Развитие музыкального слуха у детей младшего школьного возраста с помощью релятивной системы
Автор: Бреус Татьяна Владимировна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 03.07.2019
Статья просмотрена: 1323 раза
Библиографическое описание:
Бреус, Т. В. Развитие музыкального слуха у детей младшего школьного возраста с помощью релятивной системы / Т. В. Бреус. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/337/15218/ (дата обращения: 16.11.2024).
В последние 15 лет все больше внимания уделяется дошкольному воспитанию и раннему образованию детей. Открываются центры раннего развития, детские клубы, подготовительные классы при музыкальных школах и хоровых студиях. Психологами давно установлено, что возраст от 3 до 7 лет — самый благоприятный для интенсивного, творческого развития ребенка. Никто уже не спорит, что учить грамоте и счету нужно до школы, но, к сожалению, еще много тех, кто сомневаются в необходимости и раннего музыкального образования, хотя еще В. А. Сухомлинский говорил: «Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие». [1, c. 39] Рассматривая музыкальное воспитание как сложную художественную деятельность, нужно подчеркнуть, что оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности. Одна из таких форм — исполнительская деятельность, которая может осуществляться в самых различных видах (игра на музыкальных инструментах, участие в оркестре, сольное, ансамблевое и хоровое пение). В чем состоят преимущества хорового пения?
Во-первых, хоровое пение — наиболее доступный вид музыкального исполнительства. Эта доступность обусловливается тем, что голосовой аппарат — «инструмент» данный каждому человеку от рождения и совершенствуется вместе с его ростом и развитием. Во — вторых, хоровая музыка тесно связана со словом, что создает базу для более конкретного понимания содержания музыкальных произведений. Содержание ее раскрывается и через слово, поэтический текст, и через музыкальную интонацию, мелодию. А потому идейно-эмоциональная сущность содержания хоровой музыки как бы «удваивается». Эта особенность очень важна для музыкального воспитания детей, которым свойственна конкретность мышления, образность представлений.
Первое и важнейшее качество хорового пения — «чистый строй». Выработка у певцов всего хора чистоты интонирования — верного и выразительного исполнения мелодии является первой и основной задачей каждого дирижера. Успешное решение этой задачи напрямую зависит от воспитания музыкального слуха. Музыкальный слух — одна из главных составляющих в системе музыкальных способностей, недостаточная развитость которой делает невозможными занятия музыкальной деятельностью как таковой. В широком смысле под музыкальным слухом следует понимать способность воспринимать, представлять и эмоционально переживать содержание музыкального произведения во всех его аспектах: звуковысотных, ритмических, тембровых, динамических. В узком смысле в основе музыкального слуха лежит ощущение музыкальной высоты, возникающей в результате соотношений между различными звуковыми линиями в их развитии. Различают следующие виды музыкального слуха -абсолютный, относительный, мелодический, гармонический, внутренний. Поскольку звуковысотное движение является основным «носителем смысла» в музыке, ведущую роль в ее восприятии и воcпроизведении играет именно звуковысотный слух, т.е мелодический, без которого «невозможно никакое осмысленное восприятие музыки, тем более никакое музыкальное — действование» [2, c. 93].
Несмотря на то, что в детских садах накоплен определенный положительный опыт по развитию музыкальных способностей, у подавляющего большинства выпускников не развит музыкальный слух. Неразвитость музыкального слуха, неумение «чисто», мелодически правильно спеть ту или иную песню, впоследствии создает различные комплексы у детей. Попав в категорию тех, кому якобы «медведь на ухо наступил», ребенок либо замолкает вообще, либо начинает петь громче других, вызывая недовольство окружающих. А между тем именно хоровое пение способствует развитию голосовых данных, совершенствует музыкальный слух, формирует эмоциональную отзывчивость на музыку.
Развитие мелодического слуха оказывает решающее влияние на чистоту интонирования хористов в хоровом коллективе. В основе мелодического слуха лежит ладовое чувство, представляющее собой способность различать ладовые функции звуков мелодии. Что такое лад? Лад — это организованные в определенную систему звуки различной высоты, из которых одни воспринимаются как устойчивые, образующие опорный центр лада, другие — как неустойчивые, тяготеющие к ладовому центру. Без такой ладовой настройки музыка, как художественное целое, не воспринимается и представляется нашему сознанию как случайный набор звуков. Ладовость — есть наиболее специфическое свойство музыкальной интонации, которая благодаря этому приобретает членораздельность, отличающую ее от интонации речевой. Осознание лада во всех его проявлениях — одна из главных практических задач при воспитании и развитии музыкального слуха, особенно на первом этапе обучения. На сегодняшний день известны две основных системы освоения лада. Это система относительной сольмизации, историческое становление которой охватывает тысячи лет, и абсолютная, которой менее трехсот лет. Обе эти системы преследуют одну и ту же цель: развитие ладового слуха, и ставят перед собой следующие задачи:
1) выработка у певцов чистого и выразительного интонирования;
2) развитие вокально-слуховых, ладогармонических ощущений и навыков при пении;
3) развитие внутреннего слуха;
4) развитие и выработка музыкально-теоретических знаний и навыков.
Какой же системе отдать предпочтение в работе с обучающимися?
Наша хоровая студия «Созвучие» (МБОУ г. Мурманска «СОШ № 42 им. Е. В Шовского») использует и относительную систему (релятивную), и абсолютную. Первой ступенью студии является подготовительный класс. Это хоровые группы детей 6–7 летнего возраста. Конечно, при наборе в хор проходит прослушивание обучающихся, проверяется музыкальный слух, память, ритм, но все же главным критерием отбора становится желание научиться петь. У большинства детей музыкальные способности оказываются ниже средних. Ни один звук, ни одну мелодию даже поступенную с поддержкой инструмента, чисто спеть не могут, несмотря на то, что слышат и осознают что «не попадают на звук». В таких условиях возникла необходимость выбора такой системы развития музыкального слуха, которая позволила бы в короткий срок восстановить ориентацию между слухом и голосом. Как впоследствии показала практика, относительная система сольмизации с успехом справилась с такой задачей. За год обучения у всех хористов восстановилась ориентация между слухом и голосом, все научились «сливаться в унисон», а также петь a cappella несложные вокальные попевки.
Что же представляет собой относительная система сольмизации? В чем ее плюсы? Как ее использовать в работе?
В абсолютной системе слоговые названия звуков — до, ре, ми, фа и т. д. соответствуют их абсолютному звучанию, в относительной, или как ее еще называют релятивной, точное слоговое обозначение ступеней лада — до, ре, ми, фа и т. д. заменяется на относительное: I ступень — Е, II ступень — ЛЕ, III ступень — ВИ, IV ступень — ТА, V ступень — ЗО, VI ступень — РА, VII ступень — ТИ. Кроме того, каждая ступень лада получает еще и мануальный знак, то есть условное изображение рукой в пространстве. Названия слогов были предложены профессором Эстонской консерватории Хейно Кальюстэ. Мануальные знаки были разработаны Сарой Гловер (1785–1867) и Джоном Кервеном (1816–1880), впоследствии они оказали влияние на венгерскую систему Золтана Кодая (1882–1967). Ручные знаки выражают характер ступеней: наиболее устойчива I ступень, поэтому кисть руки сжата в кулак, наиболее спокойна III ступень — ладонь руки смотрит вниз, V ступень — открытая ладонь обращена к преподавателю. Неустойчивые ступени изображаются ручными знаками, фиксирующими внимание на направлении их тяготений: II ступень -рука с открытой ладонью под углом 45 градусов к полу, IV ступень — рука сжата в кулак, а указательный палец направлен вниз, VI ступень — кисть руки расслаблена и пальцы свободно свисают вниз, и наконец VII ступень — рука сжата в кулак, а указательный палец направлен вверх. Зрительное изображение ступеней лада фиксируется также «лесенкой», что помогает детям быстрее усвоить соотношение ступеней лада. Таким образом, объединяются три важных компонента в развитии музыкального слуха: зрительный, слуховой, двигательный. Начинает действовать принцип: «слышу, вижу, воспроизвожу».
Ученые-физиологи и музыкальные педагоги — практики на основе учения И. Павлова о высшей нервной деятельности и условных рефлексах пришли к выводу, что процесс обучения чистому пению должен происходить «по системе образования комплексной связи слухового, зрительного и двигательного анализаторов с кинестезическими клетками коры головного мозга». [3, c. 28] В процессе овладения навыками пения с помощью относительной системы сольмизации вырабатываются соответствующие интонационно — вокальные рефлексы, которые на основе единства и взаимоотношений слуха, и работы голосового аппарата обеспечивают чистое пение хорового коллектива. Относительная система учитывает и специфику обучения детей, особенно младшего школьного возраста. Одно из основных свойств детской психики — стремление постигать мир через активное действие. Если с первых шагов обучения опираться на действия ученика, его знания будут прочными и продуктивными, так как такие действия развивают не только память, но мышление и умения. Именно поэтому параметрами, по которым следует оценивать степень усвоения знаний, должны стать различные виды действий, а не их словесные формулировки. Относительная система сольмизации строит все виды работ на действии: пой попевку и показывай ручные знаки, покажи мелодию попевки по «лесенке», «дирижируй хором», показывая ручные знаки, сочини «ответ» в песне используя «лесенку» или ручные знаки. Все эти операции доступны детям, все они выполняются с интересом и легко осмысливаются.
Хорошо известно, что дети любят делать открытия сами. Готовые истины им, попросту говоря, не интересны, они охотнее ищут и находят, нежели затверживают и выучивают. Относительная система предоставляет им такую возможность: лад берется не как готовое явление, а создается самими учащимися из типичных народных и детских интонаций, попевок, прибауток. Происходит постепенное, «пошаговое» знакомство с сочетаниями отдельных ступеней лада, постепенно соединяющихся в определенные обороты, «интонационные модели». Они закрепляются в попевках, в небольших песнях, собственных сочинениях и слуховом анализе. К достоинствам относительной системы можно также отнести следующее:
1) первый этап развития музыкального слуха учащихся не ограничен до мажором, а протекает в любой тональности, удобной для пения;
2) отсутствуют трудности, связанные с чтением нотного текста в многозначных тональностях, так как нет абсолютного названия нот;
3) последовательное освоение ступеней, ладовых закономерностей дает возможность постепенного расширения диапазона детского голоса, возможность индивидуальной работы с «гудошниками».
Несомненно, что принцип воспитания чувства лада, а через него и музыкального слуха, не на механическом пропевании гаммы или ее отдельных ступеней, а на разучивании выразительных народных попевок очень удобен для начального этапа обучения, то есть для детей 7 лет. Обучающиеся сразу включаются в работу над чистотой интонации и делают это осознанно — что очень важно в развитии музыкального слуха.
Фундаментальным средством познания мира для детей является игра. Относительная система не мешает использовать этот методический прием в музыкальном воспитании детей, наоборот, ручные знаки сопровождают каждую игровую ситуацию и на релятивной основе возникают новые виды игр, которые были бы невозможны при абсолютной системе обучения. Например, роли «дирижера», «композитора», и т. д. Показывая ручные знаки, «управляя» хором, в этой ситуации дети очень требовательны друг к другу, они весьма ревниво следят за исполнением своих указаний и стараются допустить как можно меньше собственных промахов. Ролевая установка предусмотрена и в игре «Живые нотки». Дети делятся на группы, музыкальные ступени, «ноты». Каждая «нота» поет только свою ступень, показывая ее ручными знаками. «Дирижер» (один из детей) руководит «нотами», от него зависит в какой очередности будут они звучать. В такой игре развивается навык пения «про себя» — чрезвычайно важный навык в развитии музыкального слуха, так называемый «внутренний слух». Без его функционирования невозможна никакая активная хоровая работа. Хорошо развитый внутренний слух особенно ярко проявляется в чтении нот с листа, во вступлении на любую ступень лада или аккорда без предварительного пропевания. Его тренировка, его укрепление имеет большое значение в общей проблеме воспитания музыкального слуха.
И в заключение хочется отметить, что природа одарила всех по –разному, но научно доказано, что любой ребенок, не имеющий физических дефектов слуха или голоса, может научиться правильно, «чисто» интонировать мелодию. Но решить проблемы музыкального слуха и его координации с голосом необходимо еще в дошкольном возрасте. И большую помощь в этом педагогам — музыкантам оказывает использование системы относительной сольмизации. Включение в музыкальный слух зрительных, мышечно-осязательных, игровых и певческих ощущений, представлений и навыков придает ему дополнительные возможности для наилучшего функционирования, обогащает музыкальную память и воображение, делает слух непосредственным орудием исполнительского творчества.
Литература:
- В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям» Минск,1982, с.39
- Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей Изд-во «Наука»,2003,-с. 93
- Яковлев А. «Физиологические закономерности певческой атаки» Л.: Музыка, 1971, -с.28