Деятельностный подход в организации процесса обучения (из опыта работы) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Деятельностный подход в организации процесса обучения (из опыта работы) / Е. В. Соловьёва, О. С. Махонина, С. Р. Губаева [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/342/15266/ (дата обращения: 19.12.2024).



Великая цель образования — это не знания, а действия.

Г. Спенсер

Задача привлечения школьников к изучению нового материала с каждым годом становится все сложнее и сложнее. Учителя не перестают искать стимул для каждого ребёнка, чтобы интерес детей к учебе постоянно возрастал.

Поэтому перед педагогами в школе стоит непростая задача — сделать так, чтобы нелегкий учебный труд приносил школьнику удовлетворение, радость, пробуждал желание познавать что-то новое вновь и вновь.

Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход на уроках. Учитель всегда продумывает организацию урока так, чтобы подключить всех детей в совместную образовательную деятельность.

Какие средства необходимо использовать, чтобы реализовать системно-деятельностный подход?

Преподавателю необходимо найти такие формы и методы обучения, которые позволят обеспечить занимательность занятий, учесть индивидуальные особенности группы, полноценно использовать содержание учебного материала, активизировать познавательную деятельность, отыскать резервы времени, наладить процесс сотрудничества учителя и ученика.

Мы в своей практике стараемся максимально использовать интегрированные уроки. В школе такие занятия призваны научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Литературное чтение, как предмет, помимо произведений включает в себя материалы по истории, окружающему миру. Математика содержит различные виды материалов: геометрический, алгебраический и арифметический. Окружающий мир включает научные знания из географии, биологии, ботаники. Его также можно интегрировать с изобразительной деятельностью — рисование эмблем, различных знаков, природоохранных плакатов.

Интегрированные уроки позволяют детям легко и с интересом усваивать обширный по объему материал, знания и навыки, приобретенные в процессе обучения, применяются школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, их интеллектуальных способностей. На интегрированном уроке создаются комфортные условия для развития учащихся, формируется устойчивый интерес к наукам, снимается напряжение, скованность, преодолеваются трудности в обучении. При этом знания остаются в памяти ребёнка прочнее из-за того, что такие уроки намного ярче воздействуют на эмоциональное состояние учеников. Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, в процессе используя дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее подходящие для него вид и форму учебного содержания. Организм ребёнка чаще устаёт от однообразия и скуки, поэтому каждый преподаватель старается применять разные формы урока, создавая и поддерживая у детей постоянный познавательный мотив, т. е. желание узнавать, открывать всё новые непрерывно используемые сведения.

Урок-соревнование учит выполнению работы по предмету, использованию теории на практике, коллективной деятельности, научному применению знаний в затруднительных ситуациях, развивает умение делать выводы. Существует много разнообразных форм проведения таких уроков: поединок, бой, эстафета, соревнования.

Школьная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающегося большим объёмом, чем рассказ, предоставляющее время для творческой работы, когда необходимо сформировать целостное представление о предмете.

Организация урока в лекционной форме предполагает погружение обучающихся в предлагаемую тему. Основное содержание представляется в виде рисунков, графиков, схем с помощью разных знаковых систем. Сделанная запись — это опора, многократно повторяющаяся на первом и последующих уроках. Начиная каждое занятие, учащихся необходимо попросить ответить, пользуясь записями, какие из основных вопросов они уже изучили и о чем пойдет речь на следующем уроке (отвечают кратко, без деталей).

На уроке-исследовании перед обучающимися ставится проблема, которая самостоятельно или при непосредственном участии педагога должна исследоваться учениками, определяющими пути и способы ее решения, т. е. построение гипотез, обсуждение способов проверки ее истинности, аргументирование, проведение экспериментов, наблюдений, анализ их результатов, рассуждение и доказательство достоверности. Это, например, могут быть задачи на самостоятельное выведение законов, формул, теорем, открытие способов доказательства.

Приём «Составление кластера» используется на каждом этапе урока. Слово, отражающее предмет разговора на предстоящем уроке, записывается в центре доски или слайда. Ученики вспоминают и записывают в виде кластера всё, что они знают по этому вопросу за 1–1,5 минуты. Затем прошлые знания сравниваются, определяется неизвестное понятие. Может быть много самых разных стадий использования кластера на уроках.

Стадия вызова необходима для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления происходит процесс структурирования учебного материала.

Стадия рефлексии важна при подведении итогов изученного учащимися материала.

Использование кластера может быть полезно для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.

Особое внимание следует обратить на то, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как новые методы могут быстро стать традиционными, что, в конечном счете, приведет к снижению у учащихся интереса к предмету.

Разнообразные виды деятельности на уроках, в том числе и с использованием информационных технологий, позволяют ученикам формировать личный опыт в творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру, природе, жизни, которым будет полезно обладать каждому в современном, быстро меняющемся мире.

Основные термины (генерируются автоматически): урок, учебный материал, знание, окружающий мир, организация урока, ученик.

Похожие статьи

Системно-деятельностный подход в формировании познавательной мотивации детей среднего дошкольного возраста (из опыта работы)

Деятельностный подход к организации взаимодействия с обучающимися девиантного поведения в современном образовании

Развитие одаренности через погружение в различные виды деятельности (из опыта работы)

Сложности профессионального самоопределения (из опыта работы)

Развитие навыков культуры общения и поведения через активные формы организации воспитательного процесса (из опыта работы)

Роль вычислительных навыков в успешной подготовке к ОГЭ (из опыта работы)

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики (из опыта работы)

Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения

Развитие творческих способностей личности (из опыта работы)

Социальная работа в общеобразовательной школе (из опыта работы)

Похожие статьи

Системно-деятельностный подход в формировании познавательной мотивации детей среднего дошкольного возраста (из опыта работы)

Деятельностный подход к организации взаимодействия с обучающимися девиантного поведения в современном образовании

Развитие одаренности через погружение в различные виды деятельности (из опыта работы)

Сложности профессионального самоопределения (из опыта работы)

Развитие навыков культуры общения и поведения через активные формы организации воспитательного процесса (из опыта работы)

Роль вычислительных навыков в успешной подготовке к ОГЭ (из опыта работы)

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики (из опыта работы)

Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения

Развитие творческих способностей личности (из опыта работы)

Социальная работа в общеобразовательной школе (из опыта работы)