Развитие ребенка в детском саду через современные инновационные игровые технологии
Автор: Чумарова Ольга Викторовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
XI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, сентябрь 2019)
Дата публикации: 02.09.2019
Статья просмотрена: 395 раз
Библиографическое описание:
Чумарова, О. В. Развитие ребенка в детском саду через современные инновационные игровые технологии / О. В. Чумарова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 13-16. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/342/15265/ (дата обращения: 15.11.2024).
Модернизация российского образования предусматривает повышение качества образования, эффективность обеспечения открытости и доступности. Повышению профессионального мастерства педагогов сегодня уделяется очень большое внимание.
Внедрение инноваций в работу образовательных организаций является важным условием реформирования и совершенствования системы образования. Педагогические коллективы детских садов интенсивно внедряют в работу инновационные технологии, основная задача которых выбрать формы и методы организации работы с детьми, которые оптимально соответствуют поставленной цели в развитии личности.
Развитие детского сада или школы не может осуществляться иначе, чем через освоение нововведений, при этом содержание образования должно ориентироваться на индивидуальные качества каждого ребенка, его личностный рост и развитие определенных способностей. Любая инновация – это создание и внедрение принципиально нового компонента в результате чего осуществляется качественные изменения среды. Технология же, в свою очередь, является совокупностью определенных приемов, которые применяются в том или ином сфере.
Таким образом, современные инновационные технологии в дошкольных организациях направлены на создание определенных современных приемов и компонентов, главной целью которых является модернизация всего образовательного процесса.
Одной из форм использования инновационных технологий в детских садах выступают игровые технологии, которые являются фундаментом всего дошкольного образования.
В соответствие с ФГОС личности каждого ребенка отводится первый план и все его дошкольное детство должно быть посвящено непосредственно игре. Игры включают множество обучающих и познавательных функций. Среди игр в дошкольных организациях можно выделить те, которые:
помогают воспитанникам определять характерные признаки и действия предметов, то есть учат непосредственно сравнивать их;
учат ребенка различать вымысел от реальности;
воспитывают культурное общение в коллективе, а также развивают быстроту реакции, определенную смекалку и другое.
Основная цель, которую преследуют игровые технологии, заключается не в изменении ребёнка и не переделывании его, а также не обучении его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дает возможность «прожить» и прочувствовать в игре ситуации, которые его волнуют при полном внимании и сопереживании взрослого.
Игра — ведущий вид деятельности у дошкольников, в ходе игры ребенок упражняется и развивается. Игра дает возможность ребенку приблизиться к миру взрослых, овладевая познавательной, трудовой, спортивной и другими видами деятельности.
Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается детьми в меньшей степени, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется тем, что игровой процесс занимателен и увлекателен, поэтому усвоение знаний становится более качественным и прочным. Игровая деятельность осуществляется через игры на общее развитие ребенка, игры на внимание и память, логику и мышление.
Среди всех игр в дошкольный период особое место занимает сюжетно-ролевая игра.
Она представляет собой форму организации жизнедеятельности воспитанника детского сада, в условиях которой воспитатель формирует личностные качества ребенка, ее общественную и духовную направленность.
Центральным моментом любой сюжетно-ролевой игры является определенная роль, которую перекладывает на себя ребенок, при этом он непросто называет себе профессию конкретного взрослого, например, я врач, учитель или продавец, но при этом он действует как взрослый человек, роль которого он на себя берет и, как-бы, отождествляет себя с этим взрослым.
Много игр отражает труд взрослых людей, дети подражают домашним делам своей мамы, работе водителя, воспитателя, врача, продавца и др. Также игра оказывает большое влияние на развитие детей в этот период, обогащает их словарный запас.
Участвуя в сюжетно-ролевой игре, ребенок овладевает духовными ценностями, получает определенный социальный опыт, в игре ребенок получает важные навыки коллективного мышления. Следовательно, в таких играх происходит воспитание уважения к разным видам труда, полезному для общества в целом, появляется стремление самим принимать в нем участие.
И чем богаче игровой материал, тем глубже ребенок вникает в социальную роль, познает особенности той или иной профессии.
В процессе своей педагогической деятельности воспитатель осуществляет знакомство с перспективным планом развития и оснащения игровой деятельности, а также выявляет личные интересы воспитанников и их способность самостоятельно продумывать сюжет. В результате полученных данных воспитатель приступает к организации сюжетно-ролевой игры в группе.
Ниже представлен пример картотеки сюжетно-ролевых игр, предложенной Скопиной Марией в статье “Сюжетно-ролевые игры в детском саду”.
Картотека сюжетно-ролевых игр [1]
Возрастная группа |
Методические приёмы |
Тематика игр (примерная) |
Первая младшая (ясельная) |
Ролевое и парное взаимодействие: воспитатель в качестве напарника по игре осуществляет развитие способностей ребёнка, исполняя «ведущую» роль. |
– Бытовые сюжеты: «Семья», «Дом», «Мама и малыш», «Выставка животных» (с плюшевыми игрушками), «Семейное чаепитие», «Обед для кукол». – Профессиональные: «Почта», «В парикмахерской». «Строители», «Магазин», «Водитель и пассажир». |
Вторая младшая |
Ролевой диалог: – с одногруппником; – с воспитателем |
– Бытовые: Собираемся на прогулку», «День рождения», «Праздник в кругу семьи», «Зоопарк». – Профессиональные: «На приёме у врача», «Поварята», «Больница для кукол», «Почтальон», «Магазин игрушек». – На темы литературных произведений: «Лиса и заяц», Мойдодыр в гостях у ребят», «Рукавичка», «Теремок», «Путешествие с Айболитом», «Колобок». |
Средняя |
Построение игры включает способность менять роль и действия одного и того же ребёнка во время одной игры. |
– Бытовые: «Мамин праздник», «У нас в семье появился младенец», «В метро», «Большая стирка»/«Генеральная уборка», «Банный день» (с куклами). – Профессиональные: «Универсальный магазин», «Стройка» (дома, моста, башни, крепости), «Водители грузовиков», «Скорая медицинская помощь», «Моряки и рыбаки», «В аптеке», «В цирке». «Ветеринарный центр». – Литературные: «Праздник на острове Чунга-Чанга», «Путешествие к Чебурашке на родину», «Почтальон Печкин в Простоквашине». – Патриотические: «Пожарные». |
Старшая |
Игра направлена на способность осуществлять действия в сюжетно-ролевой игре по принципу «Смысловой куст»: у одного ребёнка происходит смена нескольких ролей за одну игру. Развивающим элементом в игре является появление нестандартных персонажей (крокодил Гена в музее, Баба-Яга в парикмахерской, Чебурашка в космосе и т. д.). |
– Бытовые: Правила дорожного движения» «Переезд в новую квартиру»/«Новоселье». – Профессиональные: «В сберегательной кассе»/«Банк», «В детском саду», «Процедурный кабинет»/«Травмопункт», «Автосервис», «Дизайнерская студия», «Модное ателье», «Фотосалон», «Библиотека», «Салон красоты»/«Студия маникюра». – Литературные: «Царевна-лягушка», «Серая шейка», «Незнайка в цветочном городе». – Патриотические: «Оборона крепости», «Спасатели», «Запуск спутника», «Пограничные». |
Подготовительная |
Сюжетно-ролевые игры осуществляются детьми подготовительной группы по принципу придумывания: – придумывание новой сказочной истории; – «расшатывание» сюжета знакомой сказки; – придумывание реальных историй из жизни; – телефонные разговоры |
– Бытовые: «Экскурсия в музей», «Ремонт в квартире», «Прогулка по городу», «Новый год в кругу семьи», «Наши питомцы», «Участвуем в субботнике». – Профессиональные: «Модница — ателье для леди», «Кафе», «Корреспонденты», «Город мастеров», «В театре», «Турагенство», «В офисе», «Салон связи», «Школа», «Железнодорожный вокзал»/«В аэропорту», «На телевидении». – Литературные: «Чук и Гек», «Зимовье», «Принцесса на горошине», «В поисках подснежников». – Патриотические: «Высадка на Луне» «Служба спасения»/«МЧС», «ГИБДД», «Полицейский участок», «Полёт Юрия Гагарина». – Режиссёрские: дети учат персонажей пальчикового или кукольного театра исполнять отведенные роли. |
Таким образом, грамотная поставленная организация игровой деятельности в детском саду способствует всестороннему развитию личностных качеств воспитанников.
Дети в сюжетно-ролевых расширяют свои представления о взаимоотношениях взрослых людей и проникаются уважением к труду человека. Дети проявляют инициативность в постановке сюжетов на фантастические и повседневные темы, а также раскрывают свой творческий потенциал, перевоплощаясь в определенную роль.
Литература:
- Скопина М. Сюжетно-ролевые игры в детском саду https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/igrovye-tehnologii/syuzhetno-rolevyie-igryi-v-detskom-sadu.html