Использование мягких модулей в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Семенова, О. В. Использование мягких модулей в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста / О. В. Семенова, Ю. В. Симакова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/342/15275/ (дата обращения: 15.11.2024).



Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым.

Народная мудрость

Одним из приоритетных направлений воспитания детей дошкольного возраста является безусловно, физическое воспитание. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности, формируются важнейшие двигательные навыки.

Благодаря физическому воспитанию создаются благоприятные условия для формирования положительных черт характера (организованности, скромности, отзывчивости), нравственных основ личности (чувства собственного достоинства, справедливости, товарищества), волевых качеств (смелости, решительности, выдержки).

Эффективность реализации задач физического воспитания дошкольников во многом зависит от наличия спортивно-игрового оборудования. Это дает возможность значительно расширить запас двигательных навыков и умений детей, положительно сказывается на общей физической подготовленности ребенка. Повышается моторная плотность физкультурных занятий и обеспечивается достаточная физическая нагрузка на организм дошкольника.

В нашем детском саду имеется серия мягких игровых спортивных модулей: маты, дорожки, туннели, кубы разной высоты, валики плоские и округлой формы, крупные и малые брусы, круги и полукруги, блоки — трансформеры. Каждый модуль помещён в чехол из полимерной ткани. Модули мягкие, лёгкие, цветные, яркие. Они хорошо выдерживают нагрузку, не теряя при этом своей первоначальной формы, легко обрабатываются моющими гигиеническими средствами. Модульное оборудование отвечает всем требованиям охраны жизни и здоровья детей — оно очень легкое, мягкое и безопасное.

Цель их использования — привить детям дошкольного возраста интерес к спорту, создать условия для развития физических способностей детей.

Задачи:

Оздоровительные — удовлетворять потребность детей в движении, совершенствовать системы и функции организма, сохранять и укреплять их здоровье.

Воспитательные — развивать умственные, духовные и физические способности детей.

Образовательные — расширять у детей представления о многообразии физических и спортивных упражнений. Формировать умение соотносить результат движения с величиной приложенных усилий. Развивать интерес к соревнованиям как форме максимального проявления их физических и психических возможностей.

Модульные конструкции используются в процессе образовательной деятельности в физкультурном зале, при выполнении гимнастических упражнений, а также в подвижных играх. Наши воспитанники любят преодолевать полосу препятствий. Вариантов построения полосы препятствий очень много, где дети выполняют задания, направленные на развитие определенных физических качеств и двигательных способностей. Например, ходьба по кирпичикам с перешагиванием и перепрыгиванием; впрыгивание с разбега на кубы и спрыгивание с них; пробежки со средней скоростью с обеганием разноцветных кубов (больших размеров) и перепрыгивание через малые кубы; ползание на четвереньках по плоским валикам; катание вперед-назад, лежа на валике округлой формы (подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами), метание мягких мячей в круг, сложенный из полусфер, упражнения на равновесие, ползание (с модулем на спине, сидя на модуле, отталкиваясь ногами от пола).

Важно строго подходить к дозировке объема физической нагрузки для каждого воспитанника, учитывать, кто из детей имеет высокую двигательную активность, хорошую физическую подготовку. Вопрос о подборе упражнений, о физической нагрузке для детей решается с медицинским персоналом детского сада. Систематический контроль медицинской сестры и врача позволяет осуществлять физическое воспитание ослабленных и часто болеющих детей, направленное на устранение отставания в развитии определенных показателей моторики, а также на повышение их физической работоспособности.

Мягкие модули помогают разнообразить и совершенствовать работу по физическому воспитанию детей и организации двигательной активности. Соразмерность модулей позволяет выстроить из них единый физкультурно-игровой комплекс, который может трансформироваться в зависимости от задач занятия.

Мягкие модули используются не только на физкультурных занятиях, но и в комплексах общеразвивающих упражнений на утренней гимнастике, в подвижных играх, аттракционах и эстафетах.

Известно, что подвижная игра — средство гармоничного развития и воспитания ребенка, управления собственным поведением, формирования положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния. При проведении подвижных игр, как сюжетных, так и бессюжетных, например, «Гуси-лебеди», «У медведя во бору…», «Ловишки», «Салки», вводятся усложнения — дети должны преодолеть препятствия из мягких модулей, имитирующих, либо овраг, мост через реку и др. В этих подвижных играх присутствуют правила, взаимосвязанные игровые действия всех участников.

В ходе проведения игровых упражнений («По мостику», «Через ручей», «Попади в цель») дети также преодолевают препятствия, сооруженные из модульных конструкций. В этом случае каждый ребенок действует по отдельному указанию взрослого, и выполнение двигательных заданий зависит лишь от его двигательных возможностей.

Наши воспитанники любят игры-забавы (физкультурные праздники и досуги). Двигательные задания в этих играх часто включают элемент соревнования или эстафеты: пронести мягкий кирпичик на голове и не уронить его, перешагнуть через большие кубы, перепрыгнуть через брус, пролезть в кольцо.

Использование мягких модулей в физическом развитии детей способствует формированию у них самостоятельности, фантазии, творчества, самоконтроля. Старшие дошкольники способны самостоятельно соорудить из модульных конструкций полосу препятствий и пройти ее.

Большой популярностью у воспитанников пользуется спортивный куб, на гранях которого изображены картинки, обозначающие, что ребенку надо сделать: присесть, покачать пресс, покрутить обруч, подтянуться или попрыгать через скакалку. Дети по очереди бросают куб и выполняют те движения, которые выпадают.

Важнейшей задачей семьи и ДОУ является воспитание здорового, творчески мыслящего, уверенного в своих силах ребенка, способного проявлять самостоятельность. Поэтому совместно с родителями и детьми проводим спортивные мероприятия: «Богатырская наша сила», «Стройные, веселые, здоровые!», «Олимпийские игры». В процессе этих мероприятий были проведены эстафеты с использованием мягких модулей «Спортивная рыбалка», «Кенгуру», «Переправа», «По лесной тропинке».

Положительным результатом проделанной работы является повышение двигательной активности детей. Увеличилась моторная плотность физкультурных занятий — от 80 % и больше. Наши воспитанники владеют базовыми элементами техники всех основных видов движения. У них развиты физические качества и двигательные способности: быстрота реакции, ловкости, гибкости, силы, выносливости, координационных способностей.

Таким образом, использование мягких модульных конструкций в физическом развитии детей помогает сделать наших воспитанников здоровыми, самостоятельными, уравновешенными!

Литература:

  1. Волошина Л. Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников: Учебно-методическое пособие. — М.: АРКТИ, 2015.
  2. Сивцова, А. М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях /А. М. Сивцова //Методист. — 2007. — № 2.
  3. Чупаха И. В. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду, М., Школьная пресса, 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, модуль, физическое воспитание, детский сад, моторная плотность, полоса препятствий, физическая нагрузка, физическая способность детей, физическое развитие детей.

Похожие статьи

Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста

Использование сенсорных макетов в работе с детьми раннего возраста

Использование дидактических игр для коррекции дислексии у детей младшего школьного возраста

Использование дидактических игр в развитии элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Использование технологии «синквейн» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

Использование современного оборудования для музыкального развития детей старшего дошкольного возраста

Использование технологии моделирования для формирования математических способностей детей дошкольного возраста

Использование логических игр для развития интеллектуальных способностей одаренных детей дошкольного возраста

Использование мнемотехнологии в развитии речи детей дошкольного возраста

Использование эффективных методов обучения при дисграфии у младших школьников

Похожие статьи

Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста

Использование сенсорных макетов в работе с детьми раннего возраста

Использование дидактических игр для коррекции дислексии у детей младшего школьного возраста

Использование дидактических игр в развитии элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Использование технологии «синквейн» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

Использование современного оборудования для музыкального развития детей старшего дошкольного возраста

Использование технологии моделирования для формирования математических способностей детей дошкольного возраста

Использование логических игр для развития интеллектуальных способностей одаренных детей дошкольного возраста

Использование мнемотехнологии в развитии речи детей дошкольного возраста

Использование эффективных методов обучения при дисграфии у младших школьников