Семейная педагогика и уникальность методики взаимоотношения учителя с учеником по Василию Александровичу Сухомлинскому | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ткачёва, А. В. Семейная педагогика и уникальность методики взаимоотношения учителя с учеником по Василию Александровичу Сухомлинскому / А. В. Ткачёва. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 28-31. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/343/15340/ (дата обращения: 16.10.2024).



В данной статье рассматривается роль семейного воспитания выраженная в работе одного из величайших советских педагогов-новаторов Сухомлинского В. А., его книга под названием «Родительская педагогика» схожа с инструкцией по которой Василий Александрович предлагает действовать родителям воспитывая своих детей. В основу воспитательного процесса, Сухомлинский В. А. вкладывает любовь к ученику в школе, отвергая телесные наказания и давая возможность к самовыражению. Основная мысль работы построена на идеи гуманного воспитания и становления личности ребенка в школе благодаря учителю и дома с помощью родителей.

Ключевые слова: школа, учитель, ребенок, воспитание, семья, родители, самовыражение, формирование личности, взаимоотношения, любовь.

Василий Александрович Сухомлинский является одной из ярчайших фигур советской педагогики. Не отрицая коммунистических идей, ему удалось воплотить в жизнь собственные взгляды о гуманной педагогике и воспитать в духовно-гармоничной сфере счастливые личности. Все это могло произойти лишь благодаря искренней любви к детям; проработав в сельской школе практически всю свою жизнь, Сухомлинский В. А. превратил ее в настоящую научно-педагогическую лабораторию, в которой несмотря на жесткую коммунистическую идеологию в стране, он смог творить и воплощать в жизнь свои педагогические теории на практике.

Чем больше воспитатель учит своего воспитанника выражать себя в труде, деятельности, тем большим авторитетом он является для воспитанника».

(В. А. Сухомлинский)

Системе семейного воспитания Сухомлинский В. А. уделял особое внимание, к концу своей жизни, он начал работать над книгой под названием «Родительская педагогика», но к сожалению сам он не успел собрать весь необходимый материал для своей публикации, лишь после его смерти, буквально по крупицам и изданным им материалам ранее его идея обрела жизнь в «Родительской педагогике». Написать подобную работу, не обладая безграничной любовью к детям, практически невозможно, Сухомлинский В.А, был по настоящему знатоком детской психологии, он хорошо понимал о чем мыслят дети, сопереживал им, улавливал то, что они чувствуют и блестяще разбирался во взаимоотношениях детей с их родителями.

В своей системе школьного воспитания Василий Александрович стремился к гуманному подходу в формировании личности ребенка, никакого давления или жесткого наказания ни в коем случае не должно было быть. Во многих своих работах еще при жизни, до того, как в свет вышла «Родительская педагогика», Сухомлинский В. А. не раз отмечал тот факт, что на развитие и формирование личности ребенка во многом влияют его родители. Маленькое чадо все свое детство смотрит на пример перед глазами в лице матери и отца, на их человеческие отношения, и взаимоотношения закладывают в нем прочный фундамент, на котором он будет строить уже свою жизнь. Поэтому доверительные и хорошие взаимоотношения между родителя и детьми — это очень важный процесс, в котором формируется личность, об этом очень важном факте не должны забыть и сами родители. Василий Александрович считал абсолютно неприемлемой систему телесного наказания для детей, он полагал, что подобная жестокость способна сказаться только негативным образом на воспитании ребенка. Сухомлинский В. А. отмечал, что самое простое, что может быть, взять ремень и наказать ребенка, а вот выстроить с ним взаимоотношения так, чтобы физическая сила не применялась, гораздо сложнее, чем не хотят заниматься большинство родителей, идя, как им кажется по легкому пути, нанося психологическую и физическую травму ребенку. Подобные меры воспитания могут лечь тяжелым грузом на долгие годы и отложиться в памяти ребенка, что вряд ли может поспособствовать его развитию и становлению в жизни. Главное, что должно быть дома и в школе — это духовная связь, которая должна возникнуть между ребенком и его воспитателем. Основой доверительных отношений между ребенком и его родителями должно стать уважение к его достоинству, благодаря взращиванию в ребенке именно этого качества, он сможет понять окружающих его детей в школе, прочувствовать их душевное состояние и научится поддерживать своих товарищей в трудную минуту. Налаживание подобных связей между школьниками Сухомлинский В. А. считал очень важным, такого рода общение способно благоприятно влиять на атмосферу школьного образования.

Книга «Родительская педагогика» похожа на ответ на тысячу незнакомых писем адресату, на которые Василию Александровичу удалось ответить без особого труда. Работа состоит из семи бесед, которые способствуют пониманию родителями того, как им необходимо правильно воспитать своего ребенка. Попробуем детально рассмотреть каждую из них отдельно.

«Ребенок — это зеркало нравственной жизни родителей».

(В. А. Сухомлинский)

Первая беседа называется «К отцовству и материнству нужно готовить с колыбели». По мнению Сухомлинского В. А., школа и родители по большей части мало уделяют внимания в воспитании в детях умению жить и общаться друг с другом; вопросу взаимоотношений Василий Александрович уделял особое внимание, ведь из детей вырастают взрослые люди, которые в будущем построят свои семьи, и если они не умеют налаживать общение между собой, не знают, что значит быть супругами, и уж тем более какими они должны быть родителями, вырастая, такие люди, сами будучи уже взрослыми, подобны беспомощным детям, которые ничему толковому не смогут научить своих детей. Из этого следует вывод о том, что со школьной скамьи мы должны воспитывать в детях не только стремление к постижению образования, но и воспитывать в них будущих родителей, которые смогут построить крепкие отношения в будущем.

Вторая беседа «Об общественной и моральной ответственности родителей» посвящена одной из главных миссий в человеческой жизни, рождение и воспитание ребенка. Дети являются счастьем для любых родителей, они часть нас, когда мы смотрим на них, мы видим себя.

В третьей беседе Сухомлинский В. А. ведет речь о «Видение собственного нравственного образа». Как было уже сказано ранее, родители являются для ребенка примером во всем, а образ жизни, который ведут родители, становится часто собственной моделью выстраивания семьи и общения с окружающими у ребенка. Без настоящей любви родителей друг к другу и уважения между ними не стоит ждать, что ребенок вырастет уважающим и любящим других, ведь он, как губка, впитал все то, что видел и что происходило в его семье, а значит, в будущем закономерно спроецировал на свою жизнь. Любовь — это чувство, при котором люди готовы отдавать, жертвовать самым важным в своей жизни ради другого, вкладывая такую любовь в ребенка, мы вырастим не эгоиста, а человека, способного видеть в мире главное не материальное, а духовное.

Четвертая беседа посвящена тому «Что возвеличивает вас в глазах ваших детей». Здесь Сухомлинский В. А. в очередной раз сделал акцент на личном примере в воспитании, а еще на возвышение родителей в глазах собственных детей, для этого нужно работать над этим каждый день, показывая это на примере личностных взаимоотношений в семье, гармонии и понимании.

В пятой беседе речь идет о том, как не надломать в ребенке веру «Берегите в душе ребенка веру в высокое, идеальное, непоколебимо». Василий Александрович подчеркивает важность нежных чувств между отцом и матерью ребенка в семье, здесь важно показать подрастающему пока еще маленькому человеку, доброе отношение к друг другу, понимание, согласие между всеми членами семьи, благодаря такой гармонии, перед ребенком раскрывается вся красота этого мира, он обретает душевное спокойствие, если нарушить мир ребенка, то в его душе начнется смятение, которое помешает ему в будущем постичь бесценное богатство любви.

Шестая беседа посвящена теме «Берегите человеческую любовь». Василий Александрович, считал любовь — одной из сильнейшей силой в воспитании детей не только в семье, но и в школе, доброжелательные личные отношения дома должны быть наполнены и передаваться от отца и матери к ребенку. Способность родителей показать любовь, при этом умея ее восхвалить в собственном поведении, является по Сухомлинскому В. А. способностью совершенствовать всеобщую любовь в человечестве, а значит, и в самом ребенке.

Седьмая беседа, последняя, посвящена теме «Нравственные ценности семьи». Сухомлинский В. А. отмечал важность личного примера, сила духовного воспитания, которую закладывает отец ребенку к матери, бабушке или дедушке, позволяет ребенку увидеть этот мир глазами родителей. Хорошие взаимоотношения в семье способствуют накоплению у ребенка нравственного багажа.

Василий Александрович Сухомлинский, отвечая на вопрос, что самое главное было в его жизни, говорил, любовь к детям. Любовь — это один из самых главных факторов, связывающих между собой учителя и ученика в школе и ребенка с его родителями. Важным является духовая связь, понимание, учитель, который не способен поставить себя на место своего ученика с трудом сможет его понять. Сухомлинский В. А., очень часто напоминал в свои работах о том, что мы все когда-то были детьми, и нам не стоит забывать об этом, не учителям, не родителям, когда мы пытаемся воспитывать наших детей.

Литература:

  1. Сухомлинский В. А. Родительская педагогика.- М., 2010.
  2. Сухомлинский В. А. Сто советов учителю. — М., 2014.
  3. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям.- М., 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, жизнь, беседа, любовь, школа, воспитание ребенка, особое внимание, семейное воспитание, формирование личности ребенка.

Похожие статьи

Формирование исследовательской компетентности у будущих учителей. Принцип научности в педагогическом образовании — условие формирования современного специалиста

Формирование компетентности у будущих учителей, исследуемая в сфере такой науки как педагогика: имеет две основные тенденции, 1ая- решение наиболее новых современных задач, 2ая- решение уже известных задач. Развитие у молодежи научного мировоззрения ...

Индивидуальное проявление родовых программ в открытой биосоциальной системе рода

В статье представлены идеи, разработанные совместно с В. В. Докучаевым. В данной статье анализируются психологические проявления, которые возникают в открытой биосоциальной системе рода. Описан алгоритм реализации индивидуальной родовой программы. О...

Взгляды К. Д. Ушинского на проблему женского образования

В статье говорится о становлении женщины как равноправного члена общества. Деятельность К. Д. Ушинского тесно связана с данной проблематикой, он рассматривает новые принципы работы в сфере женского образования, которые бы несли в себе психолого- педа...

Психологические механизмы взаимодействия молодой и родительской семей

В статье приведены результаты исследования, целью которого явилось изучение психологических механизмов взаимодействия между молодой и родительской семьями. В качестве испытуемых были выбраны молодые семьи, состоящие в браке не более 1–2 лет, не имею...

Роль игры в воспитании гендерной социализации старших дошкольников

В статье представлен практический опыт работы по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные ...

Детско-родительские отношения, их влияние на будущее детей

В данной статье поднимается проблема влияния детско- родительских отношений на дальнейшее будущее ребенка, в том числе на его адаптацию во взрослой жизни. Так же в статье рассматриваются стили воспитания, которые свойственны родителям с разными психо...

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме детско-родительских отношений. На основе проведенного исследования установлено, что на детско-родительские отношения сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и...

Обратная связь на уроке: к вопросу о субъектности учащихся

В статье автор анализирует основные подходы к определению обратной связи, а также ее место в новой парадигме общего образования, фундаментом которого должны стать субъект-субъектные отношения учителя и учащихся. Автором были выявлены проблемы в испол...

Народная сказка как средство формирования экологического представления у дошкольников

Старший дошкольный возраст — период активного освоения норм, формирования привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. В этот период...

Технологии работы психолога с отцами как одно из направлений развития школы осознанного родительства

Данная статья посвящена рассмотрению способов работы детского и семейного психолога с родителями и теми, кто собирается ими стать, по теме «Отцовство».

Похожие статьи

Формирование исследовательской компетентности у будущих учителей. Принцип научности в педагогическом образовании — условие формирования современного специалиста

Формирование компетентности у будущих учителей, исследуемая в сфере такой науки как педагогика: имеет две основные тенденции, 1ая- решение наиболее новых современных задач, 2ая- решение уже известных задач. Развитие у молодежи научного мировоззрения ...

Индивидуальное проявление родовых программ в открытой биосоциальной системе рода

В статье представлены идеи, разработанные совместно с В. В. Докучаевым. В данной статье анализируются психологические проявления, которые возникают в открытой биосоциальной системе рода. Описан алгоритм реализации индивидуальной родовой программы. О...

Взгляды К. Д. Ушинского на проблему женского образования

В статье говорится о становлении женщины как равноправного члена общества. Деятельность К. Д. Ушинского тесно связана с данной проблематикой, он рассматривает новые принципы работы в сфере женского образования, которые бы несли в себе психолого- педа...

Психологические механизмы взаимодействия молодой и родительской семей

В статье приведены результаты исследования, целью которого явилось изучение психологических механизмов взаимодействия между молодой и родительской семьями. В качестве испытуемых были выбраны молодые семьи, состоящие в браке не более 1–2 лет, не имею...

Роль игры в воспитании гендерной социализации старших дошкольников

В статье представлен практический опыт работы по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные ...

Детско-родительские отношения, их влияние на будущее детей

В данной статье поднимается проблема влияния детско- родительских отношений на дальнейшее будущее ребенка, в том числе на его адаптацию во взрослой жизни. Так же в статье рассматриваются стили воспитания, которые свойственны родителям с разными психо...

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме детско-родительских отношений. На основе проведенного исследования установлено, что на детско-родительские отношения сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и...

Обратная связь на уроке: к вопросу о субъектности учащихся

В статье автор анализирует основные подходы к определению обратной связи, а также ее место в новой парадигме общего образования, фундаментом которого должны стать субъект-субъектные отношения учителя и учащихся. Автором были выявлены проблемы в испол...

Народная сказка как средство формирования экологического представления у дошкольников

Старший дошкольный возраст — период активного освоения норм, формирования привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. В этот период...

Технологии работы психолога с отцами как одно из направлений развития школы осознанного родительства

Данная статья посвящена рассмотрению способов работы детского и семейного психолога с родителями и теми, кто собирается ими стать, по теме «Отцовство».