Создание контрольно-измерительных материалов для оценки результатов обучения по предмету «Мир природы и человека» у обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Автор: Борода Татьяна Васильевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
Дата публикации: 02.08.2019
Статья просмотрена: 2652 раза
Библиографическое описание:
Борода, Т. В. Создание контрольно-измерительных материалов для оценки результатов обучения по предмету «Мир природы и человека» у обучающихся с интеллектуальными нарушениями / Т. В. Борода. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 20-23. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/341/15246/ (дата обращения: 20.12.2024).
Задачей современного образовательного учреждения является формирование природоведческих знаний соответствующих современному уровню представлений о природе уже на начальной стадии обучения.
Для детей с нарушениями интеллекта усвоение систематических и последовательных знаний в рамках изучения дисциплины «Мир природы и человека» становится обязательным компонентом образования и воспитания. Указанный курс должен заложить первичные представления о среде обитания человека, которые позволят в дальнейшем формировать правильное и гуманное мировоззрение. Кроме того, этот курс должен создать необходимые условия для успешного усвоения всего цикла таких базовых природоведческих дисциплин, как «Природоведение», «Естествознание» и «География», создать преемственную систему знаний. [2, с.8]
Оценивание выполнения работ учащимися с нарушением интеллекта, получающими образование в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида или в специальных (коррекционных) классах, или даже в условиях инклюзии, давно беспокоит педагогов, работающих с данной категорией детей.
В педагогической практике широко используются разнообразные варианты оценки детских письменных работ, предлагаемых для младших школьников общеобразовательных классов. Но использование этих пособий и рекомендаций не соответствует тому базовому минимуму содержания образования, который заложен в образовательные программы специальных (коррекционных) учреждений для детей с нарушением интеллекта. Это недопустимо для работы с детьми данной нозологической группы, так как завышает уровень требований к их знаниям, умениям и навыкам, что и вынуждает специалистов адаптировать и разрабатывать самостоятельно контрольно-диагностические материалы. При этом нужно отметить, что наметившаяся в стране тенденция к внедрению в общеобразовательные учебные заведения классов, в которые интегрированы дети с нарушением интеллекта, также должна быть подкреплена соответствующими учебно-методическими и контрольно-диагностическими материалами. В течение длительного времени вопросы подбора и использования контрольно-измерительных материалов (КИМов) для оценки качества сформированности учебных компетенций у школьников с нарушением интеллекта представляют трудности для учителей. Отсутствие изданных централизованным способом КИМов по всем предметным дисциплинам мешает педагогам вырабатывать единую содержательную стратегию контрольно-диагностического обеспечения и требует много времени на сам процесс подбора инструментария для мониторинга [1, с. 6].
Ниже представлены КИМы по двум произвольно выбранным темам содержательного раздела курса изучения предмета «Мир природы и человека» за 3 класс. Их целесообразно использовать для учета результативности усвоения образовательной программы по указанной дисциплине детьми с нарушением интеллекта. Их можно использовать как в общепринятом варианте проведения работ, так и путем внедрения данных материалов в общегородскую платформу МЭШ, т. е. вместо проверочных работ на листочках — интерактивные тесты.
Приведенные ниже КИМы составлены в соответствии с требованиями программы Воронковой В. В. для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (подготовительный и 1–4 классы) и с учетом методических рекомендаций Н. Б. Матвеевой для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы по курсу «Мир человека и природы».
Контрольные задания по разделу «Живая природа. Животные»
- Как называют животных, тело которых покрыто перьями?
а) птицы; б) рыбы; в) звери.
- Определи птиц?
а) петух; б) бабочка; в) летучая мышь; г) белка — летяга.
- Укажи отличительный признак птиц?
а) туловище б) перья в) хвост
- Рассмотри рисунок и подпиши части тела птицы.
- Впиши нужные слова в предложения.
- Почему у птиц разные клювы? Потому что….
а) так получилось б) пища у них разная в) у птиц одинаковые клювы
7. Некоторых птиц называют хищными, потому что:
а) они летают ночью б) они питаются животными в) питаются мелкими
насекомыми
- Птица дятел относится к:
а) насекомоядным б) хищным в) растительноядным
- Выбери правильный ответ и отметь его знаком +.
- Заполни таблицу.
Слова для справок: коршун, соловей, дятел, ястреб, дрозд, галка, сова, грач, снегирь, жаворонок, ласточка, журавль.
Перелётные птицы |
Зимующие птицы |
Хищные птицы |
Певчие птицы |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
- О каких животных говорится: «Их разводят и кормят люди, защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве».
а) домашние животные; б) дикие животные; в) хищные животные.
- Подчеркни названия диких животных, которые обитают в твоей местности?
Павлин, ёж, лиса, тюлень, шимпанзе.
- Догадайся, какое ещё животное можно дописать в каждую группу.
Коза, корова, свинья, __________________________________________
Волк, медведь, лиса, ___________________________________________
Контрольные задания по темам «Дыхание человека. Кровь. Сердце»
- Обведи кружком буквы правильных ответов названия органов дыхания человека.
а) сердце; б) лёгкие; в) трахея; г) мозг; д) бронхи.
- Напиши, какой газ необходим всем живым существам? _________
- Как происходят вдох и выдох? Соотнеси.
Легкие сжимаются вдох
Легкие расширяются. выдох
- Перечисли болезни органов дыхания. _______________________
- Какой прибор помогает определить, болен человек или здоров? _______________
- Какое значение для человека имеет кровь? Обведи нужную букву.
а) она заполняет пустоту внутри организма;
б) она переносит ко всем органам кислород и питательные вещества;
в) она не нужна организму.
- Отгадай загадку.
Не часы, а тикает. ______________
- Найди и вычеркни НЕправильный ответ:
а. Органы дыхания: трахея, бронхи, желудок, легкие
б. Забота о дыхании: проветривание, курение, влажная уборка, прогулка
в. Чтобы не болеть, нужно: закаливаться, правильно одеваться, заниматься спортом, сидеть дома у телевизора.
- Прочитай, подумай, подчеркни правильный ответ:
а. По кровеносным сосудам человека течёт: вода, кровь, краска
б. Орган, который заставляет кровь двигаться по организму: легкие, желудок, сердце
- Найди и подчеркни верные высказывание.
а) Человеку для дыхания нужен кислород
б) Сердце человека ночью не бьется
в) Мы выдыхаем углекислый газ
г) Сердце можно сравнить с насосом
- Вставь пропущенные слова:
Когда __________ работает, оно сжимается и разжимается. Это удары сердца. Если приложить руку, в некоторых местах можно почувствовать ___________ толчки. Эти толчки, которые мы ощущаем, называются ___________. По пульсу можно определить, как _________________ себя человек. Если пульс очень частый или прерывистый, то, возможно, человек ____________.
Слова для справок: пульс, заболел, чувствует, сердце, слабые
Литература:
- Барякина И. В., Будникова Е. С., Екжанова Е. А.
- Контрольно-диагностический инструментарий по русскому языку, чтению и математике к учебным планам СКОУ VIII вида. / Науч.ред. Е. А. Екжанова. — Санкт-Петербург, КАРО, 2015.
- Матвеева Н. Б. Мир природы и человека. Методические рекомендации. 1–4 классы: учеб.пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Н. Б. Матвеева, И. А. Ярочкина, М. А. Попова. — М.: Просвещение, 2016.
- Мир природы и человека. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организа-ций, реализующих АООП. Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А., Куртова Т. О. — М.; Просвещение, 2017.
- Мир природы и человека. 3 класс. Рабочая тетрадь. Адаптированные программы. ФГОС ОВЗ. — М.: «Просвещение», 2018.