Инновационный проект для юных журналистов «Интенсивная медиашкола «Инфопоток»: механизмы и опыт реализации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Капитонова, Е. В. Инновационный проект для юных журналистов «Интенсивная медиашкола «Инфопоток»: механизмы и опыт реализации / Е. В. Капитонова, С. С. Каримова, В. В. Ткаченко. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/342/15252/ (дата обращения: 19.12.2024).



Представлен опыт реализации инновационного проекта для юных журналистов «Интенсивная медиашкола «Инфопоток» в г. Новый Уренгой.

Ключевые слова: журналистская деятельность, медиашкола, модуль, медийный продукт, конвергентная журналистика, коммуникации, издательское дело, профессиональный выбор.

Современный мир предъявляет к его представителям все более жесткие требования для существования. Для того чтобы стать конкурентоспособным на рынке труда, необходимо еще в средней школе уделить особое внимание выбору профессии.

Актуальным становится раннее выявление образовательной области, успешной для обучающегося, что позволит ему осуществить профессиональные и социальные пробы в предполагаемой деятельности.

Оптимальным периодом для подготовки к выбору будущей профессии и осуществления профессионального выбора является средний и старший школьный возраст, который характеризуется стремлением подростков к признанию их способностей сверстниками и взрослыми, к самореализации, профессиональной ориентации.

Данные социологического исследования показали, что в городе Новый Уренгой существует масса детей, желающих связать свою будущую профессию с журналистикой. Однако деятельность профильных классов ограничена рамками образовательной программы и не может в полной мере удовлетворить вариативность запросов детей, несмотря на то, что профессия журналиста одна из самых престижных и востребованных в современном обществе.

Дополнительное образование в этом плане может выступать как среда, предлагающая различные формы самоактуализации журналистского творчества детей на основе проектных технологий, обеспечивающая предпрофильную ориентацию детей с высокой мотивацией к данному виду деятельности с учетом их интересов, формирование ключевых компетенций, необходимых для выбранной профессии.

Особое значение приобретает формирование медиаграмотности — грамотности в области восприятия, понимания, интерпретации текстов СМИ, которая выходит за рамки владения информационными, социальными и коммуникативными компетенциями, т. к. включает навыки критического мышления, что особенно актуально в условиях информационной насыщенности и беспрецедентного развития информационных и коммуникационных технологий.

Занятия журналистикой позволяют обучающимся осваивать важные инструменты планирования, прогнозирования, конструирования и моделирования журналистских продуктов как составляющих инновационной (проектной) деятельности.

С целью приобретения обучающимися основных базовых умений, навыков журналистской деятельности на базе МБУ ДО «Дом творчества и туризма юных «Дружба» в 2018–2019 учебном году был реализован инновационный проект «Интенсивная медиашкола «Инфопоток, направленный на удовлетворение запросов жителей города в предпрофильной ориентации детей, координацию деятельности детских творческих объединений образовательных организаций г. Новый Уренгой в области журналистики, повышение профессиональной компетентности педагогов, формирование интереса детей к журналистскому творчеству.

Основными целевыми группами являлись обучающиеся детских творческих объединений образовательных организаций среднего и старшего школьного возраста, педагогические работники — руководители детских творческих объединений (пресс-центров, редакций, студий) образовательных организаций города.

Деятельность Интенсивной медиашколы «Инфопоток» была организована исходя из представлений о модульной организации образовательного процесса. Каждый модуль объединен основной задачей, которая определяет его тему, содержание деятельности и образовательные формы: модуль «Центр конвергентной журналистики», модуль «Центр эффективных коммуникаций», модуль «Центр издательского дела» и модуль «Центр исследований» (рис.1). Занятия проводились в интенсивном режиме во время осенних, зимних и весенних каникул.

схема

Рис. 1. Модель «Интенсивной медиашколы «Инфопоток»

В рамках реализации модулей участники познакомились с особенностями работы журналиста в различных направлениях, пробовали себя в качестве ведущих, участвовали в мастер-классах, выполняли командные творческие задания, работали над собственными текстами, узнали, о том, откуда черпать информацию для репортажа, как вести себя на камеру. Кроме того, ребята побывали на съемочных площадках ОГТРУ «Ямал-Регион», ООО «Газпром добыча Уренгой», на практике испытали себя в качестве ведущих новостей. В редакции газеты «Газ Уренгоя» познакомились с новейшим оборудованием цифровой печати и технологическим процессом создания печатной продукции, изучили специфику печати и тиражность.

Участники проекта получили опыт участия в групповых психологических упражнениях, испытали себя в играх на коммуникации, услышали много увлекательных историй о тайнах волшебного мира телевидения, попробовали себя в дебатах, познакомились с правилами и техникой публичных выступлений, с искусством построения речи, приняли участие в тренинговых занятиях речевого аппарата. Узнали об основных правилах журналистского общения, о невербальной коммуникации и языке жестов.

На площадке для обсуждения вопросов, связанных полиграфией, делопроизводством, овладение специфических программ участники модуля узнали об основных подходах по издательскому делу, планировании и особенностях издания газет, выявляли достоинства и недостатки газет и репортажных заметок, разбирали рубрики и иллюстрации на примерах известных зарубежных печатных изданий, составляли рейтинг средств массовой информации, а также учились определять целевую аудиторию. Эксперты поведали ребятам об эволюции средств массовой информации, о качественной и количественной журналистике, о важности экспертного мнения, о правилах написания заголовков и оформлении печатных изданий. Юные журналисты также работали над созданием собственной газеты, планировали тематику и основные разделы, в заключении были представлены проекты печатных изданий для «лежебок», для подростков с депрессией и карьеристов.

Итогом всего образовательного проекта была пресс-конференция, где собственный корреспондент общественно-политической газеты «Красный Север» в течение 20 минут отвечал на вопросы юных журналистов. Темы обсуждались самые разные: военная служба, выбор профессии, и связанные с ней трудности.

Работа Интенсивной медиашколы «Инфопоток» продолжалась и между проведением модулей программы, представляла собой самостоятельную работу обучающихся, получивших определенное задание, выполнение которого необходимо для проведения последующего модуля программы. Самостоятельная работа детей осуществлялась под руководством педагогов, сотрудников городских и окружных СМИ, консультирующих обучающихся по различным вопросам, возникающим в ходе выполнения заданий.

Создание Интенсивной медиашколы «Инфопоток» позволило преодолеть закрытость образовательных организаций и включить их в сетевое взаимодействие, повысить уровень взаимодействия детских общественных объединений, выстроить систему работы по сотрудничеству с местными СМИ.

Работа по проекту значима не только для воспитанников образовательных организаций, но и для журналистского корпуса города, округа, общественной жизни всей России. Ведь журналистика всегда была непосредственным участником ключевых событий отечественной истории, во многом формировала мнения и настроения людей, их ценностные, нравственные и политические ориентиры.

Литература:

1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, распоряжением Правительства РФ от 04 сентября 2014 г. № 1726-р [Электронный ресурс]. Режим доступа: http//www.base.garant.ru.

4. Концепция развития дополнительного образования детей, принятая распоряжением Правительства РФ от 04 сентября 2014 г. № 1726-р [Электронный ресурс]. Режим доступа: http//www.base.garant.ru.

5. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 8.12.2011г.№ 2227-р.

6. Балашова Ю. Б. Школьная журналистика начала XX века как форма социально-культурной деятельности / Ю. Б. Балашова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.dissercat.com/content/shkolnaya-zhurnalistika-nachala-xx-veka-kak-forma-sotsialno-kulturnoi-deyatelnosti#ixzz41584OhOU.

7. Ким М. Н. Журналистика: методология профессионального творчества. — СПб: Изд-во Михайлова, 2014.

8. Образовательный портал «Школьная пресса» [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.portal.lgo.ru/rspr/about.htm.

9. Олешко В. Ф. Журналистика как творчество. — М.: РИП-холдинг, 2013

10. Пахомова Н. Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя. Режим доступа: http://schools.keldysh.ru/labmro.

11. Плетенева О. В., Белаш Е. А., Целикова В. В. Организационно-управленческие условия формирования проектной компетентности школьников. — Нижний Новгород, 2015. — 100 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Уренгой, будущая профессия, выбор профессии, журналистская деятельность, инновационный проект, конвергентная журналистика, массовая информация, ориентация детей, профессиональный выбор, старший школьный возраст.

Ключевые слова

коммуникации, модуль, профессиональный выбор, журналистская деятельность, медиашкола, медийный продукт, конвергентная журналистика, издательское дело

Похожие статьи

Реализация образовательного проекта «Русский валенок» с детьми дошкольного возраста в рамках «Клубного часа»

В статье особое внимание уделяется проблеме формирования социально-коммуникативной компетенции дошкольников. Описан опыт работы дошкольного учреждения по внедрению инновационной педагогической технологии «Клубный час» в рамках реализации проектной де...

Представления студентов Сургутского государственного педагогического университета об инклюзивном волонтерстве

В работе рассматриваются результаты социологического опроса студентов БУ «Сургутский государственный педагогический университет». Показана социальная значимость волонтерства, ее роль и значение, как для самого молодого человека, так и для людей, кото...

Бинарный урок как одна из форм реализации межпредметных связей, интеграции дисциплин и внедрения практико-ориентированных технологий в образовательный процесс

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Раскрыто значение б...

Развитие волонтерского движения, добровольчества в г. Новый Уренгой

Представлены итоги городского семинара по добровольческой деятельности, выявлены основные проблемы добровольческого движения на базах образовательных организаций. Приводятся результаты социологического исследования среди организаторов/координаторов в...

Реализация проекта «Образовательный интенсив «МедиаСтарт» на базе МБОУДО «Дворец детского (юношеского) творчества» г. Пензы

В данной статье авторы делятся опытом реализации проекта «Образовательный интенсив «МедиаСтарт», который был проведен на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества» ...

Самоопределение обучающихся 5–11-х классов посредством систематической реализации программы «Шаг в будущее»

В статье описан опыт МАОУ «СОШ № 104 г. Челябинска» о влиянии симпозиумов программы «Шаг в будущее…» на самоопределение обучающихся 5–11 классов. Этот системный опыт школы № 104 в подготовке потенциальных участников к требованиям Форума будет полезны...

Деловая игра «Шаг в профессию»

В статье представлено описание авторской разработки – деловой игры, направленной на формирование у обучающих soft- и hard-компетенций.

Школа для родителей “Мы вместе” — инновации в дополнительном образовании

Рассмотрена инновационная деятельность проекта “Школа для родителей “Мы вместе” в сфере дополнительного образования.

Инновационные средства работы с обучающимися средней школы, проявляющими способности и таланты

В статье изложен опыт работы, который реализуется для развития талантов и способностей учащихся средних школ города Калуги. Анализируются плюсы и минусы летнего обучения школьников в Школе одаренных детей.

Внедрение федерального проекта «Цифровая образовательная среда» и использование информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения истории

Похожие статьи

Реализация образовательного проекта «Русский валенок» с детьми дошкольного возраста в рамках «Клубного часа»

В статье особое внимание уделяется проблеме формирования социально-коммуникативной компетенции дошкольников. Описан опыт работы дошкольного учреждения по внедрению инновационной педагогической технологии «Клубный час» в рамках реализации проектной де...

Представления студентов Сургутского государственного педагогического университета об инклюзивном волонтерстве

В работе рассматриваются результаты социологического опроса студентов БУ «Сургутский государственный педагогический университет». Показана социальная значимость волонтерства, ее роль и значение, как для самого молодого человека, так и для людей, кото...

Бинарный урок как одна из форм реализации межпредметных связей, интеграции дисциплин и внедрения практико-ориентированных технологий в образовательный процесс

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Раскрыто значение б...

Развитие волонтерского движения, добровольчества в г. Новый Уренгой

Представлены итоги городского семинара по добровольческой деятельности, выявлены основные проблемы добровольческого движения на базах образовательных организаций. Приводятся результаты социологического исследования среди организаторов/координаторов в...

Реализация проекта «Образовательный интенсив «МедиаСтарт» на базе МБОУДО «Дворец детского (юношеского) творчества» г. Пензы

В данной статье авторы делятся опытом реализации проекта «Образовательный интенсив «МедиаСтарт», который был проведен на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества» ...

Самоопределение обучающихся 5–11-х классов посредством систематической реализации программы «Шаг в будущее»

В статье описан опыт МАОУ «СОШ № 104 г. Челябинска» о влиянии симпозиумов программы «Шаг в будущее…» на самоопределение обучающихся 5–11 классов. Этот системный опыт школы № 104 в подготовке потенциальных участников к требованиям Форума будет полезны...

Деловая игра «Шаг в профессию»

В статье представлено описание авторской разработки – деловой игры, направленной на формирование у обучающих soft- и hard-компетенций.

Школа для родителей “Мы вместе” — инновации в дополнительном образовании

Рассмотрена инновационная деятельность проекта “Школа для родителей “Мы вместе” в сфере дополнительного образования.

Инновационные средства работы с обучающимися средней школы, проявляющими способности и таланты

В статье изложен опыт работы, который реализуется для развития талантов и способностей учащихся средних школ города Калуги. Анализируются плюсы и минусы летнего обучения школьников в Школе одаренных детей.

Внедрение федерального проекта «Цифровая образовательная среда» и использование информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения истории