Поддержка детской инициативы как одно из направлений работы педагога ДОО
Автор: Кричевцова Екатерина Игоревна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 20.07.2019
Статья просмотрена: 1806 раз
Библиографическое описание:
Кричевцова, Е. И. Поддержка детской инициативы как одно из направлений работы педагога ДОО / Е. И. Кричевцова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/341/15239/ (дата обращения: 16.11.2024).
Статья посвящена актуальной теме поддержки инициативности детей дошкольного возраста. На современном этапе развития педагогической мысли особое внимание уделено данному вопросу. Автор анализирует предпосылки возникновения данного явления, понятие «инициативность», ее признаки, компоненты и условия поддержки детской инициативности.
Ключевые слова: инициатива, инициативность, субъектность, психолого-педагогические условия, темперамент, технология поддержки детской инициативы.
Вызовы XXI века, такие как высокая скорость совершенствования технологий, большое количество разнообразной информации в открытом доступе и быстрое ее устаревание, волатильность и неточная прогнозируемость современного мира, неопределенность рынка профессий, требуют от педагогов пересмотра педагогической парадигмы. Мы должны заложить внутренний стержень, который обеспечит ребенку устойчивость сегодня, завтра, годы спустя. Среди ведущих компетенций, определяющих успешность и результативность личности, современные психологи называют самостоятельность, способность к адаптации, критическое и творческое мышление, коммуникация, умение работать в команде, самообучаемость, нестандартный подход к решению трудных задач. При этом базисом для развития этих качеств может стать инициативность, являющаяся, на взгляд автора, врожденным качеством личности. Инициативность — тот механизм, который обеспечивает прогресс как отдельной личности, так и человечества в целом.
В работах ученых существуют различные подходы к трактовке понятия «инициативность». В рамках системного подхода инициативность понимается как система компонентов, обеспечивающих процесс инициации (В. В. Алексеева, А. С. Жарикова, А. И. Крупнов, Я. Линь и др.). Согласно личностному подходу инициативность рассматривается как личностное качество, обеспечивающее способность, предрасположенность к инициативным действиям (Е. Н. Бичерова, Т. С. Борисова, Л. В. Даровских и др.). ряд ученых (А. М. Лесин, М. И. Лисина, С. И. Слободчикова и др.) в рамках деятельностного подхода трактуют понятия инициативность как проявление активности личности, которая позволяет менять человеку окружающую его действительность согласно своим интересам, взглядам, целям и потребностям. На наш взгляд, именно деятельностный подход при определении инициативности детей дошкольного возраста наиболее полно раскрывает особенности ее проявления. Ведь проявлять инициативу для дошкольника означает самостоятельно обнаружить, что что-то не устраивает в конкретной ситуации, поставить цель как это исправить, спланировать свою деятельность, начать действовать, мотивируя себя на результат, проявляя при этом произвольность, волевые усилия, коммуникативные способности и умение довести дело до завершения.
Таким образом, инициативность детей старшего дошкольного возраста определяется нами как самостоятельность в принятии решения, целеполагании, планировании и организации собственной деятельности. В этом смысле «инициативность» близка понятию «субъектность», которое Л. С. Выготский определял как порождение человеком формы своего поведения [4, стр.9].
В ходе анализа научной литературы выявлены компоненты инициативности, к которым целесообразно отнести заинтересованность, креативность, планирование, коммуникабельность, волю, произвольность поведения, адекватную самооценку (таблица 1).
Таблица 1
Компоненты инициативности иих проявление вдеятельности дошкольника
Компонент |
Показатели |
Заинтересованность |
Способность оценить обстановку, осознать неудовлетворенность и потребность ее устранить; желание реализовать что-то новое |
Творческое мышление, креативность |
Способность к воображению и видению ситуации с условием внесенных изменений входе деятельности, умение находить нестандартные решения к проблеме |
Самостоятельность принятия решений |
Способность самостоятельно составить план действий для достижения цели, определить необходимые ресурсы |
Коммуникабельность |
Способность вступить в контакт со взрослыми и сверстниками в процессе достижения поставленной цели, бесконфликтно решать возникающие противоречия |
Воля, произвольность |
Способность довести начатое до конца |
Адекватная самооценка |
Способность адекватно оценивать свои силы и воспринимать критику, не бояться принимать решения, совершать поступки, действовать и проявлять активную позицию, быть уверенным в правильности своей точки зрения |
Инициативность базируется на природной активности ребенка. Именно она заставляет младенца поднять голову, перевернуться, сделать первые шаги, вступить в контакт с окружающими, начать познавать мир вокруг. Поэтому задача родителей и педагогов состоит главным образом в том, чтобы не дать инициативности угаснуть. Для этого ребенок необходимо создать психологически комфортные условия, обеспечивающие признание личности и интересов ребенка, следование его стремлениям и поддержку его активности и любознательности, адекватную реакцию взрослого на инициативы, создание ситуации успеха. Компоненты развивающей предметно-пространственной среды должны провоцировать активную познавательную и самостоятельную игровую деятельность. Многофункциональные игры и игрушки, различные материалы для творчества призваны обеспечивать разнообразные игровые действия и простор для фантазий ребенка, находясь при этом в легкой доступности, на расстоянии вытянутой руки ребенка.
В основе любого инициированного ребенком действия должны лежать четкие нравственные ценности, с тем чтобы инициатива не превращалась в нарушение границ окружающих и авантюризм. Не менее важно развивать произвольность действий, чтобы дошкольник научился доводить начатое до конца и реализовывать задуманное полностью [3, стр. 24].
Поддержка инициативности должна иметь четко выраженную индивидуальную направленность, с опорой на сильные и слабые стороны темперамента ребенка. Таким образом, для педагога важно определить именно те свойства личности, которые особенно нуждаются во внимании и работать с ними. Например, для того, чтобы ребенок-меланхолик чувствовал в себе силы на принятие инициативных решений, ему важно быть уверенным в себе, таким образом педагог должен работать на повышении его самооценки. Дети-сангвиники могут быть недостаточно настойчивы и не доводить дело до конца. Поэтому, педагог работает над волевой стороной личности и формирует настойчивость, ведь инициативы, брошенные на полпути, во взрослой жизни являются синонимом неудачи. Флегматики — отличные исполнители, но мыслить надситуативно им сложно. Поэтому важно поставить акцент на развитии креативности и творческого потенциала ребенка. Импульсивным холерикам важно лучше себя контролировать, чтобы их инициативные действия не имели негативного оттенка и учитывали интересы окружающих [2, стр. 5–8].
Таблица 2
Индивидуальный подход при поддержке инициативности
Темперамент |
Характеристика |
Слабые стороны |
Направление работы педагога |
Меланхолик |
|
Низкая самооценка, неуверенность |
Повышение самооценки |
Сангвиник |
|
Недостаточная настойчивость, не доводит дело до конца |
Развитие воли, произвольности поведения |
Флегматик |
|
Консервативность |
Развитие творческого мышления и креативности |
Холерик |
|
Импульсивность, завышенная самооценка |
Формирование чуткости, умения работать в команде |
Анализ научной литературы показал, что в целях поддержки инициативы рекомендуется использование современных технологий, предоставляющих ребенку возможность предложить, попробовать, проанализировать различные варианты решения задачи или проблемы [1]. Эффективными в данной работе будут сюжетно-ролевые игры, сказкотерапия, кейс-технология, экспериментирование с применением коучинг-подхода.
Как отмечают педагоги дошкольных образовательных организаций, существует ряд противоречий, затрудняющих работу по поддержке инициативности у детей. Ряд факторов сужают границы, в которых дети могут проявлять свою инициативу. К ним относятся, во-первых, соображения безопасности; во-вторых, необходимости организации деятельности воспитанников в соответствии с режимом и распорядком дня; в-третьих, высокая наполняемость групп, которая увеличивает конкуренцию среди детей; в-четвертых, гиперопека со стороны родителей затрудняет поддержку инициативности и развитие самостоятельности у дошкольников. С целью совершенствования механизмов поддержки инициативы детей дошкольного возраста в ходе нашего исследования проводится работа по разработке технологии, призванной обеспечить создание необходимых психолого-педагогических условий и подбор эффективных методик взаимодействия с дошкольниками. Следствием проведенного исследования будет формирование стратегии по совершенствованию качества дошкольного образования в части поддержки детской инициативности и самостоятельности.
Литература:
- Маликова Т. Н. Инициативность старших дошкольников в различных видах деятельности как образовательный результат // Молодой ученый. — 2016. — № 17. — С. 132–134. — URL https://moluch.ru/archive/121/33354/ (дата обращения: 06.12.2018).
- Психодиагностика в дошкольном возрасте: практикум для студентов, обуч. по спец. 1–86 01 01–02 «Социальная работа» и 1–23 01 04 «Психология» / cост. О. В. Конькова. — Минск: БГУ, 2012. — 56 с.
- Субъектность как образовательный результат (Ключевые понятия, маркеры образовательного результата, практические кейсы и системные решения по разворачиванию практики субъектности). Коллектив авторов под редакцией Марии Миркес. — М.: Издательский дом «НооГен», 2018–195 с.
- Эльконин Б. Д. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 144 с.
Ключевые слова
темперамент, субъектность, психолого-педагогические условия, инициативность, инициатива, технология поддержки детской инициативыПохожие статьи
Детская инициативность: сущность и технологии поддержки
Статья посвящена актуальной теме развития инициативности. На современном этапе развития педагогической мысли особое внимание уделено поддержке инициативности дошкольников. Автор анализирует предпосылки возникновения данного явления, понятие «инициати...
Системно-деятельностный подход как обоснование учета типа темперамента ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе
В статье дается представление о системно-деятельностном подходе как основе организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Автор устанавливает взаимосвязь между индивидуально-типологическими особенностями дошкольника и...
Особенности ранней детской одаренности в условиях современной образовательной среды
В статье обобщены материалы исследований по проблеме одаренности ребенка. Авторы уточняют терминологию ранней детской одаренности, выделяют значимые для педагогов-практиков аспекты воздействия современной образовательной среды на одаренных детей.
Роль ДОУ в развитии личностного потенциала дошкольника посредством игровой деятельности
В статье авторы раскрывают роль ДОУ в развитии личностного потенциала ребенка, делятся опытом работы по данному направлению.
Преимущество проектного метода в части реализации образовательных задач дошкольной организации
Авторы статьи показывают преимущество метода проектов в реализации задач дошкольного образования и воспитания, заключающегося в субъектной позиции ребенка, проявляющейся в разных видах детской деятельности и активности.
Пути и способы развития методологической культуры обучающихся
Статья посвящена вопросу реализации методологической культуры в современной образовательной практике. Авторы рассматривают формирование методологической культуры учащихся при изучении иностранного языка. Особое внимание уделяется методологическим уме...
Модель взаимодействия педагогов и родителей как фактор успешной социальной адаптации дошкольников
Статья представляет собой эмпирическое исследование, основанное на разработке модели взаимодействия педагогов и родителей дошкольников. Предложены условия эффективного взаимодействия в целях приобщения детей к общественной жизни. Сравнительный анализ...
Развитие коммуникативной компетентности будущего учителя
В статье рассматривается изучение и обоснование применение педагогических условий формирования коммуникативной компетентности будущих учителей педагогических специальностей в процессе профессиональной подготовки.
Подготовка студентов психолого-педагогических специальностей к развитию творческой активности обучающихся в условиях глобального общества
В статье исследуется проблема подготовки студентов психолого-педагогических специальностей к развитию творческой активности обучающихся, как способа гармонизации межнациональных отношений. Описываются основные психолого-педагогические условия развити...
Поликультурный принцип как средство формирования дружеских отношений у детей дошкольного возраста
В статье проанализированы особенности поликультурного воспитания дошкольников. Сосредоточено внимание на условиях и специфике данного феномена как значимого качества формирующейся личности.
Похожие статьи
Детская инициативность: сущность и технологии поддержки
Статья посвящена актуальной теме развития инициативности. На современном этапе развития педагогической мысли особое внимание уделено поддержке инициативности дошкольников. Автор анализирует предпосылки возникновения данного явления, понятие «инициати...
Системно-деятельностный подход как обоснование учета типа темперамента ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе
В статье дается представление о системно-деятельностном подходе как основе организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Автор устанавливает взаимосвязь между индивидуально-типологическими особенностями дошкольника и...
Особенности ранней детской одаренности в условиях современной образовательной среды
В статье обобщены материалы исследований по проблеме одаренности ребенка. Авторы уточняют терминологию ранней детской одаренности, выделяют значимые для педагогов-практиков аспекты воздействия современной образовательной среды на одаренных детей.
Роль ДОУ в развитии личностного потенциала дошкольника посредством игровой деятельности
В статье авторы раскрывают роль ДОУ в развитии личностного потенциала ребенка, делятся опытом работы по данному направлению.
Преимущество проектного метода в части реализации образовательных задач дошкольной организации
Авторы статьи показывают преимущество метода проектов в реализации задач дошкольного образования и воспитания, заключающегося в субъектной позиции ребенка, проявляющейся в разных видах детской деятельности и активности.
Пути и способы развития методологической культуры обучающихся
Статья посвящена вопросу реализации методологической культуры в современной образовательной практике. Авторы рассматривают формирование методологической культуры учащихся при изучении иностранного языка. Особое внимание уделяется методологическим уме...
Модель взаимодействия педагогов и родителей как фактор успешной социальной адаптации дошкольников
Статья представляет собой эмпирическое исследование, основанное на разработке модели взаимодействия педагогов и родителей дошкольников. Предложены условия эффективного взаимодействия в целях приобщения детей к общественной жизни. Сравнительный анализ...
Развитие коммуникативной компетентности будущего учителя
В статье рассматривается изучение и обоснование применение педагогических условий формирования коммуникативной компетентности будущих учителей педагогических специальностей в процессе профессиональной подготовки.
Подготовка студентов психолого-педагогических специальностей к развитию творческой активности обучающихся в условиях глобального общества
В статье исследуется проблема подготовки студентов психолого-педагогических специальностей к развитию творческой активности обучающихся, как способа гармонизации межнациональных отношений. Описываются основные психолого-педагогические условия развити...
Поликультурный принцип как средство формирования дружеских отношений у детей дошкольного возраста
В статье проанализированы особенности поликультурного воспитания дошкольников. Сосредоточено внимание на условиях и специфике данного феномена как значимого качества формирующейся личности.