Внеклассное чтение как механизм формирования мотивации к изучению иностранного языка | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Внешкольная педагогика

Опубликовано в

V международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Санкт-Петербург, июль 2019)

Дата публикации: 26.06.2019

Статья просмотрена: 230 раз

Библиографическое описание:

Мацак, А. М. Внеклассное чтение как механизм формирования мотивации к изучению иностранного языка / А. М. Мацак. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 36-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/337/15192/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассматривается внеклассное чтение как организация учебной деятельности, включающая в себя основные формы и способы мотивации в образовательном процессе, что предоставляет учителю возможности для поднятия интереса и создания мотива для дальнейшего изучения иностранного языка.

Ключевые слова: французский язык, внеклассное чтение, мотив, мотивация учения, способы мотивации

Mon article traite la lecture à domicile comme une des activités de formation à l’école qui inclut les méthodes différentes pour motiver les élèves au processus éducatif. Les cours de lecture permettent à un professeur d’augmenter l’intérêt pour la leçon de français et de créer la motivation durable pour étudier la langue plus avant.

Мотив это внутренняя побудительная сила, заставляющая человека переходить к действию. В учебной деятельности — это желание, стремление школьников учиться, решать познавательные задачи, проблемы, желание не отставать от сверстников. От мотивов зависит результат, эффективность и качественные особенности протекания учебного процесса, сила поглощенности, увлечение предметом. Мотивированный ребенок- идеальный ученик.

Сегодня каждый учитель решает для себя задачи, связанные с необходимостью поиска путей реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в практической деятельности: при построении урока, организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке, во внеурочной деятельности и при формировании в каждом ученике желания самостоятельного процесса познания в области профессиональных интересов. Организовать деятельность учеников таким образом, чтобы у детей возникло желание и интерес решать проблемы урока. Или иными словами помочь сформировать мотивацию к учению.

Если правильно и творчески спланировать процесс, то мотивированным может быть любой вид деятельности, но как быть с чтением, когда интерес к ”общению” с книгой падает, а абсолютная ценность чтения исчезает.

На мой взгляд, таким ярким стимулом к чтению может стать внеклассное чтение. Оно, по своей форме и содержанию является сильнейшим мотивом для дальнейшего изучения французского языка.

Для понимания специфики мотива и мотивации в учебном процессе, в первую очередь начать необходимо с классификаций и систематизации этих понятий. Сам термин является центральным не только для учебного процесса, но и в психологии, так как любая деятельность и поведение человека обусловлены тем или иным мотивом. Русские и зарубежные психологи Л. И. Божович, А. К. Маркова, Т. А. Ильина, С. Л. Рубинштейн, Дж. Брунер, М. В. Матюхина Дж. Розенфельд работали над классификацией мотивов учения. Сложность изучения этого термина в отсутствии единого принципа классифицирования. Это могут быть мотивы, непосредственно побуждающие, перспективно побуждающие или интеллектуального побуждения, предложенные Т. А. Ильиной. Рассматривая три аспекта мотивации учения, Дж. Розенфельд выделяет: ценностный, целевой и аспект направленности. Систематизация по А. К. Марковой характеризует отношение к самой деятельности. Внешние мотивы — не связанные с деятельностью ученика или социальные,внутренние, связанные с деятельностью ученика или, по-другому, познавательные.

Для реализации целей современной школы в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования необходимо формировать именно внутренние, личностные учебно-познавательные мотивы, направленные непосредственно на содержание учебного материала и деятельности для решения проблемы урока.

Каждый ученик побуждается несколькими мотивами, так как учебная деятельность полимотивирована. Например,при изучении французского языка у школьников могут быть следующие виды внешней мотивации: владение французским языком соответствует моими представлениям об образованном человеке, язык знают мои родители, а я хочу быть как они, изучаю как программный предмет, хочу иметь хорошую отметку, не хочу быть хуже товарищей.

А такжевнутренняя мотивация, к которой можно отнести: изучение второго иностранного языка находится в моем десятке приоритетов на данном жизненном отрезке, изучаю, так как это обязательно пригодится в жизни, в институте, на работе, французский язык может стать предметом гордости, нравится общение в классе на языке, на уроке французского интересно и о других мотивах я не задумываюсь.

Но мотивация всегда проявляет тенденцию к нестабильности, особенно на сравнительно большом промежутке времени. И задача учителя найти подходящие методы и формы работы, чтобы поддерживать мотивацию в процессе изучения иностранному языку.

Чтение как механизм формирования мотивации к изучению иностранного языка.

Чтение является одним из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности учащихся. Именно чтение даёт наибольшие возможности для воспитания и всестороннего развития школьников; чтение формирует оценочно-нравственную позицию человека. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся.

В зависимости от цели чтения учащихся, необходимо научиться использовать разные его виды. Рассмотрим виды чтения, представленные в методической литературе и их возможную роль в формировании мотивации к изучению иностранного языка.

По целевой направленности деятельности, чтение бывает: ознакомительное, просмотровое, изучающее, поисковое.

По форме: про себя, индивидуальное, хоровое, громкое.

По способу раскрытия содержания: аналитическое, синтетическое, переводное, беспереводное.

По характеру организации деятельности: подготовленное, не подготовленное, тренировочное, контрольное.

По месту чтения: домашнее, внеклассное, классное

Домашнее и внеклассное чтение, хотя и являются смежными видами, но все же отвечают разным поставленным целям и предполагают различные дополнительные виды работы учеников. Первое — определяется рабочей программой учителя и служит целям углубленного овладения грамматикой, лексикой и навыками устной речи. На внеклассном чтение используется дополнительная литература, выбранная совместно с учащимися. Уже на этом этапе детям дается свобода выбора литературы, а это значит, нет принуждения, а есть ощущение самостоятельности выбора, которое мотивирует на дальнейшее изучение.

Чтение оригинальной художественной литературы на изучаемом языке способствует развитию устной речи, обогащает словарный запас, знакомит с культурой и литературой страны изучаемого языка, развивает аналитическое мышление. Поэтому уроки внеклассного чтения необходимы в учебном процессе. Эти уроки бесспорно ценны: во-первых, потому, что учащийся соприкасается с современным живым языком, а не условно-учебным; во-вторых, есть возможность высказать свое мнение и дать оценку произведению, героям и ситуациям. Но чтобы чтение было увлекательным и в то же время развивающим речевые навыки, необходимо проводить работу над текстом, как перед чтением отрывка, так и после, чтобы помочь учащимся понять текст и активизировать новые языковые явления. Следовательно, учителю нужно знать различные упражнения по работе с текстами.

Урок внеклассного чтения как необычная форма организации учебной работы включает в себя основные формы и способы мотивации, существующие в образовательном процессе: привлечение учеников к оценочной деятельности, постоянный анализ жизненных ситуаций, личный опыт ученика, чувство юмора, необычная форма обучения, создание проблемной ситуации и т. д. (классификация по Д. Г. Левитесу). Я бы хотела подробней остановиться на каждом из пунктов, используя пример работы с книгой Синяя Птица М. Метерлинка на уроке французского языка.

  1. Создание проблемной ситуации.

При чтении пьесы Синяя Птица, которую по жанровой классификации можно отнести к сказке, написанной для детей, мы понимаем, что французский автор М. Метерлинк на самом деле поднимает вполне взрослые философские вопросы. Такие как, понятие счастье и путь к нему. Пьеса изобилует зашифрованными образами и символами. Поэтому создание проблемной ситуации на таком уроке является естественной почвой для обсуждения и расшифровки этих образов, поступков героев и их взаимоотношений.

  1. Привлечение к оценочной деятельности.

Рефлексия. Очень важный этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции и результаты своей деятельности.

  1. Постоянный анализ жизненных ситуаций.

Чтение уже само по себе предполагает мыслить и рассуждать, то есть анализировать. Тем более, что в данном художественном произведении есть над чем задуматься. Отклик находит и тот факт, что главные герои пьесы — это дети-подростки, проблемы которых могут быть всем понятны и близки. Ученики активно соглашаются или негодуют по поводу поступков основных персонажей, высказывают свою точку зрения и легко делятся своим личным опытом.

  1. Чувство юмора

Эмоции играют большую роль при обучении, а такая учебная деятельность, как внеклассное чтение, в большинстве случаев, осуществляться с подъёмом, сопровождаться положительными эмоциями, не исключает веселых и комичных моментов, доставляет радость.

  1. Отказ от отметок.

Словесная оценка, как поощрительного характера, так и мотивирующая к самопроверке выполненного задания.

  1. Культура общения.

Учитель становится собеседником и наравне с учащимися высказывает своё мнение и доказывает его; внимательно прислушиваясь к мнению учащихся.

  1. Необычная форма обучения.

По форме эти уроки комментированного чтения, уроки-исследования, уроки-открытия. Они носят исследовательский характер, пробуждают пытливую мысль учащихся, и по своей форме отличаются от уроков повседневной школьной программы.

В заключение следует сказать, что внеклассное чтение предоставляет учителю больше возможности для поднятия интереса и создания мотива для дальнейшего изучения иностранного языка, так как урок построен не на объяснительно-иллюстративном методе обучения, а на творческих заданиях поисково-исследовательского характера.

Систематическое проведение уроков внеклассного чтения в основной школе позволяет сохранять у учащихся интерес к читаемому материалу, обеспечивает периодичность чтения про себя. На своих уроках, используя различные формы и приёмы обучения, виды упражнений, я стремлюсь к тому, чтобы чтение из учебной деятельности превратилось в увлекательное занятие, стало естественно-мотивированным, чтобы у учащихся формировалась привычка и потребность к самостоятельному чтению литературы на французском языке в соответствии с их уровнем.

Удачно подобранный текст на таких уроках максимально стимулирует языковую деятельность учащихся, поэтому он должен соответствовать определённым требованиям: он должен нести информацию, должен быть интересен учащимся, должен являться образцом для развития и совершенствования навыков и умений устной и письменной речи, отправной точкой для самостоятельных личностно-ориентированных высказываний.

Кроме того, использование современных технологий на уроках помогает создать благоприятную эмоциональную обстановку, повышает мотивацию обучающихся к изучаемому материалу, углубляет знания, способствует развитию психологических процессов, что в конечном итоге повышает качество знаний обучающихся, заметно повышает мотивацию учащихся благоприятный и продуктивный микроклимат на уроке.

Наконец, чтение не только обеспечивает овладение иностранным языком и открытие другой культуры, оно также является средством самообразования и творческой деятельности. Чтение на иностранном языке выступает для учащихся как ведущее средство самостоятельной образовательной деятельности в данной предметной области, и его успешность формирует мотивацию!

Литература:

  1. Ленская Е. А., Розанова, Е. Д. Чтение как средство обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. — 1981. — № 2.
  2. Маркова А. К., Т. А. Матис, А. Б. Орлов Формирование мотивации учения// Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990.- 192 с.
  3. Мильман В. Э. Метод изучения мотивационной сферы личности / Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. — М., 1990.
  4. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 288 с.
Основные термины (генерируются автоматически): внеклассное чтение, иностранный язык, французский язык, урок, учебная деятельность, чтение, дальнейшее изучение, учебный процесс, проблемная ситуация, способ мотивации.

Похожие статьи

Применение интерактивных методов обучения как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка

В данной статье описываются способы повышения мотивации к изучению ИЯ у учеников старшего звена, при помощи интерактивных методов обучения. Особое внимание уделяется описанию ключевых особенностей психологического развития учеников. Автор описывает с...

Смешанное обучение русскому языку как иностранному

Эта статья раскрывает преимущества использования «смешанного обучения» в практике преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе. В статье представлен краткий анализ текущего состояния проблемы, рассмотрены причины недостаточного рас...

О проблеме формирования коммуникативной компетенции у студентов языковых вузов при обучении говорению

В статье обсуждаются проблемы, связанные с развитием коммуникативной компетенции у студентов языковых вузов, особенно в отношении навыков говорения. Выделяется такие основные проблемы как: недостаточная практика общения на языке, недостаток внимания ...

Приемы театральной педагогики в обучении общению на английском языке

В статье раскрываются теоретические основания к использованию театральных технологий в образовательном процессе. В ней представлены пути решения актуальной проблемы современной методики обучения устному общению посредством театрализации.

Мотивация учащихся к изучению иностранных языков

В статье рассматриваются особенности мотивации учащихся к изучению иностранных языков, охарактеризованы стимулы, мотивы и потребности. Изложены основные принципы преподавания иностранных языков, мотивирующие учеников.

Виды работы, влияющей на мотивацию к изучению иностранного языка в неязыковом вузе

В статье рассматривается проблема мотивации к изучению иностранного языка в неязыковом вузе, ее истоки и один из путей решения: организация публичных конкурсов с творческой и языковой составляющими.

Нетрадиционные формы урока как один способов повышения эффективности обучения и интереса к английскому языку

В статье автор рассматривает виды нетрадиционных форм уроков, их особенности, значение и влияние на мотивацию и развитие разговорной речи у обучающихся.

Обучение аудированию на уроках английского языка и типология упражнений для развития этого вида речевой деятельности

В статье рассматривается понятие аудирования, взаимосвязь с другими видами речевой деятельности, виды и этапы аудирования, а также приводятся примерные упражнения для развития и совершенствования этого навыка.

Инновационные методы обучения на занятиях по изобразительному искусству

В этой статье рассматриваются некоторые особенности использования инновационных технологий в процессе обучения изобразительному искусству как средство повышения эффективности овладения учащимися знаний и умений в изобразительном искусстве.

Способы обучения устной речи на начальном этапе изучения русского языка как иностранного

В статье описаны основные методические приёмы, которые нацелены на обучение иностранцев устной речи на занятиях по русскому языку как иностранному. Отмечается важность введения в структуру занятия диалогизма, а также опоры на учебные тексты, в том чи...

Похожие статьи

Применение интерактивных методов обучения как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка

В данной статье описываются способы повышения мотивации к изучению ИЯ у учеников старшего звена, при помощи интерактивных методов обучения. Особое внимание уделяется описанию ключевых особенностей психологического развития учеников. Автор описывает с...

Смешанное обучение русскому языку как иностранному

Эта статья раскрывает преимущества использования «смешанного обучения» в практике преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе. В статье представлен краткий анализ текущего состояния проблемы, рассмотрены причины недостаточного рас...

О проблеме формирования коммуникативной компетенции у студентов языковых вузов при обучении говорению

В статье обсуждаются проблемы, связанные с развитием коммуникативной компетенции у студентов языковых вузов, особенно в отношении навыков говорения. Выделяется такие основные проблемы как: недостаточная практика общения на языке, недостаток внимания ...

Приемы театральной педагогики в обучении общению на английском языке

В статье раскрываются теоретические основания к использованию театральных технологий в образовательном процессе. В ней представлены пути решения актуальной проблемы современной методики обучения устному общению посредством театрализации.

Мотивация учащихся к изучению иностранных языков

В статье рассматриваются особенности мотивации учащихся к изучению иностранных языков, охарактеризованы стимулы, мотивы и потребности. Изложены основные принципы преподавания иностранных языков, мотивирующие учеников.

Виды работы, влияющей на мотивацию к изучению иностранного языка в неязыковом вузе

В статье рассматривается проблема мотивации к изучению иностранного языка в неязыковом вузе, ее истоки и один из путей решения: организация публичных конкурсов с творческой и языковой составляющими.

Нетрадиционные формы урока как один способов повышения эффективности обучения и интереса к английскому языку

В статье автор рассматривает виды нетрадиционных форм уроков, их особенности, значение и влияние на мотивацию и развитие разговорной речи у обучающихся.

Обучение аудированию на уроках английского языка и типология упражнений для развития этого вида речевой деятельности

В статье рассматривается понятие аудирования, взаимосвязь с другими видами речевой деятельности, виды и этапы аудирования, а также приводятся примерные упражнения для развития и совершенствования этого навыка.

Инновационные методы обучения на занятиях по изобразительному искусству

В этой статье рассматриваются некоторые особенности использования инновационных технологий в процессе обучения изобразительному искусству как средство повышения эффективности овладения учащимися знаний и умений в изобразительном искусстве.

Способы обучения устной речи на начальном этапе изучения русского языка как иностранного

В статье описаны основные методические приёмы, которые нацелены на обучение иностранцев устной речи на занятиях по русскому языку как иностранному. Отмечается важность введения в структуру занятия диалогизма, а также опоры на учебные тексты, в том чи...