Сензитивные периоды развития детей дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Штепа, Е. Г. Сензитивные периоды развития детей дошкольного возраста / Е. Г. Штепа. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/343/15319/ (дата обращения: 16.11.2024).



Человек овладевает и родной речью, и азбукой музыкальной культуры — способностью воспринимать, понимать, чувствовать, переживать красоту мелодии — только в годы детства. То, что упущено в детстве, трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы.

В. А. Сухомлинский

К тому времени как ребенку исполняется три года, в его мозгу сформировано 100 триллионов связей — почти в два раза больше, чем у взрослого человека. Некоторые клетки мозга, называемые нейронами, уже до рождения прочно связаны с другими клетками. Они контролируют сердцебиение малыша, его дыхание, рефлексы и регулируют множество других функций, необходимых для нормальной жизнедеятельности. Остальные связи ждут своего «подключения». Связи, которые нейроны образуют друг с другом, называют синапсами. Различные области мозга развиваются с разной скоростью, и многочисленные исследования показывают, что период самого активного образования синапсов — от рождения и примерно до десяти лет. Ученые убеждены, что воздействие, оказываемое на младенцев и маленьких детей, в значительной степени определяет, какие синапсы будут сформированы в мозгу, то есть какие клетки окажутся прочно связанными друг с другом.

Автор книги «После трех уже поздно» Масару Ибука утверждает, что «ключ к развитию умственных способностей ребенка — это личный способ познания в первые три года жизни, т. е. в период активного развития мозговых клеток… Если в первые шесть месяцев жизни мозг достигает 50 % своего взрослого потенциала, то к трем годам — 80 %».

У маленького ребенка есть определённые сензитивные периоды, когда ребенок наиболее восприимчив к тем или иным способам и видам деятельности, к способам эмоционального реагирования, поведения вообще и т. д. — вплоть до того, что каждая черта характера наиболее интенсивно развивается на основе некоторого внутреннего импульса и в течение некоторого узкого промежутка времени. Сензитивные периоды служат тому, чтобы ребенок имел принципиальную возможность приобрести внутренне необходимые ему знания, умения, способы поведения и т. д.

В жизни ребенка сензитивные периоды длятся определённое время, проходят безвозвратно — независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих способностей.

Для взрослого очень важно определить, какой этап переживает ребенок, и помочь ему овладеть необходимой деятельностью в наилучший для него период.

Взрослый извне не может повлиять на время возникновения и длительность сензитивных периодов. Но любой взрослый может, а точнее обязан:

− знать о существовании таких периодов в развитии ребенка, знать их особенности, поскольку в противном случае рискует посвятить свою жизнь борьбе с естеством ребенка, которую искренне считает педагогикой;

− наблюдать, замечать проявления, характерные для наиболее интенсивных этапов протекания того или иного сензитивного периода, что необходимо для точной оценки актуального уровня развития ребенка;

− предвидеть наступление следующего сенизитивного периода и подготовить соответствующую окружающую среду (дидактический материал), чтобы ребенок имел то, в чем особенно нуждается в данный момент.

У сензитивных периодов есть еще несколько базовых характеристик.

Они универсальны, то есть возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т. д.

Они индивидуальны, если речь заходит о времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка.

Отсюда возникает принципиальная возможность функциональной диагностики развития детей, т. е. определение индивидуальных ее особенностей с целью дальнейшей реабилитации этого развития.

Протекание каждого сензитивного периода характеризуется:

− более или менее медленным (пологим) началом, которое заметить довольно трудно, если не предполагать возможность его наступления и не работать с ребенком в «зоне его ближайшего развития»;

− этапом наибольшей интенсивности (точкой максимума или плато), который наблюдать наиболее просто;

− более или менее медленным (пологим) спадом интенсивности. Некоторые сензитивные периоды протекают примерно в одно и тоже время, но имеют наивысшую интенсивность в разные его моменты.

В сенситивные периоды дети, как губки, впитывают новое, усваивают различные навыки и умения или легко, естественно учатся овладевать разными сферами знания.

Год отставания в дошкольном периоде равен трём школьным годам или пяти годам взрослой жизни.

Поэтому всем заинтересованным взрослым стоит знать, какие сенситивные периоды развития ребенка существуют в жизни человека:

− От рождения и всю жизнь — развитие речи.

− От рождения до 3 лет — сенсорное развитие.

− От рождения до 1,5 лет — познание окружающего мира.

− От 1,5 до 3 лет — развитие устной речи. Это возраст быстрого, лавинообразного пополнения словарного запаса ребенка. Это свойство можно использовать для планомерного изучения иностранного языка или даже нескольких иностранных языков. В то же время этот период благоприятен для интенсивного развития моторики.

− От 1,5 до 4-х лет развитие мускульной координации.

− От 2 до 4 лет — забота о порядке в окружении и обязанности.

− От 2 до 6 лет — музыкальное развитие.

− От 2,5 до 6 лет — утонченность чувств.

− От 2,5 до 6 лет — развитие социальных манер.

От 3-х до 6лет — восприятие влияния взрослых.

− В возрасте 3–4 лет наступает период развития осознанной речи. Именно в это время формируется осознание ребенка себя как личности и понимание собственной мысли.

− От 3,5 до 4,5 лет — навыки письма.

− В 4 года ребёнок легко овладевает пространственными представлениями (повесьте рядом с ним карту, и он увлечётся познаниями мирового пространства).

− 4–5 лет — это возраст повышенного интереса к музыке, и, как ни странно, к математике. Ребенок интересуется письмом, активно экспериментирует с формой, цветом, размером различных предметов.

− От 4,5 до 5,5 лет — чтение. Он начинает понимать, что все люди — очень разные, у него появляются навыки социального поведения.

− В возрасте 8–9 лет второй всплеск лингвистических способностей. Стремительно развиваются фантазия и воображение. Растет интерес к искусству.

Литература:

  1. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-256с.
  2. Сергеенкова И. В. Психологическое развитие детей Ростов н/Д: Фенмкс, 2007.-125с.
  3. Фридман Л. М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей М.: ТЦ «Сфера», 1999.-208с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, время, принципиальная возможность, развитие, рождение.