Общение: наука и искусство
Авторы: Кавалерова Татьяна Николаевна, Соболева Татьяна Юрьевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 17.06.2019
Статья просмотрена: 1492 раза
Библиографическое описание:
Кавалерова, Т. Н. Общение: наука и искусство / Т. Н. Кавалерова, Т. Ю. Соболева. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/337/15180/ (дата обращения: 16.11.2024).
Речевой этикет и культура общения очень многогранна. Изучением этой темы занимаются ученые, педагоги, социологи и психологи. В какой бы сфере человек ни трудился, что бы он ни делал, он так или иначе общается с другими людьми. Общение необходимо и в процессе совместной трудовой, общественной деятельности, и в процессе деятельности по созданию и укреплению семьи, по воспитанию детей, в повседневном обиходе. Общение взрослых и детей. Что это такое? Так ли необходимо оно ребенку? В книге «Общение. Наука и искусство» автор рассказывает о биологическом эксперименте, с помощью которого исследователи хотели выяснить, являются ли в животном мире прикосновение, вылизывание, выискивание и т. п. лишь гигиенической нуждой или это и «социальная» потребность животных. В качестве эксперимента были взяты две группы котят. Одну из них сотрудники поглаживали, ласково при этом приговаривая. Эти детеныши выросли в более крупных, устойчивых к заболеваниям животных, нежели те, которых не ласкали. Отсюда вывод: потребность в прикосновении, ласке у животных столь же значима, как и другие жизненно важные потребности. А у человека? Психологи неоднократно наблюдали случаи, когда отсутствие ласки со стороны взрослых вызывало у маленьких детей отставание в развитии и даже тяжелые заболевания. В одном американском детском приюте начали болеть малыши, получавшие полноценный квалифицированный медицинский уход и питание. Врачи не могли установить причины странной болезни, названной ими «госпитализмом». И вдруг, одна из медсестер нашла чудодейственное лекарство. Ослабевшего малыша, отказывавшегося от еды, она привязала к себе на спину так, как это делают африканские матери, и несколько дней носила его на себе. Тем самым маленький больной получил доступ ко всему, что делала медицинская сестра. Он слышал ее голос, чувствовал ее тепло, видел то, что она делает, имел возможность наблюдать окружающий мир. И произошло чудо! Он стал поправляться. Так было сделано немаловажное открытие: ребёнку нужен не просто уход, ему необходимо общение со взрослыми. В литературе можно найти сравнительный анализ исследователей уровня психического развития европейских и африканских детей на первом году жизни. Оказалось, что маленькие африканцы, живущие первый год за спиной у мам и получающие повышенную дозу общения, в этот период жизни опережают европейских детей: они раньше начинают держать голову, сидеть, ползать, стоять и ходить, у них раньше формируется речь. Интересен опыт многодетной мамы, которая, обычно, во время кормления малыша, ласково с ним разговаривала, улыбалась. Но однажды, кормя ребёнка, она взяла в руки книгу и начала читать. Малыш, до того мирно сосавший, вдруг бросил своё занятие и горько заплакал. Потребность в общении оказалась сильнее голода. Над всем этим задумались языковеды и обнаружили, что язык откликнулся на эти потребности и создал систему «словесных поглаживаний». У каждого педагога это своя система. Польский педагог Януш Корчак свою книгу «Как любить детей» начал с вопросов: как? когда? сколько? почему? И сам же ответил: «Не знаю». Потому что, по его мнению, «дать тебе готовые мысли — это поручить другой женщине родить твоё дитя». Каждому, кто работает с детьми, решать самостоятельно, но решать непременно, потому что это медицинский факт: младенцы хуже развиваются, если матери не берут их на руки и не прижимают к груди, а дети постарше болеют.
Говоря о многогранности общения взрослых и детей нельзя не сказать о таких средствах, как мимика и жесты. В книге «Правда о жестах» есть ряд интересных выводов. Оказывается, при разговоре люди придают словам лишь 7 % значимости, интонации-38 %, а мимике и жестам-55 %. Особенно высоко ценится в общении улыбка. Владимир Солоухин писал: «Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: глаза-смотреть, ноги-ходить, рот-поглощать пищу-всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала вы бы её никогда даже и не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Это плохо, если тебе никто не улыбнулся, и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет».
Вся эта система «поглаживаний»: одобрение, улыбка, жесты — одна сторона медали. Ещё Ушинский говорил, что в деле воспитания должны царствовать серьёзность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку: ласковость без притворства доброта без сладости, порядок без педантизма, а главное-постоянная разумная деятельность.
Воспитателям и педагогам необходимо помнить, что вся разумная деятельность и общение с ребёнком строятся на:
- Изучение ребёнка
Понимание его возрастных и индивидуальных особенностей. Способность проникать во внутренний мир ребёнка, замечать малейшие движения души его.
- Уважение личности ребёнка.
Уважение к ребёнку предполагает справедливое отношение, доверие к нему, признание его личности. Недопустимы какие-либо меры воздействия, оскорбляющие личность.
- Педагогический такт.
Это чувство меры по отношению к детям, подход, соответствующий их душевному и физическому состоянию. Нарушение этого принципа приводит к потере взаимопонимания между воспитателями и детьми. Сила воздействия как раз и заключается в том, чтобы, уважая в маленьком желания человеке личность и соблюдая такт (нормы этики), активно влиять на её формирование. Бестактность порождает тяжёлые конфликты и никогда не вызывает желания стать лучше.
- Авторитет.
Создаётся значимостью личных качеств, принципиальной позицией, честностью, трудолюбием. Иногда воспитатели создают нарочитую сухость, искусственно создают дистанцию между собой и детьми, полагая, что таким образом внушают уважение к себе. На самом же деле такой «авторитет расстояния» не есть авторитет. Авторитет подавления. Такой авторитет вреден, внушает детскую ложь и человеческую трусость, и в то же время он воспитывает в ребёнке жестокость.
Это должны знать педагоги, строя свою работу, своё общение с детьми.
Литература:
- Н. И. Формановская «Речевой этикет и культура общения» М.«Высшая школа», 1990г.
- В. Е. Гольдин «Речь и этикет» М.«Просвещение» 2000г.
- В. И. Жуковская «Беседы о воспитании» Минск. 2010г.