Орфография без правил. Возможно ли?
Авторы: Лошакова Ирина Валерьевна, Тухтубеева Наталья Сергеевна, Семесько Анастасия Витальевна, Насонова Анна Александровна, Костина Любовь Николаевна, Иванова Ольга Владимировна, Абдрахманова Ольга Викторовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 29.10.2019
Статья просмотрена: 194 раза
Библиографическое описание:
Орфография без правил. Возможно ли? / И. В. Лошакова, Н. С. Тухтубеева, А. В. Семесько [и др.]. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/347/15384/ (дата обращения: 16.11.2024).
Формирование грамотного письма — это важнейшая задача начальной школы. Педагоги начальной школы часто сталкиваются с тем, что дети знают орфографические правила, но пишут с ошибками, или с тем, что многократные упражнения на отработку орфографического правила не приносят положительных результатов.
В своей педагогической деятельности многие педагоги смешивают орфографический навык и обучение формированию орфографического действия. Эти понятия разные и имеют специальные средства их достижения.
Навык — это автоматизированное действие. Для того, чтобы умение перешло в навык нужны упражнения. Они позволяют ребенку свернуть действия, которые часто выглядят как целая серия связанных между собой операций в автоматизированную деятельность, т. е. навык.
На уроках русского языка, при выполнении упражнений на поиск и объяснение орфограммы, мы проверяются орфографические умения, т. к. применение орфографического правила является для ребенка самоцелью на данном виде работ. Только в ситуации свободного письма (сочинение, доклад по окружающему миру…) учитель может посмотреть, насколько сформирован у учащихся орфографический навык, именно как автоматизированное действие.
Пути формирования навыка:
− через осознанное действие (алгоритм);
− на основе механизмов непроизвольной памяти.
Формируя орфографический навык через осознанное действие, мы учим детей находить орфограмму, учим учитывать часть слова, в которой находится орфограмма, подбирать проверочные слова.
В основе механизма непроизвольной памяти лежит чтение. При чтении можно выделить два типа ориентировки при чтении:
− смысловая (слежу за развитием сюжета, смыслом);
− орфографическая (непроизвольно фиксирую и запоминая орфографическую форму слова).
При орфографической ориентировке постепенно в голове ребенка накапливается определенный «словарь». Интересно, что ребенок запоминает не только корневые, приставочные и суффиксальные орфограммы, но и сочетания слов.
Орфографическая ориентировка помогает читающему непроизвольно запоминать написание слов. Орфографическую ориентировку часто называют орфографической зоркостью, которая является основой грамотного письма.
Ученые считают, что у некоторых детей орфографическая ориентировка развивается спонтанно. Как же быть с остальными?
Педагоги-новаторы разработали эффективный метод, который помогает научиться писать грамотно в любом возрасте. Конечно, чем раньше начать занятия с ребенком, тем быстрее и легче можно добиться необходимого результата. Расскажем об этом методе.
За основу берется теория известного в XIX веке исследователя Дмитрия Ивановича Тихомирова, которому в 1888 г. Петербургский комитет грамотности присудил Большую золотую медаль.
Данный подход успешно используется в системе Эльконина-Давыдова, но может быть использована в любой системе обучения.
Для развития орфографической ориентировки помогают определенные упражнения. Одним из таких упражнений является списывание или зрительные диктанты.
Эти упражнения должны отвечать нескольким требованиям.
Требования к орфографическим упражнениям:
− систематичность;
− выделение орфограмм до записи (в образце);
− орфографическое проговаривание (до записи и во время записи). Ребенок диктует сам себе, используя орфографическое проговаривание (по слогам). Слоговое проговаривание при письме помогает избежать типичных ошибок.
− операционная смысловая единица — предложение.
Для того, чтобы приучить детей, точнее их глаза, к непроизвольному запоминанию написания слов необходимо упражнения строить по определенным правилам (алгоритму).
Алгоритм работы над упражнениями
Что делаем |
Для чего делаем |
1. Прочитайте высказывание орфоэпически (так как представлено) На столе стоит чайник. |
1. Чтобы понять его смысл |
2. Составьте слоговую модель высказывания. На сто/ле сто/ит чай/ник.
|
2. Для подготовки к орфографическому чтению. |
3. Подчеркните в напечатанном высказывании орфограммы и прочитайте его по слогам, выделяя голосом слоги с орфограммами.
На сто/ле сто/ит чай/ник. |
3. Для того, чтобы запомнить орфографическую форму высказывания. |
4. Повторите высказывание точно также по слоговой модели, подчеркивая в ней слоги с орфограммами.
|
4. Чтобы проверить, удалось ли нам запомнить орфографическую форму высказывания. |
5. Запишите высказывание по памяти, диктуя себе по слогам и выделяя голосом слоги с орфограммами. |
5. Чтобы записать высказывание без ошибок. |
6. Прочитайте записанное высказывание, выделяя каждый слог и проверяя, не пропустили ли в нем какие-нибудь буквы или слоги. Можно сопровождать чтение выделением слогов в написанном. |
6. Чтобы проверить, правильно ли записано высказывание, нет ли пропусков букв или слогов. |
7. Подчеркните в своей записи орфограммы и сравните их с орфограммами в образце. На столе стоит чайник. |
7. Чтобы проверить, нет ли в записи ошибок на месте орфограмм. |
Такой алгоритм позволяет ориентироваться на слоговую структуру слова, позволяет научиться писать под самодиктовку. Когда ребенок пишет под самодиктовку, у него работают все анализаторы: зрительный, слуховой, рукодвигательный и речедвигательный. И это позволяет при написании вспомнить орфографическую форму слова.
Использование подобных видов упражнений позволяют избавиться от большого количества ошибок в любом возрасте. Представленный выше алгоритм, рекомендуется использовать в 1 классе. Начиная с 3–4 класса алгоритм можно свернуть, и он уже будет выглядеть так:
Алгоритм работы над упражнениями.
- Прочитайте высказывание орфоэпически (так как представлено)
- Прочитайте высказывание по слогам.
- Подчеркните в напечатанном высказывании орфограммы и прочитайте его по слогам, выделяя голосом слоги с орфограммами.
- Повторите высказывание точно также по слогам (по памяти).
- Запишите высказывание по памяти, диктуя себе по слогам и выделяя голосом слоги с орфограммами.
- Прочитайте записанное высказывание, выделяя каждый слог и проверяя, не пропустили ли в нем какие-нибудь буквы или слоги.
- Подчеркните в своей записи орфограммы и сравните их с орфограммами в образце.
Оценивание подобных списываний следует по двум критериям:
- Сколько слов удалось записать за отведенное время. Ребенок ориентируется на запоминание целого предложения.
- Какое количество ошибок допущено. Ребенок ориентируется на орфографическое проговаривание слов и их запоминание.
Если для оценивания использовать эти два критерия, то повышается мотивация учащихся на данный вид работы, без сворачивания алгоритма. Для проведения этой работы целесообразно завести отдельную тетрадь, чтобы ребенок видел свои результаты в динамике. Это также может повысить внутреннюю мотивацию детей. Чтением по слогам, с четким произношением каждой буквы необходимо заниматься каждый день.
Проверочные и контрольные работы можно проводить 1 раз в две недели. Проверяя работу ребенка, не выделяете ошибки красным цветом. Этим вы только закрепляете в памяти неправильное написание. Лучше выпишите слова, в которых сделаны ошибки, и включите их в новое высказывание.
С детьми 1–4 класса рекомендуется заниматься небольшое время, примерно от 5 до 10 мин. Далее моторика уже не работает, и чтение не приносит должного результата. С детьми старше десяти-одиннадцати лет продолжительность занятий может быть примерно 15 мин.
Систематическая работа по предложенным алгоритмам, позволяет сформировать у ребенка чувство «врожденной грамотности».