Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Емельянова, И. А. Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе / И. А. Емельянова, Е. П. Подушко, Л. А. Шавернева. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/347/15359/ (дата обращения: 16.11.2024).



Всем педагогам хорошо известно: чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь.

А письменная речь — это самая многословная, точная и развернутая форма речи. В ней приходится передавать словами то, что в устной речи передается с помощью интонации и восприятия ситуации. Значение слова непостоянно, оно изменяется в ходе развития ребенка.

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Мы называем их словарными словами. И каждый учитель знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают в словарь.

Поэтому именно в начальной школе большое значение придается словарно-орфографической работе, выбору методов и приёмов, способствующих усвоению детьми слов с непроверяемыми написаниями. В практике нашей работы используются следующие приемы для запоминания словарных слов.

Приём «фотографирования» слова — молча посмотреть на слово, прочитать их про себя по слогам: потом закрыть глаза, чтобы представить его написанным. Затем снова открыть глаза, проверить себя, записать слово и снова проверить себя (для учащихся со зрительной памятью);

1) Проговорить слово по слогам соседу по парте или послушать, как слово проговаривает сосед (для учащихся со слуховой памятью);

2) Проговорить слово орфографически, отчётливо произнося каждый звук. Проговариваем слова трижды: сначала нормальным голосом, потом потише, потом шепотом. А затем мысленно проговариваем слово «в уме» так же отчетливо, но, не произнося ни звука (для учащихся с моторной памятью).

Запоминанию слов способствует привлечение мнемонических приемов. Мнемоника (с греческого — искусство запоминания), система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. К мнемонимическим приемам можно отнести такие стихи, рассказы, рисунки, ребусы, группировки слов, которые, вызывая определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово.

Дети с удовольствием занимаются этим увлекательным делом, а результаты в итоге соответствуют ожиданиям.

Обогащению словарного запаса, а, следовательно, и речевому развитию может способствовать такая организация учебной деятельности, которая будет направлена на:

  1. Восприятие и осознание смыслового содержания изучаемых слов и однокоренных слов, оттенков значений этих слов, анатомических и синонимических отношений, сочетаемости слов и устойчивых оборотов;
  2. развитие умения объяснять значение слов и особенности их употребления в речи;
  3. формирование умения пользоваться, словом в речи при построении собственного высказывания.

Ознакомление с лексическим значением слова осуществляю частично-поисковым методом, во время которого дети составляют определения, находя родовое понятие и существенные признаки того или иного предмета, обозначенного новым словом. Это происходит в атмосфере общения учителя и учащихся, а также детей друг с другом, в процессе которого идут поиск, анализ, сопоставление, обобщение. В конце общения кто-либо из детей, а затем учитель дают полное лексическое значение нового слова.

Работа над словом предполагает обогащение словаря учащихся и его активизацию. При изучении любого слова учащиеся определяют связи слова по значению и сочетаемость слова с другими словами в предложении и словосочетании. Лексико-семантическая работа в начальных классах должна широко применяться, так как она способствует развитию у детей лексико-семантического взгляда на слово, обогащает речь детей, вызывает у школьников познавательный интерес к русскому языку, формирует орфографическую зоркость и помогает запомнить правописание «словарных слов».

Для закрепления правописания слов с непроверяемыми написаниями использую следующие приемы, которые можно разделить на две группы:

  1. Приёмы, направленные на запоминание орфографического облика слов, когда в центре внимания — написание слова (группировка слов по орфографическому признаку, установление сходства и различия в написании слова, разнообразные игры);
  2. Приемы, направленные на запоминание слов и на развитие речи учащихся, когда в центре внимания — значение слова (подбор синонимов и антонимов, составление словосочетаний и предложений, замена описательных оборотов отдельными словами, составление тематических групп, сочинение по опорным словам и т. д.)

Упражнения, направленные на закрепление правописания слова и введение его в активный словарь школьника провожу не только на уроках, но и на внеклассных занятиях по русскому языку.

Формой контроля сформированности умений писать являются диктанты.

Словарный диктант — незаменимая форма проверки знаний учащихся. Этот вид диктантов удобен тем, что может, относится к конкретной теме урока, может использоваться как контрольный срез знаний по этой теме, а может быть своеобразной разминкой, проведенной в начале урока для настроя учащихся на дальнейшую работу, либо в середине урока для переключения внимания — в зависимости от вида диктанта и целей урока.

Эффективность системы работы над словами с непроверяемыми написаниями подтверждается результатами словарных диктантов. При использовании описанных методов учащиеся осваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других. А чем больше слов усвоит учащийся, тем богаче его речь, тем легче ему учиться, тем глубже и прочнее его знания по всем предметам.

Литература:

  1. Бакулина, Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 1 класс/Г. А. Бакулина. — М.: Владос, 2004.
  2. Бакулина, Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка 2 класс/ Г. А. Бакулина. — М.: Владос, 2001.
  3. Булохов, В. Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся.// Начальная школа. 1991. № 1. С. 9.
  4. Бурмистрова, Н. П. Еще раз о словарной работе.// Начальная школа. 1998 № 7. С. 83.
  5. Волина В. В. Занимательное азбуковедение/ В. В. Волина.- М.: Просвещение, 1991.
Основные термины (генерируются автоматически): слово, русский язык, группировка слов, запоминание слов, значение слова, написание слова, начальная школа, письменная речь, прием, центр внимания.