Создание дорожных аудиосказок как средство вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гришина, И. В. Создание дорожных аудиосказок как средство вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма / И. В. Гришина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 14-15. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/343/15311/ (дата обращения: 17.10.2024).



Актуальность проблемы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) обусловлена ростом дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых гибнут и получают травмы не только взрослые, но и подрастающее поколение — дети.

Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Поэтому основная задача — обучить детей дорожной грамоте, привить навыки безопасного поведения на дороге реализуется через активную деятельность детей, родителей и педагогов, используя интерактивные формы работы.

Разработка оптимальных методов и форм развития самосознания родителей в условиях дошкольного учреждения является частью общей задачи организации активного взаимодействия с семьей. Через сплочение и мобилизацию совместных усилий родителей, детей, педагогов можно эффективно решать задачи по профилактике ДДТТ.

Работа созданного в детском саду родительского клуба «Семейная формула безопасности» — это не просто форма связи семьи и дошкольного учреждения, это интерактивный университет педагогической информации.

Целью работы клуба является сотрудничество детского сада и семьи в вопросах обучения детей ПДД,профилактики детского дорожно-транспортного травматизма среди воспитанников и родителей; привитие навыков безопасного поведения воспитанников и родителей на улицах и дорогах, а также создание системы непрерывного воспитания законопослушных участников дорожного движения.

Основные направления деятельности клуба:

Оказание педагогической помощи и поддержки родителям в вопросах воспитания и обучения дошкольников правилам поведения на улицах, повышение педагогической компетентности родителей в данных вопросах.

Выявление и трансляция положительного опыта семейного воспитания по формированию положительного отношения к соблюдению ПДД.

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах обучения детей ПДД.

Одной из инновационных форм работы родительского клуба является объединение родителей, детей, педагогов в творческую группу по созданию «Аудио-сказок в дорогу», основная цель которой — сплочение детско-взрослой общности, вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс по профилактике ДДТТ. Следует отметить и важность в процессе развития ребенка игровой деятельности, которая в дошкольном возрасте является ведущей, а общение становится частью и условием ее. О значении игры и сказки для развития ребенка, по мнению В. А. Сухомлинского «духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он — засушенный цветок».

Современному дошкольнику необходимо, как можно раньше начать знакомиться с правилами дорожного движения. Тема эта сложная и серьезная, поэтому, чтобы детям было интересней и проще усвоить материал, творческой группой было решено «оживить» сказочные истории из «Книжек-малышек по правилам дорожного движения», где родители совместно с детьми придумывали и оформляли сказки и истории собственного сочинения. Ни одна работа не осталась без внимания.

«Сказка про Зебру, которая спасла друзей» набрала большинство зрительских симпатий и была первой озвучена и апробирована на практике, подтвердив несомненную пользу выбранного направления работы родительского клуба по профилактике ДДТТ. Увлекательная история, предназначенная для детей 4–6 лет, помогла первое знакомство с пешеходным переходом («зеброй») сделать легким и непринужденным, закрепить знания детей о дорожной разметке и правилах безопасного пересечения дороги в игровой форме с помощью загадок, песни «Зебра» (И.Русских). Дошкольники постарше с удовольствием рисовали то, что им представлялось во время прослушивания аудио-сказки.

Замечено, что дети легко воспроизводят прослушанную несколько раз аудио-сказку. При этом запоминается не только сюжет, но и множество мелких деталей. Причем, они улавливают информацию даже тогда, когда аудио-сказка включена фоном. Мама детей дошкольников поделилась наблюдением, что по просьбе 6-летней дочки неоднократно включала аудио запись «Сказки про Зебру, которая спасла друзей». Младшая дочь в это время играла, и вроде бы совсем не слушала аудио-сказку, а через несколько дней удивила всех новыми познаниями ПДД из прослушанной фоном истории.

К процессу создания следующих сказок подключились не только мамы и старшие дети, но и папы, для них нашлись мужские роли — инспектора ДПС, автобуса, грузовичка. Текст рассылался всем участникам творческой группы по электронной почте, в домашних условиях каждый актер озвучивал свою роль, используя доступные технические средства, и пересылал аудиозапись музыкальному руководителю. С помощью аудио редакторов обрабатывались полученные записи, добавлялась музыка, театральные шумы. Шаг за шагом идеи воплощались в новую творческую работу. Каждый даже самый мизерный успех становился трамплином для создания очередной поучительной истории. В процессе создания и прослушивания аудио-сказок дети научились работать в команде, расширили свои знания о безопасном поведении в транспорте, на улицах города, научились делиться своими знаниями, опытом, раскрылся творческий потенциал всех участников творческой группы. Укрепилась связь детей, родителей, педагога.

В результате кропотливого труда появился диск из 5-ти сказок -«Дорожные аудио-сказки ПДДшки», который в доступной увлекательной форме помогает познакомить детей с правилами поведения на улице. Голоса актеров (мамы, папы, брата), живые диалоги героев, а также музыкальное сопровождение создают приятную и веселую атмосферу для ребенка. ПДДшка и его друзья Зая и Миш рассказывают, как надо вести себя в различных ситуациях на проезжей части и на тротуаре; объясняют, что такое зебра и светофор, почему дорогу можно переходить только в разрешенных местах и на зеленой свет.

Все действия и герои описываются условно, поэтому ребенок, слушая дорожные истории ПДДшки, попадает в сказку и вместе с персонажами переживает ее, включая воображение. Замечено, что в процессе прослушивания и обсуждения сказочных историй, незаметно для ребенка, у него формируются знания о назначении светофора, дорожных знаков и разметок на дороге, основы безопасного поведения на улицах и дорогах, ребенок тренирует свою память, развивает речь и обогащает свой словарный запас.

Данные анкетирования родителей, в том числе и членов родительского клуба «Семейная формула безопасности» показали, что аудио-сказки успешно прошли апробацию и уже стали хорошими помощниками при изучении ПДД. Кроме того, прослушивание аудио-сказок в машине, в долгих переездах, позволяет сделать поездку в автомобиле познавательной и увлекательной как для ребенка, так и для родителей.

Создание аудио-сказок настолько сплотило родителей и детей, что поступило от них предложение «придумать» еще что-нибудь интересненькое, что подтверждает эффективность использования выбранного направления работы родительского клуба.

Литература:

1. Кузнецова Н. М. Учебно-методическое пособие «Психолого-педагогические основы дорожной безопасности несовершеннолетних»

2. Методические рекомендации: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов дошкольных образовательных учреждений — М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.- 48 с.

3. Саулина Т. Ф. «Ознакомление дошкольников с ППД», 2013

4. Сухомлинский В. А. Роль сказки в коллективной жизни детей // В. А. Сухомлинский. Изб. Произв. В 6 т. — т.1.- Киев, 1979.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родительский клуб, творческая группа, безопасное поведение, детский сад, дорожное движение, родитель, детский дорожно-транспортный травматизм, дошкольное учреждение, дошкольный возраст.

Похожие статьи

Создание ментальной карты на занятиях дополнительного образования как эффективный метод структурирования, обработки и запоминания учебного материала по безопасности дорожного движения

Формирование представлений по пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности квест-игр

Использование квест-технологии как средства повышения знаний по безопасности дорожного движения у воспитанников дошкольного образовательного учреждения

Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Использование квест-технологий в формировании основ безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста»

Создание интерактивных игр в ДОУ для формирования у дошкольников познавательного интереса к изучению основ безопасного поведения

Создание воспитательного Web-квеста как средства повышения нравственных качеств младших школьников

Применение квест-технологий как средства формирования представлений о правилах дорожного движения у дошкольников

Введение элементов экологического воспитания в процесс формирования социально-адаптивных навыков у детей-сирот с нарушением интеллекта

Психолого-педагогические исследования по проблеме обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах

Оптимизация педагогического общения как условие социально-психологической адаптации студентов техникума в учебном воспитательном процессе

Похожие статьи

Создание ментальной карты на занятиях дополнительного образования как эффективный метод структурирования, обработки и запоминания учебного материала по безопасности дорожного движения

Формирование представлений по пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности квест-игр

Использование квест-технологии как средства повышения знаний по безопасности дорожного движения у воспитанников дошкольного образовательного учреждения

Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Использование квест-технологий в формировании основ безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста»

Создание интерактивных игр в ДОУ для формирования у дошкольников познавательного интереса к изучению основ безопасного поведения

Создание воспитательного Web-квеста как средства повышения нравственных качеств младших школьников

Применение квест-технологий как средства формирования представлений о правилах дорожного движения у дошкольников

Введение элементов экологического воспитания в процесс формирования социально-адаптивных навыков у детей-сирот с нарушением интеллекта

Психолого-педагогические исследования по проблеме обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах

Оптимизация педагогического общения как условие социально-психологической адаптации студентов техникума в учебном воспитательном процессе