Внеклассное чтение как механизм формирования мотивации к изучению иностранного языка | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Внешкольная педагогика

Опубликовано в

V международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Санкт-Петербург, июль 2019)

Дата публикации: 26.06.2019

Статья просмотрена: 240 раз

Библиографическое описание:

Мацак, А. М. Внеклассное чтение как механизм формирования мотивации к изучению иностранного языка / А. М. Мацак. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 36-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/337/15192/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассматривается внеклассное чтение как организация учебной деятельности, включающая в себя основные формы и способы мотивации в образовательном процессе, что предоставляет учителю возможности для поднятия интереса и создания мотива для дальнейшего изучения иностранного языка.

Ключевые слова: французский язык, внеклассное чтение, мотив, мотивация учения, способы мотивации

Mon article traite la lecture à domicile comme une des activités de formation à l’école qui inclut les méthodes différentes pour motiver les élèves au processus éducatif. Les cours de lecture permettent à un professeur d’augmenter l’intérêt pour la leçon de français et de créer la motivation durable pour étudier la langue plus avant.

Мотив это внутренняя побудительная сила, заставляющая человека переходить к действию. В учебной деятельности — это желание, стремление школьников учиться, решать познавательные задачи, проблемы, желание не отставать от сверстников. От мотивов зависит результат, эффективность и качественные особенности протекания учебного процесса, сила поглощенности, увлечение предметом. Мотивированный ребенок- идеальный ученик.

Сегодня каждый учитель решает для себя задачи, связанные с необходимостью поиска путей реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в практической деятельности: при построении урока, организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке, во внеурочной деятельности и при формировании в каждом ученике желания самостоятельного процесса познания в области профессиональных интересов. Организовать деятельность учеников таким образом, чтобы у детей возникло желание и интерес решать проблемы урока. Или иными словами помочь сформировать мотивацию к учению.

Если правильно и творчески спланировать процесс, то мотивированным может быть любой вид деятельности, но как быть с чтением, когда интерес к ”общению” с книгой падает, а абсолютная ценность чтения исчезает.

На мой взгляд, таким ярким стимулом к чтению может стать внеклассное чтение. Оно, по своей форме и содержанию является сильнейшим мотивом для дальнейшего изучения французского языка.

Для понимания специфики мотива и мотивации в учебном процессе, в первую очередь начать необходимо с классификаций и систематизации этих понятий. Сам термин является центральным не только для учебного процесса, но и в психологии, так как любая деятельность и поведение человека обусловлены тем или иным мотивом. Русские и зарубежные психологи Л. И. Божович, А. К. Маркова, Т. А. Ильина, С. Л. Рубинштейн, Дж. Брунер, М. В. Матюхина Дж. Розенфельд работали над классификацией мотивов учения. Сложность изучения этого термина в отсутствии единого принципа классифицирования. Это могут быть мотивы, непосредственно побуждающие, перспективно побуждающие или интеллектуального побуждения, предложенные Т. А. Ильиной. Рассматривая три аспекта мотивации учения, Дж. Розенфельд выделяет: ценностный, целевой и аспект направленности. Систематизация по А. К. Марковой характеризует отношение к самой деятельности. Внешние мотивы — не связанные с деятельностью ученика или социальные,внутренние, связанные с деятельностью ученика или, по-другому, познавательные.

Для реализации целей современной школы в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования необходимо формировать именно внутренние, личностные учебно-познавательные мотивы, направленные непосредственно на содержание учебного материала и деятельности для решения проблемы урока.

Каждый ученик побуждается несколькими мотивами, так как учебная деятельность полимотивирована. Например,при изучении французского языка у школьников могут быть следующие виды внешней мотивации: владение французским языком соответствует моими представлениям об образованном человеке, язык знают мои родители, а я хочу быть как они, изучаю как программный предмет, хочу иметь хорошую отметку, не хочу быть хуже товарищей.

А такжевнутренняя мотивация, к которой можно отнести: изучение второго иностранного языка находится в моем десятке приоритетов на данном жизненном отрезке, изучаю, так как это обязательно пригодится в жизни, в институте, на работе, французский язык может стать предметом гордости, нравится общение в классе на языке, на уроке французского интересно и о других мотивах я не задумываюсь.

Но мотивация всегда проявляет тенденцию к нестабильности, особенно на сравнительно большом промежутке времени. И задача учителя найти подходящие методы и формы работы, чтобы поддерживать мотивацию в процессе изучения иностранному языку.

Чтение как механизм формирования мотивации к изучению иностранного языка.

Чтение является одним из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности учащихся. Именно чтение даёт наибольшие возможности для воспитания и всестороннего развития школьников; чтение формирует оценочно-нравственную позицию человека. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся.

В зависимости от цели чтения учащихся, необходимо научиться использовать разные его виды. Рассмотрим виды чтения, представленные в методической литературе и их возможную роль в формировании мотивации к изучению иностранного языка.

По целевой направленности деятельности, чтение бывает: ознакомительное, просмотровое, изучающее, поисковое.

По форме: про себя, индивидуальное, хоровое, громкое.

По способу раскрытия содержания: аналитическое, синтетическое, переводное, беспереводное.

По характеру организации деятельности: подготовленное, не подготовленное, тренировочное, контрольное.

По месту чтения: домашнее, внеклассное, классное

Домашнее и внеклассное чтение, хотя и являются смежными видами, но все же отвечают разным поставленным целям и предполагают различные дополнительные виды работы учеников. Первое — определяется рабочей программой учителя и служит целям углубленного овладения грамматикой, лексикой и навыками устной речи. На внеклассном чтение используется дополнительная литература, выбранная совместно с учащимися. Уже на этом этапе детям дается свобода выбора литературы, а это значит, нет принуждения, а есть ощущение самостоятельности выбора, которое мотивирует на дальнейшее изучение.

Чтение оригинальной художественной литературы на изучаемом языке способствует развитию устной речи, обогащает словарный запас, знакомит с культурой и литературой страны изучаемого языка, развивает аналитическое мышление. Поэтому уроки внеклассного чтения необходимы в учебном процессе. Эти уроки бесспорно ценны: во-первых, потому, что учащийся соприкасается с современным живым языком, а не условно-учебным; во-вторых, есть возможность высказать свое мнение и дать оценку произведению, героям и ситуациям. Но чтобы чтение было увлекательным и в то же время развивающим речевые навыки, необходимо проводить работу над текстом, как перед чтением отрывка, так и после, чтобы помочь учащимся понять текст и активизировать новые языковые явления. Следовательно, учителю нужно знать различные упражнения по работе с текстами.

Урок внеклассного чтения как необычная форма организации учебной работы включает в себя основные формы и способы мотивации, существующие в образовательном процессе: привлечение учеников к оценочной деятельности, постоянный анализ жизненных ситуаций, личный опыт ученика, чувство юмора, необычная форма обучения, создание проблемной ситуации и т. д. (классификация по Д. Г. Левитесу). Я бы хотела подробней остановиться на каждом из пунктов, используя пример работы с книгой Синяя Птица М. Метерлинка на уроке французского языка.

  1. Создание проблемной ситуации.

При чтении пьесы Синяя Птица, которую по жанровой классификации можно отнести к сказке, написанной для детей, мы понимаем, что французский автор М. Метерлинк на самом деле поднимает вполне взрослые философские вопросы. Такие как, понятие счастье и путь к нему. Пьеса изобилует зашифрованными образами и символами. Поэтому создание проблемной ситуации на таком уроке является естественной почвой для обсуждения и расшифровки этих образов, поступков героев и их взаимоотношений.

  1. Привлечение к оценочной деятельности.

Рефлексия. Очень важный этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции и результаты своей деятельности.

  1. Постоянный анализ жизненных ситуаций.

Чтение уже само по себе предполагает мыслить и рассуждать, то есть анализировать. Тем более, что в данном художественном произведении есть над чем задуматься. Отклик находит и тот факт, что главные герои пьесы — это дети-подростки, проблемы которых могут быть всем понятны и близки. Ученики активно соглашаются или негодуют по поводу поступков основных персонажей, высказывают свою точку зрения и легко делятся своим личным опытом.

  1. Чувство юмора

Эмоции играют большую роль при обучении, а такая учебная деятельность, как внеклассное чтение, в большинстве случаев, осуществляться с подъёмом, сопровождаться положительными эмоциями, не исключает веселых и комичных моментов, доставляет радость.

  1. Отказ от отметок.

Словесная оценка, как поощрительного характера, так и мотивирующая к самопроверке выполненного задания.

  1. Культура общения.

Учитель становится собеседником и наравне с учащимися высказывает своё мнение и доказывает его; внимательно прислушиваясь к мнению учащихся.

  1. Необычная форма обучения.

По форме эти уроки комментированного чтения, уроки-исследования, уроки-открытия. Они носят исследовательский характер, пробуждают пытливую мысль учащихся, и по своей форме отличаются от уроков повседневной школьной программы.

В заключение следует сказать, что внеклассное чтение предоставляет учителю больше возможности для поднятия интереса и создания мотива для дальнейшего изучения иностранного языка, так как урок построен не на объяснительно-иллюстративном методе обучения, а на творческих заданиях поисково-исследовательского характера.

Систематическое проведение уроков внеклассного чтения в основной школе позволяет сохранять у учащихся интерес к читаемому материалу, обеспечивает периодичность чтения про себя. На своих уроках, используя различные формы и приёмы обучения, виды упражнений, я стремлюсь к тому, чтобы чтение из учебной деятельности превратилось в увлекательное занятие, стало естественно-мотивированным, чтобы у учащихся формировалась привычка и потребность к самостоятельному чтению литературы на французском языке в соответствии с их уровнем.

Удачно подобранный текст на таких уроках максимально стимулирует языковую деятельность учащихся, поэтому он должен соответствовать определённым требованиям: он должен нести информацию, должен быть интересен учащимся, должен являться образцом для развития и совершенствования навыков и умений устной и письменной речи, отправной точкой для самостоятельных личностно-ориентированных высказываний.

Кроме того, использование современных технологий на уроках помогает создать благоприятную эмоциональную обстановку, повышает мотивацию обучающихся к изучаемому материалу, углубляет знания, способствует развитию психологических процессов, что в конечном итоге повышает качество знаний обучающихся, заметно повышает мотивацию учащихся благоприятный и продуктивный микроклимат на уроке.

Наконец, чтение не только обеспечивает овладение иностранным языком и открытие другой культуры, оно также является средством самообразования и творческой деятельности. Чтение на иностранном языке выступает для учащихся как ведущее средство самостоятельной образовательной деятельности в данной предметной области, и его успешность формирует мотивацию!

Литература:

  1. Ленская Е. А., Розанова, Е. Д. Чтение как средство обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. — 1981. — № 2.
  2. Маркова А. К., Т. А. Матис, А. Б. Орлов Формирование мотивации учения// Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990.- 192 с.
  3. Мильман В. Э. Метод изучения мотивационной сферы личности / Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. — М., 1990.
  4. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 288 с.
Основные термины (генерируются автоматически): внеклассное чтение, иностранный язык, французский язык, урок, учебная деятельность, чтение, дальнейшее изучение, учебный процесс, проблемная ситуация, способ мотивации.

Похожие статьи

Способы мотивации при обучении иностранным языкам

В статье рассматривается проблема мотивации обучающихся к изучению иностранных языков, описываются эффективные приемы, использующиеся преподавателями. Проанализированы разнообразные формы работы на уроке, способствующие улучшению уровня владения язык...

Применение интерактивных методов обучения как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка

В данной статье описываются способы повышения мотивации к изучению ИЯ у учеников старшего звена, при помощи интерактивных методов обучения. Особое внимание уделяется описанию ключевых особенностей психологического развития учеников. Автор описывает с...

Роль использования игровых технологий на занятиях английского языка

В данной статье описывается процесс влияния игровых технологий на изменение мотивации студентов при изучении иностранного языка. Внедрение игровых технологий в преподавание английского языка способствует повышению интереса учащихся к обучению и форми...

Смешанное обучение русскому языку как иностранному

Эта статья раскрывает преимущества использования «смешанного обучения» в практике преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе. В статье представлен краткий анализ текущего состояния проблемы, рассмотрены причины недостаточного рас...

О проблеме формирования коммуникативной компетенции у студентов языковых вузов при обучении говорению

В статье обсуждаются проблемы, связанные с развитием коммуникативной компетенции у студентов языковых вузов, особенно в отношении навыков говорения. Выделяется такие основные проблемы как: недостаточная практика общения на языке, недостаток внимания ...

Приемы театральной педагогики в обучении общению на английском языке

В статье раскрываются теоретические основания к использованию театральных технологий в образовательном процессе. В ней представлены пути решения актуальной проблемы современной методики обучения устному общению посредством театрализации.

Мотивация учащихся к изучению иностранных языков

В статье рассматриваются особенности мотивации учащихся к изучению иностранных языков, охарактеризованы стимулы, мотивы и потребности. Изложены основные принципы преподавания иностранных языков, мотивирующие учеников.

Виды работы, влияющей на мотивацию к изучению иностранного языка в неязыковом вузе

В статье рассматривается проблема мотивации к изучению иностранного языка в неязыковом вузе, ее истоки и один из путей решения: организация публичных конкурсов с творческой и языковой составляющими.

Нетрадиционные формы урока как один способов повышения эффективности обучения и интереса к английскому языку

В статье автор рассматривает виды нетрадиционных форм уроков, их особенности, значение и влияние на мотивацию и развитие разговорной речи у обучающихся.

Обучение аудированию на уроках английского языка и типология упражнений для развития этого вида речевой деятельности

В статье рассматривается понятие аудирования, взаимосвязь с другими видами речевой деятельности, виды и этапы аудирования, а также приводятся примерные упражнения для развития и совершенствования этого навыка.

Похожие статьи

Способы мотивации при обучении иностранным языкам

В статье рассматривается проблема мотивации обучающихся к изучению иностранных языков, описываются эффективные приемы, использующиеся преподавателями. Проанализированы разнообразные формы работы на уроке, способствующие улучшению уровня владения язык...

Применение интерактивных методов обучения как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка

В данной статье описываются способы повышения мотивации к изучению ИЯ у учеников старшего звена, при помощи интерактивных методов обучения. Особое внимание уделяется описанию ключевых особенностей психологического развития учеников. Автор описывает с...

Роль использования игровых технологий на занятиях английского языка

В данной статье описывается процесс влияния игровых технологий на изменение мотивации студентов при изучении иностранного языка. Внедрение игровых технологий в преподавание английского языка способствует повышению интереса учащихся к обучению и форми...

Смешанное обучение русскому языку как иностранному

Эта статья раскрывает преимущества использования «смешанного обучения» в практике преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе. В статье представлен краткий анализ текущего состояния проблемы, рассмотрены причины недостаточного рас...

О проблеме формирования коммуникативной компетенции у студентов языковых вузов при обучении говорению

В статье обсуждаются проблемы, связанные с развитием коммуникативной компетенции у студентов языковых вузов, особенно в отношении навыков говорения. Выделяется такие основные проблемы как: недостаточная практика общения на языке, недостаток внимания ...

Приемы театральной педагогики в обучении общению на английском языке

В статье раскрываются теоретические основания к использованию театральных технологий в образовательном процессе. В ней представлены пути решения актуальной проблемы современной методики обучения устному общению посредством театрализации.

Мотивация учащихся к изучению иностранных языков

В статье рассматриваются особенности мотивации учащихся к изучению иностранных языков, охарактеризованы стимулы, мотивы и потребности. Изложены основные принципы преподавания иностранных языков, мотивирующие учеников.

Виды работы, влияющей на мотивацию к изучению иностранного языка в неязыковом вузе

В статье рассматривается проблема мотивации к изучению иностранного языка в неязыковом вузе, ее истоки и один из путей решения: организация публичных конкурсов с творческой и языковой составляющими.

Нетрадиционные формы урока как один способов повышения эффективности обучения и интереса к английскому языку

В статье автор рассматривает виды нетрадиционных форм уроков, их особенности, значение и влияние на мотивацию и развитие разговорной речи у обучающихся.

Обучение аудированию на уроках английского языка и типология упражнений для развития этого вида речевой деятельности

В статье рассматривается понятие аудирования, взаимосвязь с другими видами речевой деятельности, виды и этапы аудирования, а также приводятся примерные упражнения для развития и совершенствования этого навыка.