Формирование у младших школьников умения учиться в условиях реализации ФГОС (из опыта работы). Конспект урока обучения грамоте по развивающей системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, сентябрь 2019)

Дата публикации: 02.09.2019

Статья просмотрена: 185 раз

Библиографическое описание:

Соловьёва, Е. В. Формирование у младших школьников умения учиться в условиях реализации ФГОС (из опыта работы). Конспект урока обучения грамоте по развивающей системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова / Е. В. Соловьёва, И. Н. Филатова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 19-22. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/342/15269/ (дата обращения: 19.12.2024).



Тема: Выбор букв о-ё после букв, обозначающих шипящие согласные звуки.

Цель: создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации: гласные о — ё после шипящих

Задачи: формировать умение находить в словах «опасные» места», конкретизация и систематизация знаний по чтению и написанию гласных букв после Ч и Щ, Ж, Ш, формировать умение соотносить звуковую модель слова, ориентироваться в слоговой структуре слова до его прочитывания, читать целым словом, развитие фонематического слуха, внимания, мышления, воспитывать дружелюбие.

Коммуникативные. Умение строить полный (устный) ответ на вопрос учителя, аргументировать свое согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога.

Регулятивные. Умение сравнивать результат своей работы с предложенным образцом, а также с результатами работ одноклассников (в паре)

Познавательные. Умение различать звуки и буквы, умение правильно называть буквы алфавита и знание их основных звуковых значений.

Личностные. Осознание себя учеником, проявление интереса к другим ученикам, к учителю и следование принятым нормам поведения в школе.

Моделирование. Умение пользоваться знаками и символами для составления звукобуквенных моделей слов.

Ход урока.

Этап

Деятельность учителя

1. Организационный момент: мотивация кучебной деятельности

— Посмотрите на меня внимательно. Я хочу увидеть ваши глаза, понять, готовы ли вы к уроку, какое у вас настроение.

(Дети настраиваются на урок.)

—Я вижу, что вы готовы к уроку.

Рефлексия.

— Сейчас у нас урок обучения грамоте.

— Чем мы занимаемся на этом уроке? Чему учимся?

(Знакомимся с новыми буквами и звуками.)

(Составляем звуковую и буквенную модели слов. Составляем высказывания.)

(Готовим слова для чтения, читаем. Делим не озвученные модели слов на слоги.)

Продолжите предложение: Сегодня на уроке мне бы хотелось

—Что нам нужно, чтобы урок прошёл успешно?

(Быть внимательными на уроке. Быть активными.)

(Уметь выслушивать друг друга, а не только учителя.)(Уметь исправлять и дополнять ответ товарища, чтобы его не обидеть.) (Работать быстро, дружно.)

2. Активизация знаний

Р.Т.Стр.30

Сверьтесь с эталоном на доске.

Придумайте задания к словам. Найди лишнее.

3. Постановка частной задачи. Работа смоделями. Работа впаре

а) — Авосик работал с моделями. Узнайте, какие слова нужно записать ниже, под какой моделью? На доске модели слов:

— Разделите слова в 3 столбика по моделям написал Авосик.

(Яма, мячи, ежи, чаща, туча, шили, тётя, Зоя, Соня

(Работают на листках самостоятельно, затем один ученик объясняет у доски.)

Докажи. Ведь буква и говорит читай мягко?-Проверьте задание. Как вы себя проверяли?

(Исправляют, комментируют.)

— Какой совет дадите себе?

Оцените работу пары. Были ли проблемы, непонимание каких-либо моментов?

(Быть внимательным, исправлять ошибки и не повторять их.)

Вывод: Какие буквы говорят читай мягко? Какие буквы не слушают команду «Читай мягко» «Читай твердо»? Как называют эти буквы? Шипящие.

Кто озвучит нашу лестницу Знаний.

Как вы думаете мы все знаем секреты шипящих? Предположите. Выдвиньте гипотезу. Какие гласные буквы пишутся после шипящих? Предположим, что после них пишутся всегда гласные а, о, и, у, которые имеют одну работу

4. Определение темы урока, целей.

Составьте модель слов 1ряд -шёл шов 2 ряд -жёлтый, крыжовник 3 ряд-чёлка, сверчок(1 у доски)

Запишите ниже буквами эти слова

Проверьте себя по букварю стр. 40

Наша гипотеза подтвердилась? Кто сможет определить тему урока? (Буквы о-ё после шипящих) Чему будем учиться? (учиться находить опасные места)

Вывод. Буквы Ж и Ш иногда дружат с буквой О, а иногда нет. Поэтому в некоторых словах она стоит рядом с ними, а в некоторых нет. И ее заменяет буква Ё. Звук [O] после Ж и Ш обозначается иногда буквой О, а иногда буквой Ё. Конечно, буквам Ж и Ш безразлично, какая буква стоит за ними: они все равно обозначают твердый согласный. А вот нам не все равно. Как узнать, какую букву писать в словах МЫШОНОК, ДРУЖОК, если иногда пишется О, иногда Ё? Пока мы не можем точно это решить. Вот и будем в таких случаях писать знак вопроса: МЫШ?НОК, ДРУЖ?К. Этот вопрос означает «я знаю, что здесь можно ошибиться; я не знаю пока еще точно, какую букву писать; я пока не хочу гадать и ошибаться, буду спрашивать у взрослых: в этом слове пишется О или Ё?»

Чтение загадки на стр.40. По каким признакам узнали отгадку?

Физминутка

Презентация. Профилактика утомления, нарушения осанки. Выполнение зарядки.

5. Решение частной задачи

- Откройте тетради. Расскажите, как нужно сидеть?

Зарядка для рук. Вертушка, скалка, передача из рук вруки.

Какое задание будем выполнять, посмотрите стр.40 внизу. Что нужно делать? Записать слова буквами, а не транскрипцией. Кто научит других? У доски написать одно слово.

Взаимопроверка.

Спишите слова

Что обозначает этот вопрос в словах?

Этот вопрос означает «я знаю, что здесь можно ошибиться; я не знаю пока еще точно, какую букву писать; я пока не хочу гадать и ошибаться, буду спрашивать у взрослых: в этом слове пишется О или Ё?» В схему вписать: жшчщ +а, и,?о,?ё,

Взаимопроверка.

— Подведите итог своей работы

6. Работа впаре стекстом по учебнику, с.41

Каким может быть следующее задание посмотрите. Читай быстро. Я даю вам 2 минуты подготовиться читать. Начали.

Чтение в паре друг другу. Оцените соседа.

—Чтение вслух. Кто научился быстро и хочет нам прочитать?

Чтение скороговорки хором медленно, с ускорением, быстрее.

Чему учились? Кто научился читать быстро?

Отгадайте загадку. По каким признакам вы догадались? Кого еще можно назвать к этой загадке?

7. Постановка задачи на следующий урок

Чтение букваря стр.41 внизу. С какой буквой будем знакомиться?

8. Итог урока. Рефлексия

- Какие задания выполняли на уроке? Поднимите руку, кто уже подружился с шипящими согласными? Какая тема урока? Какую гипотезу ставили? Подтвердилась она? Почему?

—Какие буквы надо писать после ш, ж, ч,щ? Почему? Какие ошибки допустили?

— Как работали сегодня на уроке?

Оцените себя.

Основные термины (генерируются автоматически): какая буква, слово, буква, урок, буква Ж, буква О, работа, умение, частная задача, шипящий.

Похожие статьи

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе по методике Н. А. Коротковой. Тема «Времена года»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе с использованием мобильного класса и здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного «Помогите Чебурашке найти букву»

Организация работы в ДОУ по внедрению программы И. А. Кузьмина и А. В. Камкина «Социокультурные истоки»

Конспект итоговой образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»

Конспект урока физики на тему «Закон Кулона» (по учебнику «Физика 10 класс» Г. Я. Мякишева, Б. Б. Буховцева, Н. Н. Сотского)

Методическая разработка занятия с детьми подготовительной группы, способствующего развитию связной речи в процессе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей на базе освоения лексической темы «Времена года»

Технологическая карта образовательной деятельности с детьми младшей группы с использованием игровой технологии В. Воскобовича «Праздник в Фиолетовом лесу»

Организация двигательной деятельности дошкольников в осенний период в условиях реализации парциальной программы «Выходи играть во двор» (под редакцией Л. Н. Волошиной)

Конспект по социально-коммуникативному развитию в старшей группе на основе восприятия произведений художественной литературы. Чтение рассказа В. П. Катаева «Грибы»

Формирование речи и социализация воспитанников со сложной структурой дефекта на примере взаимодействия воспитателя и логопеда (из опыта работы)

Похожие статьи

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе по методике Н. А. Коротковой. Тема «Времена года»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе с использованием мобильного класса и здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного «Помогите Чебурашке найти букву»

Организация работы в ДОУ по внедрению программы И. А. Кузьмина и А. В. Камкина «Социокультурные истоки»

Конспект итоговой образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»

Конспект урока физики на тему «Закон Кулона» (по учебнику «Физика 10 класс» Г. Я. Мякишева, Б. Б. Буховцева, Н. Н. Сотского)

Методическая разработка занятия с детьми подготовительной группы, способствующего развитию связной речи в процессе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей на базе освоения лексической темы «Времена года»

Технологическая карта образовательной деятельности с детьми младшей группы с использованием игровой технологии В. Воскобовича «Праздник в Фиолетовом лесу»

Организация двигательной деятельности дошкольников в осенний период в условиях реализации парциальной программы «Выходи играть во двор» (под редакцией Л. Н. Волошиной)

Конспект по социально-коммуникативному развитию в старшей группе на основе восприятия произведений художественной литературы. Чтение рассказа В. П. Катаева «Грибы»

Формирование речи и социализация воспитанников со сложной структурой дефекта на примере взаимодействия воспитателя и логопеда (из опыта работы)