Методическая разработка «Формирование основ культуры безопасности по правилам дорожного движения у детей дошкольного возраста»
Авторы: Матанова Елена Альбертовна, Крылова Елена Васильевна, Кашеварова Светлана Алексеевна, Комарова Мария Дмитриевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 27.09.2019
Статья просмотрена: 1600 раз
Библиографическое описание:
Матанова, Е. А. Методическая разработка «Формирование основ культуры безопасности по правилам дорожного движения у детей дошкольного возраста» / Е. А. Матанова, Е. В. Крылова, С. А. Кашеварова, М. Д. Комарова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 15-18. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/343/15315/ (дата обращения: 16.11.2024).
Дорожная безопасность — это мера безопасности, снижающая риск дорожно-транспортных происшествий и травм на дороге из-за ошибок людей во время движения по дороге. Формирование основ безопасного поведения одна из главных задач современного дошкольного образования. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и всё, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда.
Ключевые слова: детский травматизм, Правила дорожного движения, дошкольное образование, формирование основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения, безопасность дорожного движения.
Обеспечение безопасности движения становится важной государственной задачей.
В настоящее время во всех странах мира отмечается рост детского травматизма, особенно высок этот показатель в больших городах.
Родители недостаточно компетентны в вопросах безопасности жизнедеятельности и не владеют способами обучения детей правилам безопасного поведения в социуме.
Согласно закону РФ «Об образовании», родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте, научить безопасному поведению в социуме, природе, быту.
У детей дошкольного возраста недостаточно знаний о правилах безопасности, навыков осознанного безопасного поведения.
Культура безопасного поведения на дорогах — это часть бытовой культуры, которая включает в себя состояние общественной организации человека, обеспечивающее определенный уровень его безопасности и безопасности окружающих его людей в сфере дорожного движения.
Однако до сих пор остается актуальным поиск эффективных стратегий и технологий формирования основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения, воспитании личности, которая не только владеет знаниями по безопасному поведению, но и уважает здоровье и жизнь другого человека, личности способной к проявлению гуманных чувств: доброты, отзывчивости и сострадания.
Проблема формирования навыков безопасности является актуальной, т. к. именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок и стереотип поведения в окружающем нас мире. И всё, что ребёнок усвоит в детстве, прочно останется у него навсегда.
Анализ теоретической разработанности проблемы исследования, свидетельствует о том, что вопросы обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению в транспортной среде в отечественной педагогической науке отдельно не исследовались, и рассматривались, как правило, в качестве одного из аспектов нравственного воспитания.
Проблемой безопасности, профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма, созданием системы целенаправленного обеспечения детей знаниями, умениями и навыками, ценностными ориентирами, необходимыми при формировании основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения, воспитанием осознанного безопасного поведения в окружающем мире, привитии здоровьесберегающих навыков, творческой активности ребенка, использовании разнообразных форм, методов и приемов в воспитательно-образовательном процессе занимались отечественные педагоги и ученые: Н. Н. Авдеева, Т. И. Алиева, Е. П. Арнаутова, К. Ю. Белая, О. Л. Князева, Е. А. Козырева, Л. А. Кондрыкинской, Е. Ю. Протасова, Э. Я. Степаненкова, Р. Б. Стеркина.
Задачи методической разработки:
1) содействовать формированию у детей элементарных знаний о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода;
2) воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение Правил дорожного движения, культуру поведения на улицах города и в транспорте;
3) способствовать проявлению у детей желания, инициативы стремления в повседневной жизни соблюдать правила безопасного поведения на дороге;
4) обеспечить преемственность общественного и семейного воспитания при формировании основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения у детей;
5) содействовать привлечению родителей и воспитанников к обогащению РППС макетами проезжей части, дорожных знаков и транспортных средств, папками-передвижками и др.;
6) содействовать активному включению родителей как участников образовательного процесса в работу с педагогами по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди детей и взрослых.
Обеспечение успешного формирования основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при соблюдении следующих условий:
− через всестороннее воспитание и развитие (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое).
− широкое использование разных видов игровой деятельности;
− взаимодействия дошкольного учреждения, семьи, инспекторов безопасности дорожного движения (ГИБДД) по формированию основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения.
К основным задачам взаимодействия с детьми относятся:
− развитие умения проявлять любознательность, стремление как можно больше узнать об опасных ситуациях, интерес к способам познания;
− воспитание умения проявлять способы безопасного поведения во взаимодействии со сверстниками;
− дать представление о том, как важно правильно ходить и ездить по городу, развивать способность воспринимать реальный мир города, закреплять знания детей о дорожных знаках и правилах дорожного движения.
− познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
Формы организации.
- Организация бесед, наблюдений о поведении пешеходов по пути из дома в ДОО. «Я пешеход», «Дорога домой», «Автомобиль на дороге».
- Обсуждение впечатлений.
- Организация разных видов продуктивной деятельности.
- Рисование «Улица города», лепка дорожных знаков, рисунки дорожных знаков.
- Организация экскурсий с детьми «Путешествие по городу», «На улицах города».
Задачи взаимодействия с родителями:
− родителям напоминать о правилах дорожного движения через рекомендации, памятки, информационные листы в родительских уголках;
− проведение семейных мастер-классов детьми для родителей;
− взаимодействие через общие собрания, через участие родителей в развлечениях и праздниках с детьми по ПДД, а также целевые прогулки и экскурсии по улицам города с участием родителей.
Формы взаимодействия с родителями:
- Иметь хорошо оформленный уголок инспектора ГИБДД, информация которого будет напоминать, что нельзя перебегать дорогу перед близко проходящим транспортом, так как это может повлечь за собой несчастный случай; следует уступать дорогу движущемуся транспорту, ведь водитель не сможет предотвратить беду и т. д.
- Проведение Семейных викторин «Что вы знаете о дорожном движении»? Необходимо, чтобы дети могли ответить на следующие вопросы: Как переходить дорогу, выходя из подъезда дома? Что обозначает красный, желтый, зеленый цвета светофора? и т. д.
- Организация досуговой деятельности, включающей игры, танцы, пение, чтение стихов и т. д.
Задачи взаимодействия педагога с детьми:
− побуждать детей принимать активное участие в обогащении уголка ПДД изготовленными силами старших дошкольников игр «Светофор», «Поставь дорожный знак», «Теремок», «Угадай, какой знак», «Виды перекрестков», «Наша улица», «Улица поселка», «Мы — водители», «Подумай — отгадай», «Угадай транспорт»;
− побуждать старших дошкольников проявлять инициативу, желание обучить правилам дорожного движения малышей через показ кукольных спектаклей, настольно-печатных игр.
− привлекать школьников — выпускников детского сада к совместным мероприятиям по ознакомлению детей с ПДД.
Формы взаимодействия педагога с детьми с родителями.
− Чтение художественной литературы. Заучивание стихов, загадывание загадок о дорожном движении. «Что ты знаешь об улице?», «Машины на улицах города», «Что можно и что нельзя», «Будь внимателен» и др.
− Выставки детских творческих работ на тему правил дорожного движения.
В помощь родителям разрабатываются памятки, проводятся консультации, родительские собрания с участием инспекторов ГИБДД, которые консультируют родителей по интересующим их вопросам.
− Организация встреч детей и родителей с инспектором ГИБДД.
− Организация старшими дошкольниками акций с жителями микрорайона «Напоминаем о правилах дорожного движения».
Безопасности дорожного движения должно уделяться надлежащее внимание всем и каждому человеку на земле, независимо от того, пользуются ли они транспортными средствами или нет. Дети являются наиболее уязвимой группой в отношении дорожно-транспортных происшествий, мелких или серьезных травм и даже смерти из-за отсутствия присмотра взрослых. Не следует опаздывать с информированием детей о правилах и мерах безопасности дорожного движения в раннем возрасте. Обязанность родителей и воспитателя — правильно учить их.
Согласно статистическим данным, установлено, что в большинстве случаев дорожно-транспортных происшествий участвуют дети, поэтому они подвержены большему риску, чем люди других возрастных групп. Поэтому им нужны знания в области безопасности дорожного движения и образование с самого раннего возраста. Это должно быть начато из дошкольных учреждений.
Обучение безопасности дорожного движения помогает детям научиться быть более осознанными и дает им базовые знания в области безопасности и практическое понимание правил дорожного движения.
Данная методика способствовала развитию у детей самостоятельности, воспитанию культуры поведения на дорогах. Повысилась компетентность родителей воспитанников в вопросах ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения.
Литература:
1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017, 166 с.
2. Тимофеева Л. Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет: парциальная программа. СПб.: Изд-во «ДЕТСТВО–ПРЕСС», 2015. 160 с.
Ключевые слова
дошкольное образование, безопасность дорожного движения, детский травматизм, правила дорожного движения, формирование основ культуры безопасности по Правилам дорожного движенияПохожие статьи
Как научить ребёнка правилам дорожного движения?
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена ро-стом дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут и получают травмы не только взрослые, но и подрастающее поколение — дети. Именно в дошкольном возрасте закладывается фунд...
Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в освоении культуры безопасности дорожного движения
В статье рассматривается опыт организации работы по формированию у дошкольников основ культуры безопасности дорожного движения. Раскрыты актуальность вопроса, особенности взаимодействия детского сада и семьи, а также представлена структурная модель о...
Особенности организации работы с дошкольниками по ознакомлению с Правилами дорожного движения
Самое дорогое у человека — это жизнь. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем все сложности нашего бытия. От того, донесем ли мы, взрослые, до сознания ребенка необходимые зна...
О некоторых аспектах аварийности в Ленинградской области и способах повышения безопасности дорожного движения в темное время суток (на основе новых разработок)
Рассматривается ситуация с обеспечением безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах. На основе статистики ДТП, произошедших в Ленинградской области и в целом по России, автор делает вывод о необходимости рассмотрения положительного опыта...
К вопросу формирования безопасного поведения в дорожном движении у младших школьников
Знания безопасного поведения младших школьников в современной цивилизации не передаются в формах традиционного обучения и воспитания, начиная с дошкольного обучения (пословицы, поговорки, игры и т. д.), и не позволяет предупреждать многие угрозы возн...
Особенности преподавания предмета информатики в школах
В статье уделяется внимание развитию преподавания предмета информатики и, следовательно, информатизации образования. Одна из главных причин состоит в том, что современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо об...
Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
В данной статье поднимается вопрос организационного и содержательного аспектов построения процесса обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. В нашей стране уже выстроена общая концепция образовательных стандартов, закрепленная ...
Детско-родительский клуб как эффективная модель организации взаимодействия с родителями по развитию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах города
В статье рассматривается проблема обучения детей дошкольного возраста основам безопасного поведения на улицах и дорогах города. Особое внимание уделяется вопросу создания детско-родительского клуба в образовательном учреждении как эффективной модели ...
Здоровьесберегающее образование как эффективное средство реализации Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования 2-го поколения
Статья посвящена реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования 2-го поколения через призму здоровьсбережения, где главным постулатом выступает диагностика и коррекция функционального со-стояния школьни...
Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач) как фактор развития творческих способностей дошкольника
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования порастающего поколения и в том числе — дошкольному образованию. Согласно вступившему в силу ФГОС, одной из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях явл...
Похожие статьи
Как научить ребёнка правилам дорожного движения?
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена ро-стом дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут и получают травмы не только взрослые, но и подрастающее поколение — дети. Именно в дошкольном возрасте закладывается фунд...
Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в освоении культуры безопасности дорожного движения
В статье рассматривается опыт организации работы по формированию у дошкольников основ культуры безопасности дорожного движения. Раскрыты актуальность вопроса, особенности взаимодействия детского сада и семьи, а также представлена структурная модель о...
Особенности организации работы с дошкольниками по ознакомлению с Правилами дорожного движения
Самое дорогое у человека — это жизнь. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем все сложности нашего бытия. От того, донесем ли мы, взрослые, до сознания ребенка необходимые зна...
О некоторых аспектах аварийности в Ленинградской области и способах повышения безопасности дорожного движения в темное время суток (на основе новых разработок)
Рассматривается ситуация с обеспечением безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах. На основе статистики ДТП, произошедших в Ленинградской области и в целом по России, автор делает вывод о необходимости рассмотрения положительного опыта...
К вопросу формирования безопасного поведения в дорожном движении у младших школьников
Знания безопасного поведения младших школьников в современной цивилизации не передаются в формах традиционного обучения и воспитания, начиная с дошкольного обучения (пословицы, поговорки, игры и т. д.), и не позволяет предупреждать многие угрозы возн...
Особенности преподавания предмета информатики в школах
В статье уделяется внимание развитию преподавания предмета информатики и, следовательно, информатизации образования. Одна из главных причин состоит в том, что современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо об...
Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
В данной статье поднимается вопрос организационного и содержательного аспектов построения процесса обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. В нашей стране уже выстроена общая концепция образовательных стандартов, закрепленная ...
Детско-родительский клуб как эффективная модель организации взаимодействия с родителями по развитию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах города
В статье рассматривается проблема обучения детей дошкольного возраста основам безопасного поведения на улицах и дорогах города. Особое внимание уделяется вопросу создания детско-родительского клуба в образовательном учреждении как эффективной модели ...
Здоровьесберегающее образование как эффективное средство реализации Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования 2-го поколения
Статья посвящена реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования 2-го поколения через призму здоровьсбережения, где главным постулатом выступает диагностика и коррекция функционального со-стояния школьни...
Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач) как фактор развития творческих способностей дошкольника
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования порастающего поколения и в том числе — дошкольному образованию. Согласно вступившему в силу ФГОС, одной из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях явл...