Формирование навыков детей с ОВЗ для дальнейшей социализации в обществе
Авторы: Карпова Ирина Александровна, Малыгина Алеся Николаевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 21.10.2019
Статья просмотрена: 309 раз
Библиографическое описание:
Карпова, И. А. Формирование навыков детей с ОВЗ для дальнейшей социализации в обществе / И. А. Карпова, А. Н. Малыгина. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/347/15371/ (дата обращения: 19.12.2024).
Социализация детей с ОВЗ изначально имеет цель — приобщить «особых» учеников к основным принципам и правилам цивилизации и культуры, обеспечить внедрение и социализацию их в общество, подготовить к постоянному участию в социальной жизнедеятельности. Дети с ОВЗ способны успешно усвоить и применять навыки общения, нормы поведения, установки, ценности, характерные обществу здоровых людей. Также дети с ОВЗ способны стать жизнестойкими, решительными личностями, умеющими проходить трудности, активно взаимодействующими с людьми, имеющими лидерские позиции. Но для всего этого нужна целенаправленная постоянная работа основных структур и участников системы образования, сверстников и родителей, и, конечно же, позитивный настрой самих детей с ОВЗ [2, c. 21].
Согласно советскому психологу Л. С. Выготскому, недостаточная подготовленность детей с ОВЗ к социализации в общество связана не с их неблагополучием в биологическом плане, а с «социальным вывихом», который нарушает связь ребенка с культурой и социумом, как источниками развития. Изменение проблемы «вывиха» происходит через обучение детей с ОВЗ всему многообразию социальных ролей, их функциональных характеристик, сущности, использования в реальной жизни. Для этого важно выполнение одного из условий социализации детей с ОВЗ — это участие детей в жизни здоровых сверстников, которые воспитаны в духе толерантности. Поэтому только общеобразовательные организации могут обеспечить им формирование навыков социализации, социальной адаптации и личностного развития [5, c. 39].Слабое здоровье детей с ОВЗ, множество нерешенных социальных проблем ведут к различным нарушениям их здоровья, психики, жизни в целом. Физическая культура, являясь наукой, затрагивающей физическую активность человека, накопила значительный опыт решения разных проблем, таких как формирование физической культуры личности и здорового стиля жизни, восстановление, сохранение и укрепление состояния здоровья, социализация детей средствами физической культуры. Эта наука имеет множество инструментов для достижения различных социальных целей.
Федеральный закон № 329-ФЗ от 04.12.2007 г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» дает четкое определение данному термину: «физическая культура — это часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития» [4, c. 302].
То есть, физическая культура — эта определенная сфера социальной деятельности, основным направлением которой является сохранение и укрепление здоровья ребенка, а также развитие в нем психофизических способностей в процессе осознанной двигательной активности.
Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что для сохранения нормального состояния здоровья детей с ОВЗ, прежде всего, необходимо увеличение объема двигательной активности и регулярные уроки физической культуры в режиме их повседневной деятельности [3, c. 102].
Двигательную, физическую активность, в виде выполнения различных физических упражнений необходимо рассматривать как биологическую потребность современного ребенка. Биологическая потребность организма ребенка в систематической физической тренировке, является одним из важнейших аргументов для обоснования необходимости внедрения физической культуры в режим жизни независимо от возраста и пола. При прекращении этих занятий положительные результаты очень быстро исчезают.
Уроки физической культуры с детьми с ОВЗ, как средство их социализации, формируют возможность:
– справиться с физиологическими требованиями повседневной жизни без дополнительной усталости;
– активно отдыхать, получая максимум удовольствия;
– нормализовать эмоциональный тонус и успешно преодолеть крайние физические напряжения и различные стрессы;
– повышать творческую активность, работоспособность;
– быстрее восстанавливать силы;
– формировать и совершенствовать физические и психические качества.
Занимающиеся физической культурой дети будут активными, менее подвержены стрессу и напряжению. Они будут лучше справляться с беспокойством, тревогой, угнетенностью, гневом, агрессией и страхом. Они смогут легче расслабляться, снимать напряжение с помощью определенных физических упражнений, у них уменьшатся проблемы со здоровьем.
Регулярные уроки физической культуры повышают работоспособность организма ребенка с ОВЗ, способствуют его эффективной подготовке к учебной и в дальнейшем к трудовой деятельности.
В результате повышения двигательной активности, уроков физической культуры у ребенка с ОВЗ создается устойчивая мотивация и потребность к здоровому образу и продуктивному стилю жизни, физическому и психическому самосовершенствованию, социальной и профессиональной активности [1, c. 53].
Таким образом, физическая культура на уроках с детьми с ОВЗ прививает детям чувство ответственности за свое здоровье, а также формирует физически совершенного, социально-активного и морально стойкого поколения. Особенно важно подчеркнуть, что в системе культурных общечеловеческих ценностей высокий уровень физической культуры определяет возможности освоения всех остальных культурных ценностей.
Основная цель работы педагога на уроках физической культуры — это обеспечение не только возможности детьми сохранить здоровье за время обучения в школе, а так же научить его «помогать» собственному здоровью, сформировать нужные знания укрепления здоровья каждый день.
На уроках физической культурой с детьми с ОВЗ необходимо осуществлять следующие задачи:
– оздоровительную;
– образовательную;
– воспитательную;
– коррекционно-развивающую.
Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, можно применять нетрадиционные и традиционные приемы и методы, которые будут более результативными. На уроках физической культуры с детьми можно использовать такой метод как Хаготерапия. Данный метод работает на основе тактильного контакта детей. Прикосновения являются одними из методов выражения положительных эмоций и одна из важнейших потребностей ребенка. Обняв ребенка с ОВЗ, взяв его за руку, находясь на уроке физкультуры, попутно решаются детские обиды и конфликты. Хаготерапия повышает соматическое состояние ребенка с ОВЗ, но при этом и успокаивает его, создавая положительные эмоции. Когда устанавливается эмоциональный контакт с ребенком, особенно с детьми с ОВЗ, тогда педагогу физической культуры будет легко выполнять задачи, которые поставлены на уроке [3, c. 58].
Многие педагоги уверены, что через доброе отношение и любовь к детям с ОВЗ, можно выработать у них интерес к выполнению физических упражнений во время учебного процесса, а так же к самостоятельным занятиям во внеурочное время по интересам. Необходимо у детей с ОВЗ выработать уверенность в сознании, что они такие же индивиды, как все остальные члены общества.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что уроки физической культуры будут эффективными в формировании навыков социализации детей в общество. Используя различные методы и средства физической культуры, затрагивая основную необходимость в общении и контакте детей с ОВЗ со здоровыми детьми, происходит приобщение детей к окружающим правилам и нормам жизни в обществе.
Литература:
- Визитей Н. Н. Физическая культура и спорт как социальное явление. Философские очерки. — Кишинёв, 2014. — 200 с.
- Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — СПб.: Речь, 2014. — 272 с.
- Закрепина А. Н. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Дошкольное воспитание. 2016. — 105 с.
- О физической культуре и спорте в Российской Федерации: федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ: по сост. на 3 ноября 2015 г. // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2007.- № 50. — С. 6242.
- Пономарев Н. И. Социальные функции физической культуры и спорта. — М.: Физкультура и спорт. — 2014. — 365 с.
Похожие статьи
Образовательная среда как стимулирующий фактор развития связной речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Актуальным вопросом в дошкольном образовании детей с ТНР является создание условий для речевого развития, что даёт возможность социализации в обществе.
Похожие статьи
Образовательная среда как стимулирующий фактор развития связной речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Актуальным вопросом в дошкольном образовании детей с ТНР является создание условий для речевого развития, что даёт возможность социализации в обществе.