекта |
Праздники, досуги выставки |
Интегрированный досуг «День космонавтики» совместно с родителями. |
Литература:
- Асмолов А. Г. Психология личности, М.: Просвещение, 2009 г.
- Боравлева А. В. Проектный метод — как средство повышения качества образования, Управление ДОУ, 2006 г. № 7
- Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-Синтез, 2008 г.
- Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей. — М.: Айрис-Пресс, 2008 г.
- Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2006 г.