LEGO-конструирование — средство поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников
Авторы: Зевакина Наталья Николаевна, Воротягина Ирина Геннадьевна, Окатова Татьяна Николаевна, Кулешова Наталья Михайловна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
XI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, декабрь 2019)
Дата публикации: 08.11.2019
Статья просмотрена: 506 раз
Библиографическое описание:
Зевакина, Н. Н. LEGO-конструирование — средство поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников / Н. Н. Зевакина, И. Г. Воротягина, Т. Н. Окатова, Н. М. Кулешова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 16-17. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/351/15413/ (дата обращения: 15.11.2024).
Развитие современного общества выдвигает все новые требования в различных областях общественной жизни, в том числе и в системе образования. «Качественный скачок развития новых технологий повлёк за собой потребность общества в людях, способных нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Дети 21 века живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения, в условиях быстро меняющейся жизни, человеку требуются не только владение определённым багажом знаний, но и, в первую очередь, умения добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, уметь трансформировать и адаптировать имеющийся опыт к быстро меняющимся условиям.
Совершенствование образовательного процесса в условиях модернизации дошкольного образования идёт по многим направлениям, затрагивая главным образом формирование личностных качеств дошкольника. На современном этапе основным в дошкольном образовании является формирование психических процессов и развитие личностных качеств ребёнка, таких как любознательность, целеустремленность, самостоятельность, ответственность, «творчество» или креативность, обеспечивающих социальную успешность и способствующих формированию интеллектуальной творческой личности». [2]
Интеллектуальная творческая личность характеризуется таким качеством, как умением принимать решения и достигать требуемого результата в проблемных ситуациях, самостоятельно восполняя недостаток знания и информации. Немаловажно и такое умением, как способность позитивно взаимодействовать в коллективе и отстаивать свою точку зрения, обосновывая её, вести дискуссию таким образом, чтобы она приводила к новому пониманию проблемы, а не к конфликту. [2]
Современная система образования основной задачей перед педагогами ставит воспитание и развитие всесторонне развитой личности. Именно на это нацелены все современные педагогические технологии и программы, разрабатываются инновационные способы и средства для формирования и развития гармонически развитой личности. Отечественные педагоги, такие как Усова А. П. утверждает «В период дошкольного детства должна быть такая систематизация знаний для дошкольника, которая с одной стороны учитывала бы их возрастные особенности, а с другой способствовала формированию у детей общих представлений и понятий, развитие их мыслительных способностей» [1]. Конструктивная деятельность, как одна из ведущих видов деятельности в дошкольном возрасте гармонично сочетает в себе, элемент игровой деятельности, познавательной, творческой, развивает самостоятельность инициативность и активность. Конструирование успешно может интегрировать различные образовательные области. Одним из наиболее интересных видов конструирования в настоящее время является конструирование с использованием конструктора LEGO. «LEGO-конструирование — один из видов продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании (строительные игры) с использованием широкого диапазона универсальных LEGO-элементов. Использование в работе с детьми LEGO-конструирования помогает им реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку играя в увлекательную, творческую и познавательную игру, создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС». [3]
LEGO-конструирование позволяет не только научить детей конструктивной деятельности, но и затрагивает другие образовательные области.
«LEGO — пример интеграции всех образовательных областей как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Рассмотрим пример интеграции образовательных и воспитательных направлений в процессе детского конструирования:
– Развитие математических способностей — ребёнок отбирает, отсчитывает необходимые по размеру, цвету, конфигурации детали.
– Развитие речевых и коммуникационных навыков — ребёнок пополняет словарь новыми словами, в процессе конструирования общается со взрослыми, задаёт конкретные вопросы о различных предметах, уточняет их свойства.
– Коррекционная работа — оказывает благотворное воздействие на развитие ребёнка в целом (развивается мелкая моторика, память, внимание, логическое и пространственное мышление, творческие способности и т. д.).
– Воспитательная работа — совместная игра с другими детьми и со взрослыми помогает малышу стать более организованным, дисциплинированным, целеустремлённым, эмоционально стабильным и работоспособным, таким образом, играет позитивную роль в процессе подготовки ребёнка к школе» [3]
Стоит отметить и творческую составляющую LEGO -конструирования, ведь в процессе самостоятельной игровой деятельности с использованием конструктора LEGO ребенок создает свой мир с различными героями известными и придуманными, использует свою фантазию и воображение, проявляет инициативность при использовании тех или иных LEGO –деталей для воплощения своего замысла. Основная задача педагога тактично направить ребенка в проявлении своих талантов и способностей. Дети, занимающиеся LEGO-конструированием, имеют богатую фантазию, воображение, у них развиты пространственное, логическое, математическое мышление, память. «Дети любят конструировать, воплощая в жизнь новые технические идеи, реализуя свои творческие способности. Делая свои первые шаги, они собирают модели по инструкции: от простых к сложным, совершенствуя свои умения». [4, с.5]
Литература:
- Усова А. П. «Обучение в детском саду». — М.: Просвещение, 1981. — 175 с.
- «Инновационное образовательное пространство ДОУ» //. URL: https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=5763 (дата обращения: 05.11.2019).
- «Как провести занятия по лего-конструированию в детском саду» //. URL: https://melkie.net/detskoe-tvorchestvo/lego-konstruirovanie-v-detskom-sadu.html (дата обращения: 05.11.2019).
- Мельникова О. В., «Лего-конструирование 5–10 лет. Программа, занятия. 32 конструкторские модели». — Волгоград: «Учитель», 2012. — 51 с.