Пути решения проблем патриотического воспитания в проектной деятельности в начальных классах
Автор: Башмакова Светлана Николаевна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 01.07.2019
Статья просмотрена: 345 раз
Библиографическое описание:
Башмакова, С. Н. Пути решения проблем патриотического воспитания в проектной деятельности в начальных классах / С. Н. Башмакова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/337/15214/ (дата обращения: 16.11.2024).
Идейное богатство коллектива, богатство устремлений, отношений, взаимных оценок и требований — всё это тончайшими корешками питает эмоциональную чувствительность коллектива. И чем она глубже, тем сильнее он выступает как орудие влияния на личность, тем меньше опасность равнодушия, бессердечности, «эмоциональной толстокожести» отдельных учеников.
В. А. Сухомлинский
Д. Дьюи предложил использовать метод проектов, предусматривающий поэтапную последовательность в организации воспитания и развития детей: от выявления возможностей и прошлого опыта — к современному планированию и реализации намеченного.
Изучив разнообразные методы работы, можно сделать вывод, что введение проектной деятельности в работу с школьниками является одним из средств активизации познавательного и творческого развития ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой призвана организация проектной деятельности.
С точки зрения А. Б. Воронцова, В. М. Заславского, С. В. Егоркиной и др. полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы работы из основной школы в начальную школу, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и, как правило, вредно. Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников могут стать проектные задачи.
Ведущая педагогическая идея.
Метод учебного проекта — один из путей формирования: готовности к целеполаганию; готовности к оценке; готовности к действию; готовности к рефлексии; готовность к самовоспитанию и самообразованию.
Цель: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Задачи: изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме; исследовать актуальность проблемы; выявить наиболее продуктивную технологию для достижения поставленной цели; изучить теоретические основы новой технологии; выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов; ознакомить учащихся с проектной деятельностью, через разработку коллективных учебных проектов во внеклассной работе; исследовать результативность применения метода проектов, через внеклассную деятельность; использовать метод проектов в классно-урочной деятельности.
Предполагаемые результаты: расширение кругозора учащихся в интересующих их областях знаний; умение находить источники информации; извлекать информацию, относящуюся к теме; умение планировать работу над проектами; умение сотрудничать друг с другом при выполнении проектов; доводить начатое дело до конца.
Участники проекта: учитель, учащиеся и родители.
Технология опыта.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.
Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.
Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.
Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале — доступные творческие задания, а уже в 3–4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.
Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы, презентации.
В УМК «Школа России» все проекты по предметам представлены в учебном пособии. Проекты представлены на специальных разворотах, которые есть в каждом учебнике, после большого раздела. Дети сами определяются с темой, формой выполнения проекта или предлагают свою тему. Источники информации: книги, энциклопедии, фильмы, экскурсии, беседа со взрослыми…
В 1 классе учим выбирать тему проекта, определять, как ребёнок будет работать индивидуально или в группе. Вначале первоклассник способен работать только индивидуально, но постепенно формируются навыки работы в группе. Часто работая в группе, дети не могут договориться, прийти к единому мнению, и такая группа распадается. И вот тут задача учителя — научить детей искусству общения, понимания, взаимодействия. Надо научить детей работать с книгами в школьной библиотеке, искать нужную информацию. На помощь приходят совместные занятия с библиотекарем. Важно помочь детям оформить проекты и их защитить, здесь используется индивидуальная работа с учащимися.
Для эффективности достижения указанных результатов предусмотрено выполнение школьниками учебных проектов в курсе «Окружающий мир»: «Родной город», «Города России», «Кто нас защищает», и др.
Систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста можно организовать по принципу «от простого к сложному». Она состоит из следующих тематических блоков: «Моя семья. Мой дом», «Моя малая родина», «Мой родной край», «Родная страна», «Наша Армия».
Составлены и реализованы проекты, относящиеся к государственно-гражданским и международным праздникам: «День Победы», «День защитника Отечества», «День освобождения Гжатска», «День освобождения Смоленщины», «День Российского флага и герба», и др.
Организация проектной деятельности происходит с учетом возрастных возможностей школьников, их психических и индивидуальных особенностей, так с детьми 1 класса проекты носят краткосрочный характер. Например, в блоке «День Победы», происходила реализация таких проектов, как «Памятные места деревни Ашково Гагаринского района Смоленской области», где активное участие принимали родители школьников, составляя проект мероприятий. Во 2 классе проекты были исследовательскими и носили уже долгосрочный характер, при реализации которых дети совместно с педагогами и родителями собирали исторические факты и события.
В классе создали предметно-развивающую среду патриотической направленности: создание стенгазеты «И пусть поколения знают, и пусть поколения скорбят…»; подобрали дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России» и др.; оформили проекты: «Моя малая родина», «Памятные места Гагаринского района», «Москва и ее достопримечательности», «Государственная символика России», «Кто нас защищает»; оформили сюжетно-ролевые игры «Армия», «Моряки» и др.; подобрали методическую, художественную литературу, через которую дети усовершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др.
По завершении темы «Наша безопасность» по Окружающему миру в 3 классе детям предлагается проект по патриотическому воспитанию «Кто нас защищает». Обучающимся предлагается больше узнать о нашей армии! Какие виды и рода войск есть сегодня в Вооружённых Силах России? Какие воинские звания носят наши военнослужащие и как это узнать по их погонам? Чем замечательны военные корабли и самолёты России? Каждый из этих и ещё многих других вопросов может стать темой исследования третьеклассников.
В учебнике обучающимся предлагается выбор в направлении проекта. Дети, при обсуждении в группе выбрали тему Великой Отечественной войны и приступили к этапу осуществления деятельности проекта.
На этапе обработки и оформления результата проекта определялись способы обработки полученных данных. Ребята представили свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задачи этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представили в виде творческой работы.
На этапе рефлексии оформленные результаты представлялись остальным участникам проекта в виде доклада. Участники обсуждали и анализировали полученную информацию, делились мнениями, задавали докладчику вопросы. По завершении темы «Слово в языке и речи» по «Русскому языку» в 3 классе обучающимся предлагается проект «Рассказ о слове». Дети подбирают из разных источников информацию о слове и его окружении; составляют словарную статью о слове; участвуют в её презентации. Тематика слов зависит от выбора обучающихся, но можно определить и направление, например патриотическое.
Метод проектов как один из методов обучения младших школьников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность обучающихся. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста.
Использование проектного метода в системе нравственно-патриотического воспитания считаю наиболее приемлемым, так как он позволяет сочетать интересы всех участников проекта: педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем; родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе нравственно- патриотического воспитания детей; дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.
Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических качеств у младших школьников является действенным и эффективным.
Литература:
1. Рабочие программы «Школа России» 1–4 классы. Пособия для учителей общеобразовательных учреждений. — М., Просвещение, 2014.
2. Проектные задачи в начальной школе/Воронцова А. Б., Заславский В. М., Енжевская М. В. и др. — М.: Просвещение, 2011.