Визуальные помощники в повседневной жизни детей с выраженными ментальными нарушениями | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

XI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, декабрь 2019)

Дата публикации: 16.11.2019

Статья просмотрена: 502 раза

Библиографическое описание:

Андросова, Т. В. Визуальные помощники в повседневной жизни детей с выраженными ментальными нарушениями / Т. В. Андросова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 47-46. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/351/15416/ (дата обращения: 15.11.2024).



Дети с интеллектуальными нарушениями являются одной из наиболее уязвимых групп населения. Их развитие почти полностью зависит от помощи, которую они получают, а перспективы дальнейшей жизни — от уровня самостоятельности при решении повседневных задач (бытовых, коммуникативных, досуговых и др.) и способности адаптироваться в имеющихся условиях проживания. Часто бывает, что при переходе из учреждения для детей в учреждение для взрослых молодые инвалиды деградируют, уменьшается их возможность справляться со своими нуждами, падает качество жизни.

Перспективы улучшения качества жизни молодых инвалидов с ментальными нарушениями связаны с усовершенствованием системы подготовки детей-инвалидов к дальнейшему жизнеустройству.

Ключевую роль в успешной подготовке воспитанников к взрослой жизни играет организация специальной среды развития, создание таких условий, где ребенок мог проявлять собственную инициативу, делать осознанный выбор, выполнять бытовые дела с минимальной помощью взрослого.

Организуя среду большое внимание уделяем визуальным помощникам. С помощью которых ребенок способен самостоятельно справляться с повседневными делами. В данном случае роль взрослого берет на себя «визуальная подсказка».

В процессе обучения мы позволяем предметам, мебели, комнатам «говорить» самим за себя. На стенах, дверях, дверцах шкафов, ящиках, полках на удобной высоте закреплены символы — подсказки, личное пространство ребенка, его личные вещи маркируется его фотографией или напечатанным словом, в зависимости от возможностей ребенка, что помогает воспитанникам ориентироваться в ближайшем окружающем пространстве и быстрее его осваивать.

Для того, чтобы абстрактная концепция времени «стала зримой», мы используем сезонные календари, песочные часы, будильник, а также визуальное расписание дня, которое дети самостоятельно выстраивают, при этом учатся планировать дела на день. В течение дня в общем расписании дети переставляют «указательную стрелочку» на то действие, которое выполняется в данный момент, при этом видно предыдущее и следующее действие. Помимо общего расписания на экране «режим дня», отображаются занятия со специалистами, занятия по дополнительному образованию, бытовые дела, досуговая деятельность индивидуально для каждого воспитанника. Так ребенку легче понимать, что он делал, и что будет делать сегодня. Без такой «конкретизации» многие были бы достаточно растеряны. Предоставление упорядоченности событий помогает предупредить нарушение поведения, проявлений негативных реакций.

Регулировать возникающие конфликты между воспитанниками помогают визуализированные правила проживания в квартире, которые ребята сами выбирали при заселении в квартиру.

Также существует визуальный экран «график уборки», где находятся фотографии воспитанников и последовательность дней недели.

Каждый ребенок выбирает дело из каталога «Уборка», и крепит ее на пересечении своей фотографии и соответствующего дня недели. Ориентировка в последовательности действий внутри деятельности «одевания», «раздевания», «умывания», «мытья рук» и т. д. обеспечивается также наличием зрительных опор, при этом используются расположенные по порядку соответствующие карточки. В процессе развивающих занятий соблюдается постоянная последовательность, которая отображается знаками — картинками или предметами.

При обучении пользованию бытовыми приборами и кухонной техникой ребятам предлагаются визуальные инструкции, где на фотографиях отражается каждый последовательный шаг при работе с той или иной техникой. Такой альбом с подробной визуальной инструкцией для ребенка является так называемой «внешней памятью», который помогает ребенку правильно и в необходимой последовательности выполнить все действия.

Пример пользования посудомоечной машиной:

– открыл посудомоечную машину,

– вытянул противень (корзину) на себя,

– очистил посуду от крупных остатков пищи,

– положил грязную посуду в посудомоечную машину,

– положил всю грязную посуду,

– задвинул противень (корзину),

– проверил, что крышка (для таблетки) открыта,

– положил таблетку внутрь,

– задвинул крышку,

– закрыл посудомоечную машину,

– нашел кнопку «Включение/Выключение»,

– нажал кнопку «Включение/Выключение»,

– нашел кнопку «Старт»,

– нажал кнопку «Старт»,

– проверил, что загорелись лампочки и машина начала работать,

– увидел, что лампочки на машине погасли,

– нашел кнопку «Включение/Выключение»,

– нажал кнопку «Включение/Выключение»,

– открыл посудомоечную машину,

– выдвинул противень (корзину),

– достал посуду,

– положил чистую посуду на место,

– оставил машину проветриваться (на 15 минут),

– закрыл посудомоечную машину.

При обучении воспитанников приготовлению блюд используем визуальные рецепты, отдельные карточки с продуктами, визитницу. Воспитанники, выбрав блюдо, которое планируют готовить, находят соответствующий рецепт. Ориентируясь на визуальный рецепт определяют наличие необходимых продуктов, карточки с недостающими продуктами вкладывают в визитницу, с которой отправляются в магазин, где по карточкам находят и покупают нужные продукты. Затем, по возвращению домой, готовят запланированное блюдо, выполняют все необходимые действия и приемы, указанные в визуальном рецепте. Отдельные кулинарные приемы также визуализированы (полный стакан, пол-стакана, ложка столовая, ложка чайная, полная ложка, пол-ложки).

Визуальные помощники в жизни воспитанников с выраженной интеллектуальной недостаточностью являются огромным вспомогательным средством на пути к самостоятельности. Используя визуальных помощников, уровень помощи со стороны взрослого при выполнении ежедневных дел снижается, и ребенок делает свой шаг в развитии. Пусть маленький, но значимый для его жизни.

Основные термины (генерируются автоматически): посудомоечная машина, ребенок, визуальный рецепт, грязная посуда, дело, кнопка, общее расписание.

Похожие статьи

Использование информационных технологий в работе с детьми с ментальными нарушениями

Нейродинамические упражнения в работе с детьми, имеющими ОВЗ

Театрализованные игры как средство активизации речевой деятельности у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи

Методы и приёмы работы с детьми с задержкой психоречевого развития

Особенности применения графических средств альтернативной и дополнительной коммуникации в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Организация оптимальных условий для физического развития детей с патологией зрения с учетом их специфических особенностей

Игротерапия как средство развития и воспитания детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Использование сказок в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи

Альтернативные средства общения, используемые в коррекционной работе с неговорящими детьми

Применение нейропсихологических техник в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ

Похожие статьи

Использование информационных технологий в работе с детьми с ментальными нарушениями

Нейродинамические упражнения в работе с детьми, имеющими ОВЗ

Театрализованные игры как средство активизации речевой деятельности у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи

Методы и приёмы работы с детьми с задержкой психоречевого развития

Особенности применения графических средств альтернативной и дополнительной коммуникации в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Организация оптимальных условий для физического развития детей с патологией зрения с учетом их специфических особенностей

Игротерапия как средство развития и воспитания детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Использование сказок в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи

Альтернативные средства общения, используемые в коррекционной работе с неговорящими детьми

Применение нейропсихологических техник в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ