Формирование у дошкольников интереса к чтению через взаимодействие между детским садом и библиотекой
Автор: Жирова Марина Владимировна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 28.10.2019
Статья просмотрена: 3086 раз
Библиографическое описание:
Жирова, М. В. Формирование у дошкольников интереса к чтению через взаимодействие между детским садом и библиотекой / М. В. Жирова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/347/15377/ (дата обращения: 19.12.2024).
С каждым годом снижается интерес у взрослых к совместному чтению с детьми, теряется традиция семейного чтения. Связано это с такими причинами, как высокая занятость родителей на работе и дома, влияние телевидения и интернета, предлагающие свои услуги по воспитанию и развитию детей, особенно дошкольного возраста. Это ведет к увеличению количества детей с трудностями в овладении чтением. Проблема формирования у дошкольников интереса к чтению, формирование у них образа книги, что является источником информации, ярких эмоций, глубоких переживаний, сегодня очень актуальна. Многие современные дети не любят читать и не тянутся к книге, а также и многие взрослые не воспринимают общение с художественной литературой как необходимость.
Важной в дошкольных образовательных учреждениях является задача формирования, развития и поддержание у воспитанников интереса к книге и чтению. Во время общения ребенка с книгой у него формируется привычка к постоянному интеллектуальному труду, развивается речь, логическое мышление, творчество к воспроизведению текста через игру. Чтение детской художественной литературы во многом способствует развитию человека как личности [6].
В художественных произведениях отражены жизненно важные знания, система ценностей народа, традиций. Дети узнают из книг много новых слов, образных выражений, речь ребенка эмоционально обогащается грамотной лексикой. Благодаря чему ребенку легче излагать собственное отношение к прослушанному, использовать сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности, что хорошо помогает развитию художественного восприятия произведений.
В современном обществе внимание к проблеме развития интереса к детской художественной литературе объясняется тем, что в контексте дошкольного образования больше внимания уделяется приобщению детей к чтению. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г., осуществляется модернизация дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях. Определяются новые цели, задачи и направления в работе дошкольных образовательных организаций, и одним из ведущих показателей готовности ребенка к обучению в школе является интерес к чтению [7].
На основании Закона РФ «О библиотечном деле» библиотека как социальное учреждение выполняет, по меньшей мере, три социальные функции: информационную, культурную, образовательную. Библиотеке принадлежит важная роль в процессе социализации личности. Наряду с другими учреждениями она осуществляет серьезную по своим последствиям работу, что помогает человеку через источники информации усвоить те ценности и нормы, которые характерны для конкретного общества [5].
Следует отметить, что в дошкольном учреждении имеется большой развивающий потенциал детской художественной литературы, направленный на всестороннее развитие дошкольников, и, в свою очередь, встречается недостаточное ее использование участниками образовательных отношений как в детском саду, так и в семье. Также очевиден факт развития технических средств и их активное использование в быту, в семье и отсутствие потребности по этой причине посещать библиотеки для получения новых знаний и проведения семейного досуга.
Разрешить данные вопросы можно путем применения новых форм повышения педагогической компетентности родителей обучающихся средствами сотрудничества дошкольной организации и библиотеки как социального партнера, ведь каждый детский сад взаимодействует с детской библиотекой. Таким образом, необходимо организовать сетевое взаимодействие между дошкольной организацией, детской библиотекой и родителями обучающихся.
Для налаживания отношений с библиотекой необходимо разработать план мероприятий с библиотекой, родителями и детьми старшего дошкольного возраста по реализации конкретных целей и задач, продумать эффективные формы работы с книгой и мероприятия, которые будут побуждать родителей посещать занятия, например, «Клуб семьи» в детском саду. При организации сетевого взаимодействия между дошкольной организацией, детской библиотекой и родителями у старших дошкольников станет формироваться читательский интерес.
Кроме того, следует так организовать предметно-пространственную развивающую среду в интерьере детского сада, в группе, чтобы регулярно развивать у детей интерес к чтению. Это могут быть организованные на детских площадках и на территории детского сада «Передвижные мини-библиотеки», в свободных местах учреждения (коридоры, переходы, холлы) «Мобильные библиотеки», уютные уголки с полками для книг, когда родитель (законный представитель) ожидая своего ребенка во время его пребывания, например, на платном развивающем кружке, может прочитать как детскую литературу, так и взрослую.
Работа «Клуба семьи» в детском саду также будет способствовать повышению психолого-педагогической культуры родителей и членов семьи детей в вопросах воспитания, приобщения к социальным нормам, которые приняты в нашем обществе, формировать интерес к чтению и литературе в целом. Использование дифференцированного и индивидуального подходов к семьям различного типа и к каждой конкретной семье позволяет улучшить взаимодействие.
Особое место уделяется совместным массовым мероприятиям с родителями (досуг родителей, детей и педагогов), на которых царит атмосфера доброжелательности, сотрудничества, где абсолютно все чувствуют «ситуацию успеха». Также совместная родителей с детьми творческая деятельность позволяет повысить авторитет взрослых перед воспитанниками. Педагогическая компетентностьвоспитателей обуславливает просветительское предоставление информации для повышения психолого- педагогической культуры родителей и членов семьи детей в вопросах воспитания, социально-коммуникативного развития и формирования читательского интереса.
Главное — заинтересовать родителей выполнением общего интересного дела; способствовать проявлению способностей, создать условия для полноценного общения, желания обменяться мнением, опытом семейного воспитания.
При заключении договора с детской библиотекой ответственные воспитатели проводят встречу с сотрудниками библиотеки и обсуждают проблему современного состояния формирования интереса детей к чтению. Особое внимание уделяется проблеме будущего первоклассника, а именно, умение ориентироваться в информационном пространстве, где чтение занимает важное место. Для привлечения дошкольников в библиотеку, самое главное необходимо заинтересовать самих родителей, совместно с библиотечными сотрудниками необходимо разработать план мероприятий на несколько учебных годов.
Вначале родители с детьми знакомятся с библиотекой в целом и библиотечным делом. Дети познакомились с залом абонемента, читальным залом и игровой комнатой. Знакомство лучше всего проводить в игровой форме, например, детская сказка. Такая экскурсия повысит интерес к книгам, что очень важно для формирования читательского интереса. В результате экскурсии у детей повысится интерес к профессии библиотекарь, который может реализоваться через сюжетно-ролевую игру «Библиотека».
Взаимодействие библиотеки и детского сада может включает разнообразные формы работы с семьями воспитанников:
– тематическая «Неделя детской книги»,
– виртуальные экскурсии в формате 3D,
– ознакомительные экскурсии,
– творческие выставки, фотовыставки,
– праздники «Книги»,
– детские конкурсы,
– акций, аукционы, викторины, шарады.
Во время пребывания в библиотеке дошкольники: внимательно слушают выразительное чтение сотрудников библиотеки, педагогов, родителей; смотрят театрализованное представление или постановку кукольного театра; играют в подвижные игры средней подвижности; изготавливают совместно с родителями поделки в «Творческой мастерской»; принимают непосредственное участие в детских конкурсах, викторинах; знакомятся с презентациями, в которых в доступной для детей форме рассказывается о биографии и творчестве детских поэтов и писателей; просматривают отечественные мультфильмы с целью ознакомления с творчеством детского писателя или поэта.
Для родителей (законных представителей) воспитателями и сотрудниками библиотеки должны быть разработаны циклы бесед для обсуждения, в ходе которых происходит понимание важности проведенного с детьми времени, которое способствует воспитанию качеств личности и развитию. Лучше такие мероприятия проводить со взрослыми в игровой форме: творческие мастерские, баттлы, конкурсы, акции, аукционы, викторины, участия в акциях.
Привлечь родителей в вышеуказанную работу также можно с использованием такой формы работы с книгой как буккроссинг — процесс обмена книгами между людьми, который основан на принципе «Прочитал — отдай другому». Так, воспитатели раздают родителям детские книги, чтобы было интересно и родителям, и детям, и потом друг другу передают. Для обмена книг нужно оборудовать специальное место, например, холл, коридор детского сада, где будет на полочках располагаться необходимая художественная литература.
Кроме того, можно расписать график проведения мероприятий, связанных с календарными праздниками. Например, «Новогодний аукцион поделок», «Праздник папы», «День матери», «День семье, любви и верности», «Будущий первоклассник», «Осенины», «Зимние забавы», «Лето — прекрасная пора», «Наши именинники», «День рождения», «Победа в наших сердцах».
Самая важная задача данной работы с детьми воспитателей и библиотекарей состоит в том, чтобы показать дошкольникам, что книга является интереснее, чем современные компьютеры, гаджеты, смартфоны. Таким образом, при систематической и планомерной, качественной работе воспитателей дошкольного образовательного учреждения, сотрудников библиотеки, вовлечении и сотрудничестве с родителями (законными представителями) у детей дошкольного возраста формируется интерес к чтению через взаимодействие между детским садом и детской библиотекой. Главное — идти к намеченным целям и достигать их.
Литература:
- Волегова Н. С. Чтение — молодежный аспект / Н. С. Волегова // Молодые в библиотечном деле. — 2012. — № 5/6. — С. 32–39.
- Гольман О. Ю. Презентация выставки «100 лучших книг» / О. Ю. Гольман // Новая библиотека. — 2012. — № 6. — с. 6–7.
- Кабачек О. Кто оспорит Вирджинию Вульф, или Экономия на детях / О. Кабачек // Библиотечное дело. — 2011. — № 4. — С. 10–13.
- Маликова Н. [Фотосессия… в библиотеке] / Н. Маликова // Ваша библиотека. — 2012. — № 34.
- Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).
- Некрасова Н. Ценность живого общения / Н. Некрасова // Библиотека. — 2012. — № 2. — С. 3.
- Тихомирова И. Чтение в образовании и чтение в культуре: в чем разница? / И. Тихомирова // Библиотечное дело. — 2012. — № 1. — С. 30–34.
- Чеховский книжный фестиваль // Современная библиотека. — 2012. — № 4. — С. 7.