Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях ДОУ средствами работы творческих мастерских | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Комиссарова, Л. В. Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях ДОУ средствами работы творческих мастерских / Л. В. Комиссарова, Ю. А. Касалапова, Е. Г. Демидова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 19-20. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/337/15211/ (дата обращения: 16.10.2024).



Данная статья посвящена вопросу ранней профориентации детей дошкольного возраставусловиях ДОУ. В статье представлен опыт организации проведения «творческих мастерских» в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения.

Ключевые слова: виды профессий, творческие мастерские, детско-родительские отношения, совместная творческая деятельность.

Дошкольный возраст — наиболее благоприятный период для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным видам профессий.

Для детей дошкольного возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы. С целью выстраивания в ДОУ целенаправленной систематической работы по ранней профориентации воспитанников, была создана творческая группа педагогов.

Цель: выстраивание в образовательном учреждении целенаправленной, систематической работы по ранней профессиональной ориентации детей.

Были поставлены задачи:

  1. Расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную значимость).
  2. Формировать представление о видах производственного и обслуживающего труда, о связи результатов деятельности людей различных профессий.
  3. Развивать эмоциональное отношение ребёнка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности.
  4. Развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности.
  5. Продолжать устанавливать партнерские взаимоотношения с семьями воспитанников, укреплять детско-родительские отношения через организацию совместной творческой деятельности.

Работу по ознакомлению воспитанников с профессиями, характерными качествами, которые требует та или иная профессия, мы решили начать в форме «творческих мастерских».

Алгоритм работы«творческих мастерских» определили следующий: выбираем, кто из родителей будет представлять свою профессию; планируем деятельность детей, которая сформирует представления детей о данной профессии (разучивание стихов, песен, дидактические и сюжетные игры и т. д.); определяем совместную творческую деятельность родителя и детей по теме и решаем, как мы можем пополнить развивающую предметно-пространственную среду группы по данной теме. Были организованы и проведены три творческих мастерских по ознакомлению с профессиями родителей: парикмахер, полицейский, врач-офтальмолог.

Сначала мы обратились с просьбой к родителям принести их фотографии на рабочем месте и подготовить с детьми краткий рассказ о своей профессии. Дети с большим интересом рассказывали о профессии своих пап и мам; особую гордость у детей вызывали успехи родителей в их профессии: приносили грамоты, благодарственные письма и даже статьи в газете.

Творческая мастерская «Красивая прическа»

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по теме, сюжетно- ролевая игра «В парикмахерской», чтение «Сказки про парикмахера» З. Полякова, «Сказки про веселого парикмахера и Змея Горыныча» О. Шалимова, дидактические игры: «Что нужно для работы парикмахеру?», «Доскажи словечко».

  1. Мама Маши С. — парикмахер. Она принесла коробку с разнообразными предметами. Делая прическу дочери, она познакомила ребят с инструментами и их предназначением, а также рассказала о действиях, которые выполняют парикмахеры, рассказала о том, как нужно обращаться с клиентом, и какими качествами должен обладать человек данной профессии. Показала фотографии с различными видами причесок.
  2. Дети поиграли в игру «Волшебный микрофон» (передавали микрофон друг другу и называли действия, которые выполняет парикмахер), а также отгадывали загадки об инструментах парикмахера.
  3. Практическая часть: предложили детям стать настоящими парикмахерами и сделать красивую прическу бумажной «модели», подстричь, завить и украсить прическу заколками.
  4. Дети расширили свои знания о труде парикмахера, проявили творческую инициативу, создавая интересные образы, применяя способы моделирования и объемно-плоскостного оформления своих работ.

Творческая мастерская «Моя мама — полицейский»

Предварительная работа: чтение художественной литературы «Дядя Степа — милиционер» «А что у вас?» С.Михалков, «Как неразлучные друзья дорогу переходили» А. Иванова, дидактические игры: «Найди и расскажи» (по картинке), «Исправь ошибку», сюжетно- ролевая игра «На дорогах города».

  1. Мама Артема К. — полицейский, следователь. Она пришла в форме и рассказала ребятам группы о том, какие бывают подразделения полиции, кто за что отвечает, как правильно задерживать преступников. Её рассказ вызывал у ребят большой интерес и много вопросов.
  2. Дети почитали стихи о полиции, поиграли в подвижную игру «Цветные автомобили».
  3. Дальше детям по желанию предложили: нарисовать полицейского и его работу (на выбор акварелью, мелками, фломастерами, карандашами) или закончить пластилиновую картину, где были изображены дом и дорога, а дети должны были придумать и добавить сюжет (машины, светофоры, пешеходов, полицейского, пешеходный переход).
  4. Наши воспитанники познакомились с различными службами полиции, расширили знания о работе следователя, приобрели опыт общения со взрослыми людьми, у ребят совершенствуются художественно- творческие навыки в самостоятельных продуктивных видах деятельности, появился интерес к профессии полицейского.

Творческая мастерская «Кто нас лечит?»

Предварительная работа: чтение«Доктор Айболит» К. Чуковский, «Врач больного полечил» Н. Капустюк, «Где очки» С. Михалков, рассматривание иллюстраций, дидактические игры: «Скажи, что делают этими предметами», «Кто что лечит?», Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «На приеме у врача».

  1. Встреча с врачом- офтальмологом (окулистом). Мама Кати М. рассказала о том, что существует много различных болезней, которые лечат врачи- специалисты (зубы — стоматолог, сердце- кардиолог и т.д.). Врач-офтальмолог лечит заболевания глаз: проверяет зрение по таблицам, прописывает капельки, выписывает очки при необходимости. Напомнили детям правила, которые надо соблюдать, чтобы сохранить зрение.
  2. Дидактические игры: «Я начинаю предложение, а вы заканчиваете», «Подбери предметы нужные для врача — офтальмолога», «Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем».
  3. Практическая часть: воспитанники по желанию выполняли аппликацию или рисовали врача.
  4. Дети познакомились с разными профессиями врача и расширили знания о враче-офтальмологе, у воспитанников формируются навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативности, самостоятельности.

Выводы: творческая атмосфера встреч позволила родителям поделиться своими знаниями, умениями; у детей расширились и систематизировались знания и представления о профессиях, в том числе, и профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей). Оформлен альбом «Профессии наших родителей», разработана и изготовлена дидактическая игра «Куб профессий», проведена квест-игра«Угадай профессию», пополнена развивающая предметно-пространственная среда групп атрибутами для сюжетно-ролевых игр. Укрепились детско-родительские отношения через организацию совместной творческой деятельности.

Литература:

  1. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. — М.: Мозаика–Синтез, 2010.
  2. Шорыгина Т. А. Профессии, какие они? Издательство ГНОМ и Д, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, профессия, совместная творческая деятельность, игра, предварительная работа, дошкольный возраст, знание, практическая часть, развивающая предметно-пространственная среда, рассматривание иллюстраций.

Ключевые слова

детско-родительские отношения, виды профессий, творческие мастерские, совместная творческая деятельность

Похожие статьи

Использование дидактических игр в формировании представлений о животных в младшем дошкольном возрасте

В данной статье рассматриваются понятие «дидактическая игра», обосновывается необходимость использования различных дидактических игр для формирования представлений о домашних животных у детей младшего дошкольного возраста в условии обучения в дошколь...

Повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе проведения квест-игры

Данная статья посвящена вопросу повышения профессионального мастерства педагогов в процессе освоения современной образовательной технологии –квест-игры. В статье представлен опыт организации проведения квест-игры в образовательный процесс дошкольного...

Планирование и педагогическое сопровождение физического развития дошкольников в рамках реализации событийного подхода в ДОО

В статье частично раскрыта проблема планирования и осуществления педагогической поддержки физического развития дошкольников в процессе реализации событийного подхода. Предложены практические рекомендации для педагогов по вопросу планирования физкульт...

Организация методической работы в общеобразовательном учреждении с применением информационно-коммуникационных технологий

Статья посвящена организации управления методической работы в общеобразовательном учреждении, используя информационно-коммуникационные технологии. Автором сформулированы цели и задачи методической работы, выделены её направления. В данной статье осве...

Инновационные технологии работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлен опыт коррекционной работы по взаимодействию с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ и детей инвалидов в рамках функционирования консультационного центра на базе дошкольной организации. Авторами статьи представлена од...

Разработка индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся: алгоритм создания на примере МАДОУ № 20 «Детский сад комбинированного вида»

Современные стандарты обучения, в том числе и дошкольного, требуют индивидуального подхода ко всем участникам образовательного процесса. Данная статья описывает алгоритм создания индивидуальных маршрутов для обучающихся в дошкольном учреждении.

Формирование у детей раннего возраста первичных представлений о профессиях взрослых в детском саду через дидактические игры

Сформированные в раннем возрасте представления о профессиях взрослых играют важную роль в будущем профессиональном становлении ребенка. В статье рассматривается методика формирования первичных представлений о профессиях у детей 2х-3х лет в детском са...

«Музей в чемодане»: как заинтересовать современного школьника

Статья посвящена новой образовательной практике — организации в образовательной организации постоянно действующего «Музея в чемодане» со сменными экспозициями, собираемыми и презентуемыми учащимися разных возрастов в ходе проектно-исследовательской д...

Досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала старших дошкольников

Автор статьи рассказывает о многолетнем опыте работы с детьми дошкольного возраста, о сензитивном периоде становления творческих способностей ребенка. В статье раскрываются традиционные и нетрадиционные формы работы с семьей в данном направлении, и в...

Нравственное воспитание младших школьников посредством воспитывающих игр во внеклассной работе

В статье обоснована актуальность проблемы нравственного воспитания младших школьников посредством воспитывающих игр во внеклассной работе. Авторами выделены теоретические основы проблемы нравственного воспитания, представлен анализ психологической и ...

Похожие статьи

Использование дидактических игр в формировании представлений о животных в младшем дошкольном возрасте

В данной статье рассматриваются понятие «дидактическая игра», обосновывается необходимость использования различных дидактических игр для формирования представлений о домашних животных у детей младшего дошкольного возраста в условии обучения в дошколь...

Повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе проведения квест-игры

Данная статья посвящена вопросу повышения профессионального мастерства педагогов в процессе освоения современной образовательной технологии –квест-игры. В статье представлен опыт организации проведения квест-игры в образовательный процесс дошкольного...

Планирование и педагогическое сопровождение физического развития дошкольников в рамках реализации событийного подхода в ДОО

В статье частично раскрыта проблема планирования и осуществления педагогической поддержки физического развития дошкольников в процессе реализации событийного подхода. Предложены практические рекомендации для педагогов по вопросу планирования физкульт...

Организация методической работы в общеобразовательном учреждении с применением информационно-коммуникационных технологий

Статья посвящена организации управления методической работы в общеобразовательном учреждении, используя информационно-коммуникационные технологии. Автором сформулированы цели и задачи методической работы, выделены её направления. В данной статье осве...

Инновационные технологии работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлен опыт коррекционной работы по взаимодействию с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ и детей инвалидов в рамках функционирования консультационного центра на базе дошкольной организации. Авторами статьи представлена од...

Разработка индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся: алгоритм создания на примере МАДОУ № 20 «Детский сад комбинированного вида»

Современные стандарты обучения, в том числе и дошкольного, требуют индивидуального подхода ко всем участникам образовательного процесса. Данная статья описывает алгоритм создания индивидуальных маршрутов для обучающихся в дошкольном учреждении.

Формирование у детей раннего возраста первичных представлений о профессиях взрослых в детском саду через дидактические игры

Сформированные в раннем возрасте представления о профессиях взрослых играют важную роль в будущем профессиональном становлении ребенка. В статье рассматривается методика формирования первичных представлений о профессиях у детей 2х-3х лет в детском са...

«Музей в чемодане»: как заинтересовать современного школьника

Статья посвящена новой образовательной практике — организации в образовательной организации постоянно действующего «Музея в чемодане» со сменными экспозициями, собираемыми и презентуемыми учащимися разных возрастов в ходе проектно-исследовательской д...

Досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала старших дошкольников

Автор статьи рассказывает о многолетнем опыте работы с детьми дошкольного возраста, о сензитивном периоде становления творческих способностей ребенка. В статье раскрываются традиционные и нетрадиционные формы работы с семьей в данном направлении, и в...

Нравственное воспитание младших школьников посредством воспитывающих игр во внеклассной работе

В статье обоснована актуальность проблемы нравственного воспитания младших школьников посредством воспитывающих игр во внеклассной работе. Авторами выделены теоретические основы проблемы нравственного воспитания, представлен анализ психологической и ...