Формы развития социальной активности студентов педагогического колледжа
Автор: Комлева Ульяна Вадимовна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
Дата публикации: 01.11.2019
Статья просмотрена: 292 раза
Библиографическое описание:
Комлева, У. В. Формы развития социальной активности студентов педагогического колледжа / У. В. Комлева. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/347/15395/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье раскрывается понятие социальной активности студентов, представлены формы её развития в рамках профессиональной подготовки будущих учителей.
Ключевые слова: социальная активность, квазипрофессиональная деятельность, педагогический отряд, волонтерская деятельность, культурно-досуговая деятельность.
В Казахстане идет становление системы образования, ориентированной на образовательное пространство с учетом мировых требований. Этот процесс привел к изменениям методологических подходов и содержания образования. Такие изменения невозможны без формирования нового взгляда на подготовку будущих учителей начальных классов, осознающих цели и задачи обновленного содержания, особенности технологий обучения и новых форм оценивания. Это влечет за собой необходимость формирования готовности будущих специалистов к таким инновациям. В процессе подготовки у студента формируется внутренняя готовность к принятию социальной значимости выбранной профессии, к активному исполнению профессиональной роли, уделяется внимание развитию личностной позиции, уверенности в своих возможностях, пониманию требований в реальной постоянно меняющейся педагогической ситуации.
Осознание социальной значимости профессии есть профессиональная готовность молодого специалиста, что является проявлением его социальной активности.
Понятие социальной активности студенческой молодежи широко исследовано в литературе (Г. К. Астапенко, Е. Н. Василевская, В. И. Васин, А. В. Дмитриев, С. Н. Иконникова, Т. В. Ищенко, А. А. Иноземцев, Ю. С. Колесников, В. Т. Лисовский, В. В. Текучев, А. В. Шендрик). М. В. Колесникова рассматривает социальную активность студента как свойство личности, позволяющее ему осуществлять реализацию различных социально значимых видов деятельности в процессе профессионального становления в целях изменения себя, окружающей среды, социума в соответствии с собственными позитивными ценностными ориентациями и задачами общественного развития [1, с. 12].
Исходя из этой позиции социальная активность является фактором подготовки будущего специалиста как к инновационной деятельности, то есть к деятельности по разработке и реализации нововведений — целенаправленных изменений, которые вносят в среду внедрения новые относительно стабильные элементы (новшества), так и взаимодействию с социумом активно преобразовывая его в социально значимом направлении, что выражается в становлении его субъектности (авторства) к этому преобразованию [4. с. 204–207]. Поэтому для развития социальной активности необходима возможность свободного выбора направления и способа осуществления социальной деятельности, правовые гарантии для инициативы и творчества, а также социальный заказ на преобразование действительности в данном направлении.
Образовательный процесс в педагогическом колледже включает в себя различные формы развития «позитивной социальной активности» будущих педагогов.
Начиная с первого курса на учебных занятиях используется технология знаково-контекстного обучения А. А. Вербицкого. Это обучение, в котором с помощью системы дидактических форм, методов и средств моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста. Значимо то, что учение не замыкается на уровне получения знаний, а выступает формой личностной активности, которая обеспечивает воспитание необходимых предметно-профессиональных и социальных качеств личности будущего учителя. Квазипрофессиональная деятельность и учебная практика выступают основными формами развития социальной активности в учебном процессе.
Квазипрофессиональная деятельность — это деятельность, направленная на воссоздание предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирование систем отношений, характерных для деятельности учителя [3, с. 42–44].
Информация структурируется в кейсы (набор педагогических ситуаций и задач), которые в процессе применения кейс-стади, деловой игры и других активных имитационных методов, актуализируют абстрактные знания студентов позволяя разрабатывать и создавать имитационные модели по анализу педагогических ситуаций, а также проекты по решению педагогических задач.
В процессе освоения квазипрофессиональной деятельности происходит формирование когнитивного опыта, опыта деятельности и опыта отношений, что является основными задачами развития социальной активности студентов педагогического колледжа. Когнитивный опыт включает в себя осмысление педагогических проблем, ознакомление с системой педагогических воздействий, формулировку проблемы и планирование рефлексии как способов разработки социальной инициативы. Опыт деятельности заключается в применении теоретических знаний на практике, в обсуждении различных мировоззренческих позиций, в «проживании» различных форм методов и средств реализации социальной активности, а также в получении опыта взаимодействия, общения планирования и реализации инициативы. Опыт отношений выражается в становлении ценностно-ориентированной позиции в вопросах приоритетных для личности, переориентация на внутреннюю оценку, осмысление своей позиции, самоопределение, самоанализ, самообучение, которые являются основой педагогической деятельности.
Студенческая деятельность в рамках квазипрофессиональной деятельности обусловлена высокой степенью общения, что позволяет объяснить значимость студенческих общественных объединений для развития социальной активности.
Таким студенческим объединением является педагогический отряд. Обучающиеся со второго курса включаются в работу студенческого педагогического отряда (далее СПО), проявляя и развивая социальную активность, реализуя собственную инициативу, приобретая профессиональные умения и навыки, развивая педагогические способности и качества личности. СПО — это прекрасная площадка имеющая общие цели и задачи, создающая условия для обмена опытом, формирования личной инициативы и ответственности. А. Г. Фомина отмечает, что «формирование широкого социально-педагогического мышления, социальной активности будущего учителя возможно как следствие приобретенного опыта в процессе общественно педагогической деятельности» [4, с. 48]. СПО реализует свою деятельность в общеобразовательных школах, детских оздоровительных лагерях. Увлеченность, высокий уровень инициативности, творчества и самостоятельности, преобразование внешней социальной среды, знакомство с особенностями работы образовательных учреждений, взаимодействие с детьми как в учебное, так и в каникулярное время, ориентация в системе межличностных отношений, навык формирования детского коллектива — вот основные преимущества педотряда, которые позволяют поднять уровень социальной активности на более высокую ступень.
Наряду с работой студенческого отряда в рамках развития социальной активности в колледже осуществляется деятельность волонтеров. Приобретая реальный опыт профессиональной деятельности с детьми с особенными возможностями здоровья и детьми, оставшимися без попечения родителей студенты волонтеры приобщаются к решению психолого-педагогических и социально-педагогических проблем.
Систематическая организация студентами-волонтерами дополнительных занятий коррекционного и развивающего характера с учащимися и воспитанниками, проведение различные досуговых форм (кружки, мероприятия, акции, конкурсы и т. д.), помощь в приготовлении уроков, совместного проведения свободного времени, неформального общения с детьми, тьюторство в специальной общеобразовательной школе-интернате, в детской деревне семейного типа дает богатые возможности для формирования устойчивого профессионального самоопределения личности и развитию ее социальной активности.
Немаловажную роль в развитии социальной активности играет культурно-досуговая деятельность. Культурно-досуговая деятельность как целенаправленный процесс создания условий для мотивированного выбора личностью предметной деятельности, определяемой представленными возможностями и интересами, способствует формированию социальной активности, обуславливающей эффективность в профессиональной подготовке. Она способствует сплочению коллектива студентов, позволяет формировать все выше перечисленные качества, обеспечивает индивидуальную самореализацию личности.
Процесс развития социальной активности в такой деятельности включает социализацию и индивидуализацию личности. Социализация состоит в присвоении индивидом своей социальной сущности, а индивидуализация — в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которому он получает возможность развивать себя согласно собственным природным задаткам и социальным потребностям.
Культурно-досуговая деятельность проявляется в различных формах. Эти формы могут быть классифицированы по разным основаниям: по субъекту деятельности (массовая, групповая, индивидуальная); по месту осуществления деятельности (домашняя и внедомашнияя); по характеру организации деятельности (институциональная или общественно организованная и неорганизованная); по наличию творческого элемента (активная и пассивная). Также досуговая деятельность может носить пассивный характер (чтение книг, журналов, просмотр телепередач, посещение кинотеатров и др.) и активный характер (занятия по интересам, занятия художественным и техническим творчеством и т. п.) [2, с. 10].
Успешность процесса развития социальной активности зависит от осознания студентами личностной и общественной значимости свободного времени и его стремлением к творческой, активной социально-ориентированной деятельности в процессе своего досуга. В колледже функционируют кружки, клубы, творческие студии (танцевальная, художественная, поэтиеска).
Таким образом, социальная активность будущего специалиста является необходимым условием, обеспечивающим качество профессиональной подготовки студента, подготовку конкурентоспособного специалиста, готового к реализации инноваций. Так как от того, какое значение и ценность студент придает учебно-профессиональной деятельности, как выстраивает собственную систему отношений и как регулирует свое взаимодействие с различными субъектами образовательного процесса по преобразованию себя и социума в ходе учебно-профессиональной деятельности зависит, какие качественные преобразования с ним, как будущим специалистом произойдут, что он приобретет. А представленные выше формы работы по развитию социальной активности позволяют создать благоприятные и эффективные условия для ее развития.
Литература:
- Колесникова М. В. Развитие социальной активности студентов в процессе профессионального становления: на примере педагогического вуза: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Колесникова Мария Викторовна; [Место защиты: Ом. гос. пед. ун-т]. — Омск, 2007. — C. 12.
- Леонова Е. И. Формирование социальной активности студентов в процессе культурно-досуговой деятельности: Автореф… дис. кан. пед. наук. — К.: 2011.- С. 10.
- Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под общ. ред. В. С. Кукушкина. — М., Ростов н/Д: МарТ, 2006. — С.42–44.
- Харланова Е. М. Роль социальной активности будущего специалиста в его профессиональном становлении/ Е. М. Харланова //Молодой ученый Ежемесячный научный журнал. — 2009.— № 3. — С. 204–207.
Ключевые слова
квазипрофессиональная деятельность, социальная активность, волонтерская деятельность, культурно-досуговая деятельность, педагогический отрядПохожие статьи
Роль внеклассной деятельности в развитии личности ребёнка на примере кружковых занятий по деревообработке
В статье рассматриваются вопросы взаимосвязи видов внеклассной деятельности с формированием личностных особенностей учащихся.
Профессиональная готовность студентов педагогического колледжа к организации профилактической деятельности среди подростков в образовательном учреждении
В статье авторы рассматривают проблему профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа к организации профилактической работы в условиях современной школы. Выделены и охарактеризованы особенности организации профилактической работы с де...
Пути и способы формирования коммуникативной компетенции учащихся педагогического колледжа
В статье автор определяет эффективные пути, методы и приёмы формирования коммуникативной компетенции будущих педагогов.
Роль детской общественной организации во всестороннем развитии личности школьника
В статье раскрывается роль общественной организации во всестороннем развитии личности школьника. Представлена конкретная программа деятельности детского объединения, реализованная в условиях одной из общеобразовательных школ города Арзамаса. Дана под...
Инструменты мотивирования студенческой молодежи к успешному обучению
В статье рассматриваются проблемы повышения мотивации к обучению. Представлены результаты опроса о причинах отсутствия желания учиться и пути их решения. Описана авторская разработка методического пособия, включающего тренинги для студенческой молоде...
Самообразование как фактор формирования профессиональной компетентности учащихся педагогического колледжа по специальности «Начальное образование»
В статье автор определил условия и виды деятельности субъектов образовательного процесса колледжа для формирования профессиональной компетентности посредством самообразования учащихся.
Внеурочная предметная деятельность и её роль на современном этапе
В статье рассмотрена роль внеурочной предметной деятельности в свете современного подхода к образованию и ориентации ФГОС на определенный результат обучения.
Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме системы стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации. Рассматриваются мотивы профессиональной деятельности педагогов, условия, необходимые для стимулирован...
Психолого-педагогические условия развития мотивации педагогов ДОУ к осуществлению инновационной деятельности
В статье освещаются различные аспекты профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. В частности, затрагиваются проблемы развития мотивации к осуществлению инновационной деятельности педагога, как одного из видов профессиональной дея...
Организация научно-исследовательской деятельности в рамках школьного научного общества учащихся
Статья посвящена научно-исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе. Раскрывается сущность новой технологии обучения, показана ее эффективность в работе с учащимися.
Похожие статьи
Роль внеклассной деятельности в развитии личности ребёнка на примере кружковых занятий по деревообработке
В статье рассматриваются вопросы взаимосвязи видов внеклассной деятельности с формированием личностных особенностей учащихся.
Профессиональная готовность студентов педагогического колледжа к организации профилактической деятельности среди подростков в образовательном учреждении
В статье авторы рассматривают проблему профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа к организации профилактической работы в условиях современной школы. Выделены и охарактеризованы особенности организации профилактической работы с де...
Пути и способы формирования коммуникативной компетенции учащихся педагогического колледжа
В статье автор определяет эффективные пути, методы и приёмы формирования коммуникативной компетенции будущих педагогов.
Роль детской общественной организации во всестороннем развитии личности школьника
В статье раскрывается роль общественной организации во всестороннем развитии личности школьника. Представлена конкретная программа деятельности детского объединения, реализованная в условиях одной из общеобразовательных школ города Арзамаса. Дана под...
Инструменты мотивирования студенческой молодежи к успешному обучению
В статье рассматриваются проблемы повышения мотивации к обучению. Представлены результаты опроса о причинах отсутствия желания учиться и пути их решения. Описана авторская разработка методического пособия, включающего тренинги для студенческой молоде...
Самообразование как фактор формирования профессиональной компетентности учащихся педагогического колледжа по специальности «Начальное образование»
В статье автор определил условия и виды деятельности субъектов образовательного процесса колледжа для формирования профессиональной компетентности посредством самообразования учащихся.
Внеурочная предметная деятельность и её роль на современном этапе
В статье рассмотрена роль внеурочной предметной деятельности в свете современного подхода к образованию и ориентации ФГОС на определенный результат обучения.
Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме системы стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации. Рассматриваются мотивы профессиональной деятельности педагогов, условия, необходимые для стимулирован...
Психолого-педагогические условия развития мотивации педагогов ДОУ к осуществлению инновационной деятельности
В статье освещаются различные аспекты профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. В частности, затрагиваются проблемы развития мотивации к осуществлению инновационной деятельности педагога, как одного из видов профессиональной дея...
Организация научно-исследовательской деятельности в рамках школьного научного общества учащихся
Статья посвящена научно-исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе. Раскрывается сущность новой технологии обучения, показана ее эффективность в работе с учащимися.