Особенности акцентуаций характера у студентов специальности «психолого-педагогическое образование»
Автор: Абдрахманова Элина Валерьевна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
XI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, сентябрь 2019)
Дата публикации: 02.09.2019
Статья просмотрена: 1380 раз
Библиографическое описание:
Абдрахманова, Э. В. Особенности акцентуаций характера у студентов специальности «психолого-педагогическое образование» / Э. В. Абдрахманова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/342/15271/ (дата обращения: 15.11.2024).
В данной статье рассмотрены особенности акцентуаций характера у студентов специальности психолого-педагогическое образование. Автор акцентирует внимание на роли личностных качеств будущих специалистов. Описываются результаты эмпирического исследования и его выводы.
Ключевые слова: педагоги-психологи, акцентуации характера, личностные качества, характер, индивидуальный стиль деятельности.
В настоящее время в образовательные учреждения активно внедряется инклюзивное образование. В связи с этим стоит задача подготовки специалистов для работы в данной системе. Важную роль в образовательном учреждении играют педагоги-психологи, которые непосредственно взаимодействуют с учащимися. При это следует обратить внимание не только на развитие профессиональных, но и личностных качеств будущих специалистов еще на этапе их подготовки и обучения в университете. Под личностными качествами понимаются обобщенные свойства личности, включающие четыре основные подструктуры динамической функциональной структуры личности (направленность, опыт, особенности психических процессов, биопсихические свойства) и две, которые на них накладываются (характер и способности) [4]. Таким образом, личностные качества непосредственно участвуют в формировании характера. Из выше указанного следует, что исследование акцентуаций характера психологов-педагогов необходимо, так как они оказывают влияние на взаимодействие с учащимися и социумом в целом. Определяют индивидуальный стиль деятельности и манеру поведения.
В психологию термин «акцентуация» был введен К. Леонгардом, и понимается как чрезмерно выраженная индивидуальная черта, которая имеет тенденцию к переходу в патологическое состояние [1]. По мнению российского психиатра А. Е. Личко, акцентуация — это дисгармоничное развитие характера, которое проявляется в чрезмерной выраженности отдельных его черт. Это предрасполагает к повышенной уязвимости личности в отношении некоторого рода воздействий, а также негативно влияет на адаптацию в определенных ситуациях [3].
В образовательно среде акцентуации характера могут проявляться следующим образом:
- Гипертимный тип проявляется в оптимистичности, приподнятом настроении и активности в работе, легко преодолевает преграды. Способен заинтересовать и увлечь. Без труда вызывает симпатию учащихся. Но при этом чрезмерно словоохотлив и конфликтен.
- Циклотимный тип характеризуется открытостью, общительностью и теплосердечием. Но при этом склонен к смене настроения: при повышенном — общителен и занимает позицию лидера; при сниженном — утрачивает интерес и проявляет вялость. Поэтому отношение к учащимся связано с перепадами настроения, вследствие чего могут возникать конфликты, в которых данный тип способен вести себя непредсказуемо. Самооценка неустойчивая.
- Застревающий тип целеустремлен и настойчив. Но при этом замкнут, упрям и уязвим, в силу своего самолюбия и высокой оценки своих способностей. Болезненная обидчивость провоцирует конфликты, которые решаются с трудом. Обид не забывает, злопамятен и даже мстителен.
- Эмотивный тип можно описать как эмоционально впечатлительный, контактный в узком кругу, отзывчивый и добрый человек. Выше указанные качества способствуют быстрому установлению взаимоотношений с учащимися. Однако присутствует излишня мягкость и отсутствие требовательности. Отмечаются трудности с постановкой себя как авторитета. Практически не конфликтен и склонен к уступкам.
- Педантичный тип любит свою работу и заботится о порядке и не приемлет безответственность. Склонен все тщательно обдумывать и анализировать. Предъявляет строгие требования к учащимся, не обращая внимания на индивидуальных особенности. Такое непонимание ведет к возникновению конфликтов.
- Тревожно-боязливый тип характеризуется впечатлительностью и неуверенностью в своих силах, так как имеет низкую самооценку. Склонен к растерянности и панике, эмоционален и робок. Ощущает свою незащищенность, вследствие чего постоянно насторожен в отношении неблагоприятного поведения учащихся, но это не спасает его от конфликтов.
- Демонстративный тип озабочен впечатлением, которое производит на окружающих. Стремится к самовыражению и лидерству. Проявляет эгоистичность, и хвастливость. При невозможности произвести внешний эффект обвиняет учащихся и их родителей.
- Возбудимый тип склонен к злобно-тоскливому настроению. Импульсивен, прямолинеен. Легко «заводится», что провоцирует конфликт. Свое плохое настроение способен сорвать на учащемся.
- Дистимный тип является серьезным, но заторможенность при пониженном настроении снижает качество его деятельности. Медлительный, неповоротливый, и нерешительный. Заниженная самооценка.
- Экзальтированный тип склонен впадать в крайности — депрессивную и эйфорическую. Подобная полярность чувств порождает конфликтные ситуации [2].
Обратимся к результатам эмпирического исследования.
Цель исследования: выявить акцентуации характера у студентов, обучающихся по специальности психолого-педагогическое образование.
Гипотеза исследования: у студентов, преобладают акцентуации, в основе которых лежат энергодинамические проявления (гипертимность, циклотимность и демонстративность).
Методика исследования: Опросник Г. Шмишека для диагностики типа акцентуации личности.
База исследования: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Амурский государственный университет».
Выборка: студенты специальности психолого-педагогическое образование в возрасте от 19 до 23 лет, 22 человека.
В результате исследования был получены данные, свидетельствующие о том, что у 50 % студентов присутствуют акцентуации характера. Так у 18,2 % выявлен эмотивный тип акцентуаций, у 13,6 % — циклотимный, у 9,1 % — гипертимный и застревающий, а у 4,5 % — педантичный, тревожно-боязливый, возбудимый и экзальтированный типы. Это может объясняться возрастными особенностями, а также биологическими и социально-психологическими факторами. В целом, у 86,4 % отмечается уровень баллов выше среднего, предполагающий возникновение, либо сглаживание имевшихся в подростковом возрасте акцентуаций. Гипотеза исследования подтверждена.
Таким образом, полученные результаты имеют не только теоретическое, но и практическое значение. Изучив свои качества, студенты способны еще на этапах обучения развивать свою профессиональную компетентность, принимая во снимание имеющиеся особенности, и способствовать дальнейшему гармоничному становлению своей личности. Что необходимо для качественного исполнения должностных обязанностей в будущем, а также успешности работы в целом.
Литература:
- Бадиев И. В. Типология акцентуаций характера у подростков // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. — 2015. — № 5. — С. 60–65.
- Волков Б. С. Психология педагогического общения. — М.: Юрайт, 2015. — 333 с.
- Мазкина О. Б. Воспитание нравственных чувств подростков с различными акцентуациями характера // Вестник Воронежского института МВД России. — 2015. — № 2. — С. 215–218.
- Олешков М. Ю., Уваров В. М. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. — М.: Компания спутник +, 2006. — 191 с.
Ключевые слова
характер, личностные качества, акцентуации характера, педагоги-психологи, индивидуальный стиль деятельностиПохожие статьи
Психологическое исследование взаимосвязи учебных мотивов и направленности личности студентов-психологов
В данной статье исследуются мотивы учебной деятельности студентов-психологов во взаимосвязи с личными особенностями.
Изучение сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза
В статье рассмотрен вопрос о значении коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности педагога. Проанализированы результаты эмпирического исследования сформированности коммуникативных умений у студентов педагогического вуза, даны реком...
Развитие конфликтологической компетентности педагогов в условиях образовательной среды колледжа
В статье рассматриваются вопросы развития конфликтологической компетентности у педагогов системы среднего профессионального образования. Обоснованный выбор системы педагогических средств и условий способствуют эффективному развитию преподавателей в у...
Психологическое благополучие педагогов как предмет психологических исследований
В статье проанализированы исследования, направленные на изучение различных аспектов психологического благополучия личности. Определенны личностные детерминанты психологического благополучия педагогов.
Роль коммуникативной компетентности в учебно-профессиональной деятельности студентов — будущих социальных работников
Данная статья посвящена изучению и обзору различных теорий и концепций коммуникативной компетентности.
Актуальность проблемы психологического сопровождения развития личности студента в условиях психологической службы вуза
В статье поднимается проблема психологического сопровождения развития личности студента в условиях психологической службы вуза. Проанализировано понятие психологического сопровождения, выделены основные задачи, формы и направления его осуществления в...
Подготовка студентов психолого-педагогических специальностей к развитию творческой активности обучающихся в условиях глобального общества
В статье исследуется проблема подготовки студентов психолого-педагогических специальностей к развитию творческой активности обучающихся, как способа гармонизации межнациональных отношений. Описываются основные психолого-педагогические условия развити...
Психологическая проблема мотивации студентов-психологов
В статье раскрывается проблема выявления мотивов профессиональной деятельности психологов или учебной активности студентов-психологов. Мотивационная сфера личности представлена множеством компонентов, влияющих на её развитие — целями, стремлениями, п...
Психолого-педагогические основы методики обучения
В статье отражены психолого-педагогические основы методики обучения, а также роль и значение указанной отрасли знаний в становлении профессионального мастерства учителя.
Проблема формирования профессиональной мотивации студентов педагогического вуза
В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению мотивации обучения студентов в вузе, структура профессиональной мотивации учения. Экспериментально исследуется проблема формирования профессиональной мотивации студентов педагогического вуза.
Похожие статьи
Психологическое исследование взаимосвязи учебных мотивов и направленности личности студентов-психологов
В данной статье исследуются мотивы учебной деятельности студентов-психологов во взаимосвязи с личными особенностями.
Изучение сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза
В статье рассмотрен вопрос о значении коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности педагога. Проанализированы результаты эмпирического исследования сформированности коммуникативных умений у студентов педагогического вуза, даны реком...
Развитие конфликтологической компетентности педагогов в условиях образовательной среды колледжа
В статье рассматриваются вопросы развития конфликтологической компетентности у педагогов системы среднего профессионального образования. Обоснованный выбор системы педагогических средств и условий способствуют эффективному развитию преподавателей в у...
Психологическое благополучие педагогов как предмет психологических исследований
В статье проанализированы исследования, направленные на изучение различных аспектов психологического благополучия личности. Определенны личностные детерминанты психологического благополучия педагогов.
Роль коммуникативной компетентности в учебно-профессиональной деятельности студентов — будущих социальных работников
Данная статья посвящена изучению и обзору различных теорий и концепций коммуникативной компетентности.
Актуальность проблемы психологического сопровождения развития личности студента в условиях психологической службы вуза
В статье поднимается проблема психологического сопровождения развития личности студента в условиях психологической службы вуза. Проанализировано понятие психологического сопровождения, выделены основные задачи, формы и направления его осуществления в...
Подготовка студентов психолого-педагогических специальностей к развитию творческой активности обучающихся в условиях глобального общества
В статье исследуется проблема подготовки студентов психолого-педагогических специальностей к развитию творческой активности обучающихся, как способа гармонизации межнациональных отношений. Описываются основные психолого-педагогические условия развити...
Психологическая проблема мотивации студентов-психологов
В статье раскрывается проблема выявления мотивов профессиональной деятельности психологов или учебной активности студентов-психологов. Мотивационная сфера личности представлена множеством компонентов, влияющих на её развитие — целями, стремлениями, п...
Психолого-педагогические основы методики обучения
В статье отражены психолого-педагогические основы методики обучения, а также роль и значение указанной отрасли знаний в становлении профессионального мастерства учителя.
Проблема формирования профессиональной мотивации студентов педагогического вуза
В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению мотивации обучения студентов в вузе, структура профессиональной мотивации учения. Экспериментально исследуется проблема формирования профессиональной мотивации студентов педагогического вуза.