Компетентностный подход к организации внеурочной деятельности обучающихся
Авторы: Малыгина Александрина Владимировна, Айрумян Гаянэ Сергеевна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
XI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, сентябрь 2019)
Дата публикации: 19.08.2019
Статья просмотрена: 1230 раз
Библиографическое описание:
Малыгина, А. В. Компетентностный подход к организации внеурочной деятельности обучающихся / А. В. Малыгина, Г. С. Айрумян. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/342/15258/ (дата обращения: 15.11.2024).
Согласно базисному учебному плану общеобразовательных организаций Российской Федерации внеурочная деятельность является составной частью образовательного процесса, направленной на решение задач воспитания и социализации, и одной из форм организации свободного времени обучающихся.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Внеурочная деятельность ориентирована на работу в соответствии с интересами обучающихся, профориентацию, развитие их личностных компетенций.
Личностные достижения сегодня связываются с уровнем компетентности обучающегося в образовательном процессе.
Именно компетентностный подход сегодня провозглашается как одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы.
Компетентностный подход — это приоритетная ориентация на цели-векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности. В качестве средств достижения этих целей выступают принципиально новые образовательные конструкторы: компетентности и компетенции.
Ценностно-смысловая компетенция (мировоззрение, ценностные ориентиры учащегося, механизмы самоопределения в различных ситуациях) проявляется в способности:
− формулировать свои ценностные ориентиры по отношению к изучаемым предметам и сферам деятельности;
− владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиции;
− уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
− осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учётом общих требований и норм.
Учебно-познавательная компетенция проявляется в способности:
− ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
− организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
− задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать своё понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
− ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями, описывать результаты, формулировать выводы;
− выступать устно и письменно с докладом о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий;
− иметь опыт освоения научной картины мира.
Социокультурная компетенция (познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере) проявляется в способности:
− владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя;
− уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;
− определять своё место и роль в окружающем мире, семье, коллективе, государстве;
− владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности;
− владеть эффективными способами организации свободного времени;
− иметь представления о разных системах социальных норм и ценностей в России и других странах.
Здоровьесберегающая компетенция (способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития; эмоциональная саморегуляция и самоподдержка; личная гигиена, забота о собственном здоровье, половая грамотность; внутренняя экологическая культура; способы безопасной жизнедеятельности) проявляется в способности:
− иметь опыт ориентации в природосообразной экологической деятельности в природной среде (в лесу, поле, на водоёме и др.);
− знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождём, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными растениями и животными;
− иметь позитивное отношение к своему здоровью;
− владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;
− знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности;
− владеть способами первой доврачебной помощи;
− уметь подбирать индивидуальные средства и методы развития своих физических качеств.
Информационная компетенция (поиск, анализ и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача; владение современными информационными технологиями) проявляется в способности:
− владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями, интернет-ресурсами;
− самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её;
− ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное, необходимое;
− уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
− владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, факса, принтера, модема, ксерокса.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой именно ту сферу, в условиях которой можно формировать и максимально развить познавательные потребности и способности каждого обучающегося, обеспечить воспитание свободной личности, формирование необходимых образовательных компетенций.
Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Внеурочные занятия должны быть направлены на развитие каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Внеурочная деятельность ориентирована на получение воспитательных результатов трёх уровней. Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний. Второй уровень результатов — формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям общества. Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Достижение всех трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности.
Литература:
- Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников: метод. конструктор: пособие для учителя. М.Просвещение,2010.
- Нечаев М. П. Технологии внеурочной деятельности учащихся в реализации стандарта общего образования. ФГОС в школе: учебно-методическое пособие. М.: Перспектива,2012.
- Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП.М.: НИИ школьных технологий,2005.
- Степанов П. В., Степанова И. В. Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования. М.: Педагогический поиск, 2011.